Главные вкладки

    ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    статья по логопедии (старшая группа)

    В статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на активизацию речемыслительной деятельности, представлена положительная динамика, по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_ik_kak_sposob_razvitiya.docx60.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дубовцева А.Р., Соловьева А.В., Гертман Е.Л.

    МБДОУ №201, г. Ижевск

    ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Аннотация: в статье описано определение речемыслительной деятельности, его компонентная структура. Способом активизации речемыслительной деятельности выбрана интеллект-карта, описано ее определение, влияние на активизацию речемыслительной деятельности, представлена положительная динамика, по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.

    Ключевые слова: речемыслительная деятельность, интеллект-карта, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.

    Активизация речемыслительной деятельности как  у детей с тяжелыми нарушениями речи, так и у детей без особых образовательных потребностей – актуальная задача современной педагогики. От уровня развития речемыслительной деятельности зависит не только  школьное обучение, но и социализация ребенка в обществе. Говоря простым языком, на сколько, хорошо ребенок может выразить свои мысли и возникающие идеи словами, на столько проще ему взаимодействовать с окружающим миром.

    В настоящий момент в современной науке вопрос о том, что такое речемыслительная деятельность так и остался не решеным. Проведя анализ различных  источников, мы решили, что в нашем исследовании будем понимать речемыслительную деятельность как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами [1].

    Следовательно, одной из важных задач становится – поиск эффективных форм  обучения для развития речемыслительной деятельности детей. В этом контексте следует обратить внимание на  интерактивные формы обучения. Под понятием интерактивность следует понимать активное взаимодействие участников обучения между собой. Такая форма организации образовательного процесса способствует тому, что обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, взаимодействуют друг с другом, рассуждают и объясняют.

    К интерактивным формам обучения относят технологию наглядного моделирования. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Одной из технологий наглядного моделирования являются интеллект-карты, которые используются нами в работе с воспитанниками с ТНР для активизации речемыслительной деятельности.  Интеллектуальная карта - это изображение информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области [4].

    Технология интеллект-карт впервые была предложена британским психологом Тони Бьюзеном [1]. Интеллектуальная карта обладает рядом неоспоримых преимуществ:

    • яркая наглядность позволяет активизировать внимание детей (мотивационный компонент),
    • структура интеллект-карты помогает построить внутреннюю программу высказывания и выделить главное и второстепенное, это своеобразный план рассказа, где ее составитель может начать рассказывать с любого места в карте, которое он посчитает нужным (содержательный компонент),
    •  позволяет использовать творческий подход, как при ее создании – рисование рисунков, придумывание ассоциаций, символов, так и при составлении рассказа по ней – добавление деталей в рассказ, выбранных из собственного опыта ребенка (процессуально-творческий компонент)

    Обобщая все вышесказанное, мы можем говорить о том, что интеллект-карта позволяет активизировать все компоненты речемыслительной деятельности. На основании этих заключений мы решили провести эксперимент, на базе МБДОУ № 201 г. Ижевска. В экспериментальную группу вошли 14 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением, которое формулируется как «Общее недоразвитие речи III уровня».

     Для анализа результатов эксперимента был разработан лист экспертных оценок. Специалисты, работающие с детьми группы, отвечали на сформулированные утверждения. Объективность ответов была достигнута большим количеством экспертов (в состав экспертов вошли: воспитатели групп ТНР, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители), проводивших оценку речемыслительной деятельности детей. Ответы суммировались и вычислялось среднее значение. В соответствии с полученными результатами было выделено три уровня сформированности речемыслительной деятельности – низкий, средний, высокий.

    Результаты констатирующего эксперимента можно представить в виде диаграммы.

    По результатам исследования была проведена коррекционно-развивающая работа, в ходе которой специалисты учреждения активно использовали интеллект-карты. На занятиях учителей-логопедов дети вместе создавали интеллект-карты по лексическим темам и на основании карт составляли связные высказывания. На занятиях воспитателей дети изучали новые темы по окружающему миру и художественной литературе с помощью интеллект - карт. На занятиях педагога-психолога дети изучали эмоции,  разбирали социально приемлемые формы поведения и способы выражения своих эмоциональных состояний. Учителя-дефектологи использовали интеллект – карты для формирования элементарных математических представлений. На музыкальных занятиях интеллект-карты использовались для изучения музыкальной истории.

    По завершению работы, проводимой с использованием интеллект-карт, была зафиксирована следующая положительная динамика активизации речемыслительной деятельности:

    • Дети стали активно вступать в игровое взаимодействие друг с другом, повысилось желание себя проявить во время совместной деятельности.
    •  Дети проявляли больший интерес при изучении новой темы.
    • Увеличился объем словарного запаса, дети стали более успешно актуализировать слова, реже допускали грамматические и логические ошибки при составлении высказывания.
    •  Появилось желание решать творческие задачи, искать нестандартные пути решения.

    Результаты можно представить в виде диаграммы.

    Таким образом, интеллект-карта способствует активизации речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Список литературы:

    1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208 с.
    2. Курчатова Н.Ю. Компоненты, критерии и уровни речемыслительной деятельности старших школьников [Текст] / Н. Ю. Курчатова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2018. - Вып. 2. - С. 228-234. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 1819-7671
    3. Курчатова, Н. Ю. Педагогическая система активизации речемыслительной деятельности старших школьников / Н. Ю. Курчатова // Известия Саратовского университета: новая серия. –  Саратов : Изд-во СГУ, 2009. – Вып. 3.  – Том 9. – С. 95-99.
    4. Озолина И.А. Интеллект-карты в воспитании творческой активности детей-сирот// Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева // Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск) 2013 г. с. 253-257 ISSN: 1995-0861

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность

    Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...

    Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

    Активизация речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня.

    Активизация речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня....

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

    "Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"

    Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....

    Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

    Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...