Образ Снегурочки в одноимённой опере Н.А. Римского-Корсакова
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гранкова Татьяна Владимировна

Конспект комплексного занятия в рамках проектной деятельности в детском саду "Классическая музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_muz.tvorchestvo_opera_snegurochka.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Музыкальное творчество Н.А. Римского-Корсакова.

                          Опера "Снегурочка".

Цели:

1)  - продолжить знакомство с музыкальным творчеством

             Н.А. Римского-Корсакова.

2)  - развивать у детей познавательный интерес, приобщать

             к прекрасному;

     - способствовать развитию детского воображения,

         эстетического восприятия;

      - воспитывать любовь к природе.

             Оборудование:

музыкальный центр, диск с аудиофайлами;

портрет композитора; художника;

иллюстрации к сказке «Снегурочка»;

проигрыватель;

костюм снегурочки (для танца).

                               Ход занятия

  1. На мольберте выставлена картина Васнецова «Снегурочка».

Кто изображён на картине?

Кто автор этой картины?

А кто написал весеннюю сказку о Снегурочке?

Какое музыкальное произведение посвящено этой героине?

Кто автор этой оперы?

Что такое опера?

Кто участвует в создании и исполнении оперы?

       - Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Вопрос: - А кто мне ответит: “Почему его называют сказочным композитором?”

Ответ: - Потому, что он правдиво изображал быт людей в сочетании с миром фантастики и сказки!

     - Через музыку Николая Андреевича  окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!

        “Его жизнь - подвиг неустанного служения искусству. Его творчество - слава русской музыки во всех краях земли…”

А.В. Оссовский о Римском-Корсакове.

 

      - Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!

И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает, красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!

    - Композитор использует в музыке оперы яркие изобразительные моменты. Давайте вспомним их!  

                 (звучат  музыкальные фрагменты...)

   Педагог: Прозвучал фрагмент из оперы, что было изображено

                         в нём композитором?

  Дети:

- Наигрыш пастушьей свирели...

- Раскаты грома...

         на фоне музыки из оперы звучат слова педагога:

    - В музыке оперы звучат: отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц! Чудесное очарование русской природы, пронизывает всю оперу...

   Педагог:  Ребята, а кто такая Снегурочка?

    - Образ Снегурочки, дочери деда Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Она - дитя Природы и тесно связана с ней! Её образ не остаётся неизменным: вначале это образ прекрасного, но молодого существа, лишенного человеческой теплоты, хотя она и стремится к людям (звучание флейты передаёт холодноватый оттенок).

               Звучание флейты из оперы:

   - Диалог Матери-Весны и Снегурочки (Ах, бедная Снегурочка...)

      Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные протяжные песни пастушка Леля.

                    Звучит фрагмент: «Земляничка-ягодка») 

- хочется Снегурочке ходить в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:

               Звучит фрагмент: “С подружками...”

     Педагог: - Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружилась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе - Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление - пришёл Мизгирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея.

Послушайте неторопливую, величаво-спокойную песню берендеевских гусляров, она напоминает песни старины глубокой.

    Звучит фрагмент: «Вещие, звонкие струны рокочут…»

       - Решение царя Берендея: «Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”

На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца...

             Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Мать-Весна,

                       благодарю тебя за дар любви!”

      Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки.

     После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!” - отвечает Снегурочка.

      И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!

       В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

    И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.

        Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю...”

(На этом фоне девочка в костюме Снегурочки исполняет танцевальные движения.)

   Педагог: - Уже более ста лет эту оперу слушают миллионы людей - и детей и взрослых, и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

                Вопросы к детям:

- На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?

- На верную гибель.

- За что же она отдала свою жизнь?

- За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство      нежной любви к человеку.

      Педагог: - Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно, нет!

             Звучит фрагмента гимна: «Свет и сила, бог  Ярило»

          - Этот сказочный образ волновал и волнует, по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:

...Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.

Шла за ней печальная, 
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы, 
Выросли подснежники - Снегурочкины слезы!

                             Конспект

    Тема: «Музыкальное творчество

                       Н.А. Римского-Корсакова»

   образ Снегурочки в одноимённой опере

                         Н.А. Римского-Корсакова

                         (музыкальная гостиная)

                                      / в подготовительной группе /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная по творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова

Музыкальная гостиная проводится с целью закрепления знаний детей о творчестве композитора. Хороший повод музыкального руководителя имет общение с семьями воспитанников, т.к родители принимают участие ...

Детям о А.С. Пушкине и Н.А. Римском-Корсакове

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному искусству через прослушивание произведений Н.А. Римского-Корсакова; ...

"Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"

Презентация, знакомство с оперой "Сказка о царе Салтане". Включены фрагменты из оперы....

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...

"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).

Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....

Досуг "Знакомство с оперой "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова"

Досуг предназначен для детей старшего дошкольного возраста....