Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с заикающимися детьми
статья по логопедии на тему

Зиздо Наталия Васильевна

Дети, поступающие в нашу группу, имеют сложный диагноз: заикание. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложным патологическим процессом, который может сопровождать человека всю жизнь. Помимо заикания 85% детей группы имеют и другие соматические заболевания. Поэтому включение в работу здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением профессиональной деятельности коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zizdo_nv_zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в коррекционной работе с заикающимися детьми

Зиздо Н.В., учитель-логопед,

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок»

Дети, поступающие в нашу группу, имеют сложный диагноз: заикание. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложным патологическим процессом, который может сопровождать человека всю жизнь. Помимо заикания 85% детей группы имеют и другие соматические заболевания. Поэтому включение в работу здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением профессиональной деятельности коллектива.

При организации коррекционного процесса важная роль отводится созданию благоприятного физиологического и психологического фона, проведению общеоздоровительных мероприятий. Для детей обеспечиваются максимально комфортные условия пребывания: количество детей, посещающих группу, не превышает 12 человек; организуется щадящий речевой и эмоционально-двигательный режим; учебная нагрузка определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка; регулярно проводятся занятия по логоритмике, лечебной физкультуре. Используются ароматерапия, фитотерапия; массаж.

Цель общеоздоровительных мероприятий – укрепление детского организма и его эффективное функционирование, снижение утомляемости, нормализация процессов возбуждения/торможения, устранение отрицательных эмоций, нормализация сна, активизация умственных способностей ребёнка.

В ДОУ создана система мониторинга физического развития детей группы. Изучаются данные медицинской карты ребенка, проводится комплексная диагностика ребёнка. На этой основе оценивается физическое, соматическое, неврологическое состояние дошкольника. Речевой статус ребенка фиксируется в ходе комплексного логопедического обследования, в результате которого заполняется речевая карта ребенка. Изменение речевой динамики отражается в начале, середине и конце учебного года. Данное обследование носит дифференцированный характер в связи с многообразием речевых дефектов и учитывает возрастные особенности детей. Информацию о психологическом статусе воспитанника (состояние высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы) получаем в результате совместной деятельности с педагогом-психологом МДОУ. Совместно с воспитателями группы проводится изучение коммуникативных навыков дошкольников и особенностей детско-родительских отношений. Продвижение детей в освоении образовательных программ фиксируется в ходе входной, промежуточной и итоговой диагностики, проводимой в соответствии с критериями программы «Развитие» (Л.А.Венгер).

Особое внимание на фронтальных и индивидуальных занятиях уделяется двигательной активности детей, направленной на развитие моторики, снятие утомляемости, координацию движений и речи. Организация таких занятий целенаправленно осуществляется в естественной для ребенка двигательно-игровой форме. Усвоение учебного материала детьми происходит намного эффективнее при включении их в подвижную деятельность, что объясняется возрастными физиологическими и психическими особенностями воспитанников. Этому способствует использование физминуток, динамических пауз, подвижных игр, особых рече-двигательных комплексов, логоритмических упражнений.

Обязательными в работе с заикающимися детьми являются логоритмические занятия, объединяющие в себе средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедическая ритмика включает упражнения, формирующие чувство музыкального темпо-ритма, правильного речевого дыхания, направленные на развитие артикуляции, мелких и общих движений, координацию речи и движения, регулирующие мышечный тонус и эмоциональное состояние.

В рамках системы семейной групповой логопсихотерапии также широко применяются нетрадиционные здоровьесберегающие технологии: адаптированные к дошкольному возрасту приёмы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, комплекс релаксационных упражнений, элементы кинезитерапии, танцетерапия, специальный комплекс речевых и голосовых упражнений, антистрессовая гимнастика.

Важным фактором гармоничного физического развития ребёнка и поддержания его хорошего самочувствия является активное включение родителей в оздоровительную практику. Организуются открытые и совместные логоритмические занятия с детьми и родителями, специальные тренинги для родителей с использованием здоровьесберегающих технологий, семейные спортивные праздники и соревнования, походы и выезды на природу.

Результатом взаимодействия специалистов по здоровьесбережению является снижение заболеваемости в течение года, повышение двигательной активности детей в процессе их жизнедеятельности. Нормализация психо-эмоционального и физического состояния детей помогает им справляться с трудными ситуациями общения и значительно сокращает сроки достижения поставленных коррекционных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:1. Соблюдение режима молчания 2. Правильное речевое дыхание.3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж....

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...