План самообразования «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК» старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Однако только специальное ре¬чевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, ко¬торая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу.С помощью сказок дети начинают понимать насколько богат язык. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся слушать, пересказывать, инсценировать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки. цель: Создать условия для педагогов и родителей по решению проблемы, развития связной речи дошкольников через чтение художественной литературы с использованием драматизации сказок. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_pedagoga_2022-2023.docx412.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

 "Сильным, опытным становится педагог,

 который умеет анализировать свой труд..."

 

                 В.А.Сухомлинский

Маршрут профессионального и личностного

совершенствования педагога

Головачёва Екатерина Викторовна

2022-2023 уч.г.

Маршрут, по которому Я отправляюсь

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗОК»

Моя цель: Создать условия для педагогов и родителей по решению проблемы, развития связной речи дошкольников через чтение художественной литературы с использованием драматизации сказок. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию связной речи дошкольников через чтение художественной литературы с использованием драматизации сказок.  

2.  Разработать перспективный план работы с детьми.

3.  Подготовить и провести диагностику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (в начале и в конце учебного года).

4.  Организовать специально-организованную работу с дошкольниками по развитию связной речи через чтение художественной литературы и драматизации сказок.

5. Подготовить и провести консультации, мастер-классы, открытые НОД, сообщения для педагогов на педсовете и др. по теме самообразования.

6. Провести работу с родителями в форме консультаций, предоставлений информации в уголок для родителей и др. форм работы по заявленной теме самообразования.

7. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду (ППРС) в группе (мини-центр по сказкам, театрализованные игры, игры-драматизации по мотивам сказок и др.).

 8. Создать картотеку сказок для старших дошкольников (русские народные, авторские, зарубежные).

Анкета №1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Вопросы

баллы

1

Я стремлюсь изучить себя.

5

2

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

3

3

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

3

4

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

4

5

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

4

6

Я анализирую свои чувства и опыт.

3

7

Я много читаю

2

8

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

5

9

Я верю в свои возможности

5

10

Я стремлюсь быть более открытым человеком

4

11

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

4

12

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

3

13

Я получаю удовольствие от освоения нового

3

14

Возрастающая ответственность не пугает меня.

4

15

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе

4

Обработка анкеты:

Посчитайте сумму баллов первой анкеты

Если у Вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития

Анкета № 2 - Степень владения навыками самостоятельной работы

 

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

+

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

+

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти

+

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

+

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

+

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц

+

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение

+

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения

+

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий

+

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию

+

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:  

+ - владею свободно,  

? - владею посредственно, вызывает затруднение,

 ! – не владею.

 

Маршрут  по самообразованию

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.)

1

Сентябрь

Изучение литературы и интернет - ресурсы

- перспективное планирование;

- консультации и буклеты для воспитателей;

- консультации, буклеты, памятки для родителей;

- папки - передвижки;

2

Октябрь

Взаимодействие с детьми

(итоговый мониторинг в начале года)

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Итоговый мониторинг «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА» по методике О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.

Цель исследования: выявить уровень развития речи у детей 5-6 лет.

Чтение русских народных сказок:

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой

Цель: Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать небольшие отрывки. Развивать связную речь.

Дидактические игры:

 «Узнай, из какой сказки», «Угадай сказку», «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинкам».

Цель: Развитие у детей мышление, память, воображение, знание героев из сказок.

Родительское собрание

«Роль сказки в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: расширение представлений родителей по развитию речи и в важности литературного образования и воспитания у детей интереса к чтению и любви к книге.

Создание картотеки русских народных сказок.

3

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение русских народных сказок:

«У страха глаза велики», «Заяц-хвастун» обр. О. Капицы

Цель: Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать сказку с использованием схем-мнемотаблиц «Сказки». Развивать связную речь.

Дидактические игры:

 «Определи сказку по отрывку», «Из какой сказки герой».

Цель: Развивать речевое творчество, воображение, фантазию.

Продуктивная деятельность

Лепка «Заяц».

Цель: Учить детей передавать в лепке характерные особенности зайца, развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность.

Беседа с детьми «О сказке, какие бывают сказки»

Цель: Закрепить знания детей о знакомых сказках, используя различные виды театров. Воспитывать интерес к сказкам, умение понимать воспитательное значение сказки.

 Папка-передвижка в уголке для родителей: «Развиваем речь детей с помощью театрализованной деятельности».

Цель: Осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Создание опорных схем-мнемотаблиц «Сказки»: «У страха глаза велики», «Заяц-хвастун»

4

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение русских народных сказок:

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.

Цель: Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без. Развивать связную речь.

Дидактические игры:

«Продолжи сказку», «Придумаем вместе сказку: я начну, а ты продолжи», «Расскажи сказку по серии картинок»

Цель: Развивать речевое творчество, воображение, память, фантазию.

