Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Каракозова Людмила Васильевна

Практические рекомендаци для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

    В развитии связной речи четко определяется взаимосвязь речи с психологическими процессами, мышление, восприятие. Для того чтобы уметь рассказывать необходимо четкое представление об объекте и предмете рассказа, способность анализировать, определять причинно-следственные связи, выделять свойства и качества предметов и явлений. Участвуя в различных событиях повседневной жизни, ребенок накапливает эмоциональный опыт, который возбуждает, активизирует и вдохновляет его на словесные высказывания.

     Известны два основных вида речи, а именно диалогическая и монологическая. Для каждой из этих видов речи характерным является наличие своих особенностей. К основным чертам диалогической речи относятся: неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. Диалогическая речь предполагает наличие умения формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение. Что касается монологической речи, то как речь одного лица, данный вид речи требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо и образно.

     Связная речь бывает ситуативной и контекстной. Для ситуативной речи характерным является наличие связи с конкретной наглядной ситуацией, а также не полное отражение содержания мысли в речевых формах. Как правило, ситуативная речь понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий в процессе ситуативной речи пользуется жестами, мимикой, указательными местоимениями. Что касается контекстной речи, то основной отличительной ее особенностью является тот факт, что содержание этой речи понятно из самого контекста. Контекстная речь является сложной потому как требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, а только посредством опоры на языковые средства.

   Основы методики развития связной речи у дошкольников представлены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в дошкольном возрасте разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.

    У детей старшего дошкольного возраста монолог достигает достаточно высокого уровня. Дети могут пересказать текст последовательно, составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную им тему. Но все равно дети ещё нуждаются в помощи педагога, т.к. у них, в большинстве, ещё не сформировано умение выражать своё эмоции к описываемым действиям и предметам в своем монологе.

В старшем дошкольном возрасте детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. И обучение правильно построить рассказ проходит постепенно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается более сложными формами самостоятельного рассказа.

Обучение пересказу

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но и есть еще общие методические приемы:

1.подготовка к восприятию текста;

2.чтение текста педагогом;

3.беседа по вопросам;

4.состовление плана пересказа;

5.повторное чтение текста педагогом

6.пересказ.

Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста:

- вводная беседа, настраивающая детей на понимание произведения (рассказ, стихотворение, сказка и т.д.), рассматривание иллюстраций и картин по теме;

- выразительное чтение текста произведения педагогом без цели запоминания детьми произведения;

- беседа по содержанию и форме текста произведения, и вопросы педагога должны хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей. Нужно задавать детям поисковые вопросы (куда? где?) и проблемные вопросы (как? почему? зачем?) которые требуют ответов сложными предложениями.

- составление плана пересказа произведения (дети старшего дошкольного возраста совместно с педагогом составляют план);

- повторное чтение текста произведения педагогом с целью запоминания;

- пересказ текста произведения детьми самостоятельно; -оценка детского пересказа (педагог совместно с детьми делают оценку каждому пересказу).

Короткий текст пересказывается полностью, сложный и длинный текст дети пересказывают по цепочке.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

У дети старшего дошкольного возраста появляется возможность пользоваться сериями сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Упрямые козлы», «Где клубок?», «Истории в картинках» Николая Радлова.

Детей старшего дошкольного возраста педагог учит не только видеть то, что изображено на переднем плане, её основной фон, а видеть не только основное, но и еще детали (задний план картины, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды).

Также поступают и с сюжетной линией. Педагог учит детей видеть не  только то, что изображено в настоящий момент, но и следующие за этим события. Педагог, задавая вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию,выходящую за пределы содержания картины.Очень важно совмещать задачу по развитию связной речи с другими речевыми задачами: обогащением словаря, формированием грамматического строя речи и интонационной выразительности речи.

Методика обучения рассказу по картине в старшей группе:

1) подготовка к эмоциональному восприятию картины;

2) по теме занятия лексико-грамматические упражнения;

3) рассматривание картины в целом;

4) вопросы педагога по содержанию картины;

5) составление плана по рассказу педагогом совместно с детьми;

6) рассказы по картине 4-5 детей;

7) оценка каждого рассказа детьми с дополнениями воспитателя.

Необходимо научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

Методика обучения описанию детей старшей группы:

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы педагога по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о том какие действия с объектом можно произвести, и отношение детей к объекту;

4. составление педагогом совместно с детьми подробного плана рассказа;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

7. оценка рассказов педагогом, потом оценка детьми (рассказы оцениваются по очереди, критерии оценок дает педагог).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», (один ребенок начинает рассказ, а другой ребенок заканчивает). Чтобы детям было более понятно можно закрепить материал занятия объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов).

Можно включить в занятие элементы, театральной деятельности, игровой деятельности и конструирования.

Помимо этого, в старшем дошкольном возрасте широко используются сравнительные описания, когда описываются и сравниваются два объекта вместе. Подготовительная работа сравнительного описания является обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например, «яблоко сладкое, а лимон кислый; валенки носят зимой, а сандалии носят летом, и панамку носят летом тоже». Такие предложения составляются по вопросам и образцу педагога. Для описания у детей старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека.

Существуют виды рассказов по мере усложнения:

1.рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе

(«как мы поливали цветы», «кого мы видели в зоопарке»);

2. рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

3. рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок осенью и весной»);

4. рассказ об одном времени года («что ты знаешь о зиме?») и об отдельном явлении природы («град и дождь»).

5. рассказ о том, что делали в выходные и праздничные дни, как провели отпуск, где побывали;

6. составление письма коллективно (например, послание деду Морозу).

Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего

дошкольного возраста.

1.      Разговор воспитателя с детьми.

2.      Чтение литературных произведений.

3.      Словесные поручения.

4.      Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов

5.      Разнообразные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры инсценировки подвижные, игры- драматизации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у дошкольников старшего возраста с ОНР.

В настоящее время выделяют четыре уровня развития.первый уровень ( речевые средства ребенка ограничены), активный словарь практически не сформирован, высказывания сопровождаются мимикой и жестами....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Консультация для воспитателей. "Развитие связной речи у дошкольников среднего возраста".

Консультация может быть интересна не только воспитателям, но и родителям....

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказы...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников среднего возраста с элементами мастер- класса.

Уважаемые коллеги, хочу представить  вашему вниманию  свою работу  по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста. При организа...