Главные вкладки

    «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Борисова Светлана Александровна,

     воспитатель,

    МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,

    Г. Абакана

     

     

    Методическая разработка

    «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

    Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

    Задачи:

    - создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

    - подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

    - сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

    - обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

    Актуальность:

    Проблема развития связной речи  у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

    Давно установлено, что к  дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

    При проведении непосредственно образовательной деятельности  (Н.О.Д.) соблюдались следующие правила:

    - использование в Н.О.Д.  по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

    - включение в Н.О.Д.  рассказывание правил  игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

    - перед выполнением Н.О.Д.  обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

    - поощрять детей, которые выполняют данное требование;

    - ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

    - для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

    - вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

    - предлагать детям разные варианты ответов;

    Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

    Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

    Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

    Для развития связной речи  использовались следующие серии сюжетных картинок:

    - «моя семья»

    - «времена года»

    - «курочка ряба»

    - «репка»

    - «маша и медведь»

    - «волк и семеро козлят»

    - «котята»

    Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия  разрабатывала с учётом создания интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.

    Например, на занятии по составлению рассказов по картине  «медведь»  сообщила детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребёнку на ушко.

    Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос. (медведь)

    Кто, позабыв тревоги,
    Спит в своей берлоге?(медведь)

    Зимой спит,
    Летом - ульи ворошит.(медведь)
    В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение медведя. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.

    Уровни освоения детьми речевых умений и навыков.

    Умения, навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

    Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей.

    Средний - Ребёнок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников.

    Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий.

    Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине.

    Низкий - Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования.

    Средний - Ребёнок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.

    Высокий - Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

    Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

     

     

    Уровни

    Результаты опыта в марте

    Результаты опыта в декабре

     

    Абсолютное число детей

    %

    Абсолютное число детей

    %

    Высокий

    4

    28

    6

    43

    Средний

    5

    36

    6

    43

    Низкий

    5

    36

    2

    14

     

    Список литературы

     

    1. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1997. – 110 с.
    2. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999. – 95 с.
    3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
    4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 2004. – 255 с.
    5. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. – 140 с.
    6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. 1984. № 10.
    7. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО».

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kotyata.docx33.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Котята познают мир


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

    Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

    Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

    В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

    Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

    quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок"...

    Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

            Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....