"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Трофина Татьяна Владимировна

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_skazka_v_muzyke.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: « Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова».

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски.

Аннотация.

Данная разработка периода НОД в  образовательной области «Музыка» предназначена для музыкальных руководителей МБДОУ, воспитателей, студентов  педколледжей .

Введение.

Разработка периода НОД «Сказка о царе Салтане, А.С.Пушкина в музыке Н.А. Римского - Корсакова» из цикла периодов НОД в образовательной области «Музыка» - «Классическая музыка в литературе и живописи» с использованием ИКТ актуальна для МБДОУ №52 работающего по программе «От рождения до школы» и осуществляющее приоритетное направление по художественно - эстетическому развитию дошкольников с помощью дополнительной программы «Синтез» под редакцией К.В. Тарасовой и построено на художественных произведениях входящих в образовательную программу ДОУ, а использование интерактивной доски делает его ярче, современнее, а значит более интересным для дошкольников.

Цели:

Развитие музыкальности детей.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, к классической музыке, живописи и поэзии.

Удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • Приобщать детей к изобразительному искусству (сравнительный анализ иллюстраций разных художников  к одной сказке).
  • Развивать детское игровое творчество (передача сказочных образов Белки, Шмеля, богатырей, царевны Лебедь под музыку Н.А. Римского - Корсакова).
  • Развитие продуктивной деятельности детей (раскрашивание контуров на интерактивной  доске).

Образовательные области:  «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: Слушание музыки, чтение художественной литературы, танцевальное и игровое творчество, рисование.

Формы работы с детьми: 

Методическое и техническое оснащение занятия:

1. Интерактивная доска, компьютер.

2. Диск:

Планируемый результат:

В ходе непосредственно организованной деятельности будут у детей усовершенствованы  такие музыкальные способности  как слушание музыки. Сумеют самостоятельно передать в движениях музыкальные образы: в танце  «Белка», передаче игровых образов Богатыри, Шмель, царевна Лебедь проявят творчество и фантазию.

 Равномерно закрасят контуры заданных силуэтов  героев сказки,  сумеют проявить наблюдательность и способность замечать характерные особенности в работах художников-иллюстраторов В. Назарчука и В.Конашевича.

 В данном периоде НОД дети старшей группы проявят познавательный интерес и эмоциональный отклик.

Комментарии.

1.Предварительная работа:

  • Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
  • Прослушивание фрагментов из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».

  • Просмотр мультфильма»Сказка о царе Салтане».
  • Учить детей в свободной пляске использовать ранее приобретённые навыки в танцевальных движениях.

             

Этапы/ части

Время

Деятельность

Комментарии

Педагог

Дети

Вводная часть

(мин.)


1.Вводная часть.

Проблемная ситуация

Вхожу в группу и обращаюсь к детям:

Здравствуйте, дети!

- Это старшая группа?

А вы любите сказки Пушкина?

 В компьютерные игры играете?

Вот вы мне и нужны.

Я приготовила для вас интересную игру. Поиграем?

Дети отвечают.

Дети  соглашаются, на экране появляются

Шесть иллюстраций художников

В.Конашевича и

Назарчука к сказке  Пушкина «Сказка о царе Салтане» и две обложки книг.  Затем иллюстрации исчезают,  появляется страшный компьютерный вирус вокруг которого хаотично расположены иллюстрации и обложки книг.

2.Предметное рисование.

Сравнительный анализ

иллюстраций художников.  

Что случилось, ребята?

Правильно это компьютерный вирус! А я приготовила 6 иллюстрации  художников

Конашевича и Назарчука

«Сказке о царе Салтане», но из-за сбоя в программе  

все смешались.  Помогите, пожалуйста,  иллюстрациям вернуться в книги к своим авторам.

Молодцы, ребята! Вы сумели вернуть иллюстрации в свои

книги.

Дети высказывают свои

предположения.

Звучит фрагмент

из оперы

Н.А.Римского-Корсакова

«Город-Ледеец»

Дети  по очереди  выходят

к Интерактивной доске сортируют   иллюстрации по

авторам применяя способ перемещения.

На интерактивной доске появляются две обложки

двух книг разных художников к «Сказке о царе Салтане».

По окончании выполнения этого

Задания на экране остаются только  две обложки книг

А.С. Пушкина

иллюстрированные

Конашевичем и Назарчуком.

