План самообразования "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине "
материал (старшая группа)

Соболева Наталья Владимировна
Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_21-22_god.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п.Черемушки»

План самообразования

на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине»

Срок реализации – 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель старшей

разновозрастной группы

Соболева Н.В.

2021 год

Актуальность темы:

         Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Также необходимо, чтобы у ребенка был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Он должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

          Цель: 

Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность, систематизировать работу по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС. 
          
Задачи: 

         - изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников; 

- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи детей.

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

  • картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;
  • памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • итоговое занятие по развитию речи.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

С детьми

С родителями

Анализ проблемы.

Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Изучение литературы по теме.

Сентябрь

Выявление недостатков в системе работы над развитием речи детей.

Повышение компетентности.

Мониторинг  уровня  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам

Октябрь – ноябрь

Создание картотеки «Картины для составления рассказов»:

— «Кошка с

котятами»,

— «Ежи»,

— «Купание медвежат»,

— «Верблюды» и др.

Составление рассказов по картинкам

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами», «Купание медвежат».

Игра «Что умеет делать кошка».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем — речь развиваем» 

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной,

выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Игра-разминка «Осень»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Дидактическое упражнение «Где начало рассказа?»

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

Работа с загадками

Январь

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Игра «Отгадай задуманное слово».

Составление картотеки загадок.

Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»

Игра «Картинки – загадки»

Консультация «Роль загадки в развитии речи детей»

Работа над пересказами с использованием опорных картинок.

Пересказ рассказов

Февраль

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде картинок, отображающих

последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного

пересказа.

 Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Игра «Послушай и запомни».

Дидактическое упражнение «Что я вижу, кого я вижу»

Папка – передвижка

«Составляем рассказы по картинке»

Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»

Работа по развитию связной речи у детей

Март

Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли».

Упражнение «Соедини по точкам».

Игра «Предложения в шкатулке».

Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам (по самостоятельно выбранным из картотеки картинок)

Апрель

Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием.

Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. 

Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Составление рассказов.

Игра «Опиши предмет».

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха».

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. Отчет на педсовете  по теме.

Май

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Отгадывание загадок.

Игра «Доскажи словечко».

Консультация «Заботливые родители – хорошие успехи».

Памятка «И снова поиграем!».

Методическая литература.

  1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. 
  2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
  3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
  4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000 
  5. Методические советы к программе «Детство»;
  6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
  7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
  8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
  9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976. 
  10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
  11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
  12. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
  13. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007. 
  14. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. — М.: ТЦ «Сфера»,2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".

В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно  высказывать свои мы...