Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "
проект на тему

Левицкая Зоя Ивановна

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказочные образы в музыке28.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Образовательный проект

«Классическая музыка в детском саду»

Тема: «Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова»

Провела музыкальный руководитель:

Левицкая Зоя Ивановна

ГОУ Д/С №1878


Проект «Сказочные образы в музыке

Н.А. Римского-Корсакова»

Тип проекта

Познавательно-творческий,

Краткосрочный (ноябрь-декабрь, 2014г.)

Автор проекта:

Левицкая Зоя Ивановна

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители и воспитатели группы, музыкальный работник.

Цель проекта:

• Показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту;

• Сформировать представление воспитанников о значении роли музыки в литературных произведениях (сказках).

• Уметь правильно анализировать и различать «песня, танец, марш».

В проекте использовались следующие средства обучения:

- аудио-видео материал;

- репродукции картин русских художников;

- музыкальные шумовые инструменты.

Использовались элементы следующих педагогических технологий:

- информационно-комуникационной;

- здоровьесберегающей;

- личностно-ориентированного подхода;

- проблемного обучения.

Образовательные области :

Социально коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Задачи:

Обучающие:

закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальных жанрах

Развивающие:

на основе эмоционального восприятия классической музыки  развивать воображение детей

развивать творческие способности детей;

развивать слушательскую культуру детей;

Воспитательные:

воспитывать интерес, потребность в общении с искусством.

Организация деятельности детей:

- слушание музыки;

-игра на детских музыкальных шумовых инструментах;

-музыкально-исполнительская деятельность.

Ход итогового мероприятия:

 

Муз. руководитель:

Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами вновь собрались в нашей музыкальной гостиной. Первая наша встреча была посвящена русскому композитору П.И. Чайковскому. Вы знакомились с «Детским альбомом». А сегодня мы с вами поговорим о музыкальной сказке.

Муз. руководитель:

- Вы любите сказки?

- Кто их сочиняет?

а) народ – народные сказки: “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Теремок”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба”; датские “Свинопас”

б) писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев;

в) поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов.

- Где можно услышать (увидеть) сказку?

Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку; музыкальный спектакль (балет Чайковский “Щелкунчик”, Р. Щедрин “Конек-Горбунок”, опера “Сказка о царе Салтане”, “Садко””, “Кощей бессмертный” - Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая сказка “Петя и волк” С. Прокофьев; картины художников – Васнецов “Три богатыря”, “Иван царевич на сером волке”, “Аленушка”и др.).

Муз. руководитель: Ребята, конечно же у вас есть любимые сказки. Сейчас я начну одну из моих любимых сказок, а вы если помните рассказывайте вместе со мной.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(Дети продолжают)

Муз. руководитель: Я вижу, вы эту сказку знаете. А как она называется? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).
А кто ее написал?
(А. С. Пушкин) (слайд показывает портрет А С. Пушкина) 

Муз. руководитель: Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке русский композитор с двойной фамилией Николай Андреевич Римский – Корсаков.

 “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений.
С детства Николай Андреевич любил сказки. Его называют композитором-сказочником, им написано большое количество произведений на сюжеты сказок. Это и «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Садко»,  «Сказка о царе Салтане»

Итак, вернемся к нашей сказке.

– Вы помните, что в сказке Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном. И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком. (Слайд)

Муз. руководитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Может кто-то вспомнит как назывался этот город?

- Славный город Леденец (Звучит тема г. Леденец)

Муз. руководитель: Да, этот остров был настолько красив, что купцы проплывавшие мимо него обязательно навещали царя Гвидона. На этом острове было много чудес. Что за чудо увидели купцы, когда гостили на острове первый раз? (Белочка)

Муз. руководитель :

Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли в огороде...»

Муз. руководитель: Давайте послушаем, как же композитор изобразил белочку в своей музыке.

Прослушивание первого чуда – «Белочка». (Исполняется на фортепиано)

Муз. руководитель: Какую русскую народную песню использовал Н.А. Римский-Корсаков в этом фрагменте?

Дети: «Во саду ли, в огороде».

(Тема наигрывается на фортепиано).

Муз. руководитель: Купцы еще не раз приезжали на этот остров, а какое второе чудо они увидели?  

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И останется на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Правильно, второе чудо – 33 богатыря

Послушайте и скажите мне, похожа ли она на музыку, которая изображает белочку.

Прослушивание второго чуда «Богатыри».

Муз. руководитель : Что вы услышали в этой музыке?
(– Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел?
– Какими средствами он этого достиг?)

Дети: В  сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

Муз. руководитель : Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей?

Дети: Под марш легко идти, а богатыри должны были охранять город Леденец, обходя его.

Муз. руководитель: В каком регистре звучит марш? Почему?

Дети: В низком регистре, так как он передает силу и мощь богатырей.

Муз. руководитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор развил тему?

Дети: С помощью низкого регистра, быстрого темпа, громкой динамики, музыкального сопровождения.

Муз. руководитель: Сейчас будет звучать музыка, и вы можете свободно передвигаться по залу. Первыми девочки будут изображать белочек, а затем мальчики богатырей. Подумайте пожалуйста как вы исполните свою роль.

Муз. руководитель: Но это не все чудеса. Посмотрите на картину, и вы сами скажете, какое же чудо третье. (Третье чудо – Прекрасная Царевна-Лебедь)

Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.

Ответы детей.

Муз. руководитель: А если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали?  (Таинственная, нежная, волшебная) А теперь закройте глаза и послушайте, как же себе представил композитор Царевну-Лебедь.

Прослушивание третьего чуда – «Лебедь».

Муз. руководитель: Музыка рисует чудесное превращение Лебедь – птицы в красавицу царевну.

  -  Фантастические узоры мелодии "птичьи в горле переливы" сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый "человеческий" голос струнного инструмента - скрипки.

   -    Сейчас музыка будет звучать еще раз, и вы можете свободно передвигаться по залу. Девочки попробуют изобразить чудесное превращение птицы Лебедя в прекрасную царевну.

Дети танцуют под музыку.

Муз. руководитель: Ребята, скажите, как царевич Гвидон узнал, что ткачиха и повариха отговаривали царя Салтана ехать на прекрасный остров? (Ответы детей)

– Да, он превращался в шмеля и летел через океан в царство Салтана. Сейчас мы послушаем музыку, которая изображает шмеля. Слушание «Полет шмеля» (Ответы детей)

Муз. руководитель: Скажите Римский-Корсаков изобразил летящего шмеля или шмеля, который сидит на цветке?(Ответы)

Правильно, летящего, а как вы догадались? А вы услышали жужжание шмеля? (Ответы)

Наша встреча подходит к концу.

 - Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с музыкой к “Сказка о царе Салтане”

Муз. руководитель: Кто написал музыку к этой сказке?

Дети. Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”.

– Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали? Какой образ больше всего вам понравился?

Сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.

Итоги проекта:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».

Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...

"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....

"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).

Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...