   

3.Чтение художественной литературы,  

слушание музыки,

игровое творчество.

«Сказка о царе Салтане» -   красивая сказка, а ещёо в ней есть чудеса. Но где же они? Помогите мне их отыскать,  а для этого нужно загадки разгадать.

- Ель растёт перед дворцом,

А под ним хрустальный дом.

В доме кто живёт не знаю,

А затейница какая.

Она песенки поёт

И орешки всё грызёт.

-Мальчики и девочки

Попляшите-ка, как белочка.

-Получилось! Белка – это и

есть  первое чудо в нашей сказке. Продолжаем.

- В свете есть иное диво:

  Море вздуется бурливо,

  Закипит, подымет вой,

  Хлынет на берег пустой.

  Разольётся в шумном беге,

  И очутятся на бреге,

  В чешуе, как жар горя,

  Тридцать три …

(К мальчикам)

Если промаршируете, под музыку как богатыри, то на экране появится их изображение.

Вот и 2 чудо отыскалось, спасибо, мальчишки!

Осталось нам третье чудо отыскать. Готовы?

-Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчит.

 

(К девочкам)

Покажите, как ступает величаво Царевна Лебедь и на экране мы её увидим.

-Спасибо, девочки, благодаря вам и третье чудо нашлось!

Дети отвечают.

Дети свободно пляшут  под

музыку, используя известные  движения.

Дети отвечают.

Мальчики маршируют

под музыку.

Дети отвечают.

Девочки проходят кружок, как Царевна Лебедь.

На экране

Иллюстрация Назарчука

«Белка».

 

Звучит фрагмент

«Белка» из оперы

«Сказка о царе Салтане»

 Н.А.Римского-Корсакова.

Звучит отрывок из оперы «Богатыри».

На экране иллюстрация

Назарчука  «Богатыри».

Звучит отрывок  из

Оперы «Сказка о царе  Салтане».

На Интерактивной доске иллюстрация царевна Лебедь.

«Художественное творчество».

Рисование.

А вот что мне делать вот с этими контурами ума не приложу.

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Как красиво! Но есть и ещё один силуэт. Расскрасим?

-Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал.

Ребята, а давайте мы с вами

станем на минуточку шмелями.

Дети предлагают раскрасить корабль

Дети соглашаются.

На экране ИД появляется контур корабля царя Салтана и палитра с красками.

Когда корабль раскрашен звучит музыка «Море»

Н. Римского – Корсакова и стихи Пушкина.

На экране ИД контур  шмеля.

Когда контур раскрашен звучат стихи А. Пушкина.

Под музыку

«Полёт шмеля»

Н.Римского - Корсакова

дети « летают

 шмелями».

Итог НОД.

-И я благодарю  вас, ребята, с вашей помощью программа восстановлена, но поиграть в игру мы с вами,  к сожалению не успеем, но я вам дарю этот диск и  вы с воспитателями

 сможете и мультфильм по «Сказке о царе  Салтане»  посмотреть  и  в интересную игру «Четвёртый лишний» придуманную по сказкам А.С. Пушкина,   поиграть.

До свидания!

 На экране ИД  «говорящий князь Гвидон»:

- Ну, ребята, удружили    и меня вы оживили, все загадки разгадали,

танцевали, рисовали. От души

благодарю, вам спасибо говорю!

Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» под музыку дети покидают группу.

 Список использованных источников:

 - Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.И. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва «Мозаика-Синтез» 2012 г

-Иллюстрации художников В.Назарчука и В.Конашевича к  «Сказке о царе Салтане».

-Рисунки из раскраски «Сказки Пушкина» ОО «Поли Принт», 2013г.

-Художественное слово: фрагменты из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

-Фрагменты из оперы «сказка о царе Салтане» Н.А. Римского- Корсакова (запись из программы «Синтез» под редакцией К.В. Тарасовой, 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».

Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...

Сказка в музыке Н. А. Римского-Корсакова

Музыка и сказка - имеют ли они что-то общее между собой?...

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...

"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).

Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Проект «СКАЗКА В МУЗЫКЕ» Н. А. Римского-Корсакова

Познавательно-творческий краткосрочный проект, разработанный к 175-летию Н. А. Римского-Корсакова для ознакомления детей с творчеством композитора....