Продуктивная деятельность

Рисование «Коровушка».

 Цель: Продолжать знакомить детей с сюжетным рисованием, дополняя сюжет готовыми картинками.

Правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Чтение и заучивание скороговорок и чистоговорок

Цель: развивать все стороны речи ребёнка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Участие родителей в конкурсе рисунков: «Моя любимая Новогодняя сказка».

Цель: развитие творческой активности у родителей.

Создание картотеки «Скороговорки и чисто говорки»

5

Январь

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение авторских и зарубежных сказок

сказки П.Бажова «Серебряное копытце», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Цель: Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать по опорным картинкам и без. Развивать связную речь. История лабораторий: «Чему научила вас эта сказка?».

Двигательная деятельность (игры)

«Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Цель: Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов, этюды на пластику.

Продуктивная деятельность

Аппликация «Волшебница зима».

Цель: Формировать умение создавать зимний пейзаж из салфеток.

Папка-передвижка в уголке для родителей: «Развиваем речь детей с помощью театрализованной деятельности».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Создание театральных игр:

 «Из какой сказки этот герой?»

 «Угадай настроение»

 «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

6

Февраль

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Чтение авторских и зарубежных сказок

Сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»

Цель: Закреплять умение детей слушать сказку, пересказывать сказку с использованием схем-мнемотаблиц. Совершенствовать умения детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Театрализованная деятельность

Инсценировка казки «Гуси лебеди» (плоскостной на фланелиграфе)

Цель: Побуждать интерес к театрализованной деятельности. Развивать воображение, ритм, звукоподражание, умение согласовывать движения со словами.

Чтение детьми стихотворений

Конкурс чтецов А. Барто

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык, формировать навыки выразительного чтения.

Театральные игры:

«Изобрази героя из сказки», «Угадай настроение».

Цель: Создание положительной атмосферы для снятия эмоционального и телесного напряжения детей.

Конкурс для родителей «Театр своими руками».

Цель: привлечение родителей в создании театра по мотивам русско-народных сказок.

Мини - музей «Сказки Пушкина»

Организация выставки книг

7

Март

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом», «Путаница», «Из какой сказки волшебная вещь?»

Цель: Развивать речевое творчество, воображение, память, фантазию.

НОД «Путешествие по сказкам»

Видео викторина «Путешествие по сказкам»

Цель: Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память, внимание

Чтение русской народной сказки

 «Волк и семеро козлят» (инсценировка отрывка сказки детьми)

Цель: Побуждать детей к самостоятельной инсценировке с использованием шапок-масок; развивать память и речь детей.

Продуктивная деятельность

Декоративная лепка «Козленочек»

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки. Воспитывать интерес к традициям родной культуры.

Памятка для родителей «Что такое волшебная сказка, ее признаки», «Какие бывают сказки».

Цель: осуществление педагогического просвещения по данной теме.

Составить картотеки: «Пальчиковые игры», «Артикуляционная гимнастика»

8

Апрель

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Пополнение ППРС

Театрализованная деятельность:

Показ спектаклей по знакомым сказкам «Красная шапочка», «Три поросёнка»

Цель: Развитие фантазии, образного мышления, воображения, связной интонационно выразительной речи через театрализованную деятельность.

Чтение и заучивание скороговорок и чистоговорок

Цель: развивать все стороны речи ребёнка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.

Дидактические игры:

 «Расскажи сказку по серии картинок», «Что сначала, что потом»

Цель: Совершенствовать умение составлять сказки по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. 

Беседа-рассказ с детьми на темы:

«Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка»

Цель: Способствовать самовыражению ребенка, развитие связной и диалогической речи.

Конкурс для родителей и детей - совместно придумать волшебную авторскую сказку «Сочиним сказку».

Цель: побуждать родителей придумывать и создавать совместно с детьми авторскую Волшебную сказку.

Обновить и пополнить театральный уголок разнообразными видами театров: настольный театр картинок «Красная шапочка», БИ-БА-БО «Лиса и журавль», пальчиковый «Лиса, заяц и петух», «Заяц хваста», маски, и т.д.

9

Май

Взаимодействие с детьми (итоговый мониторинг в конце года)

Взаимодействие с родителями

Отчет о проделанной работе для педагогов на пед совете.

Итоговый мониторинг «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА» по методике О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.

Цель исследования: выявить уровень развития речи у детей 5-6 лет. Мониторинг усвоенного материала на конец года.

Творческий конкурс (для родителей и детей) «Сказки Пушкина в картинках».

Цель: развитие творческой активности у родителей и любовь к художественной литературе.

Видео драматизации сказки детьми старшей группы «Волк и семеро козлят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...