Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

 Кошелева Татьяна Алексеевна

Проблема становления меж­личностного общения связана с дефицитом культуры, добро­ты в воспитании ребенка. По­этому в воспитательно-образо­вательной работе ДОУ необхо­димо уделять особое внимание становлению межличностного общения детей. Предлагаемые игры, надеюсь, помогут воспитателям, психоло­гам и родителям обучить детей умениям межличностного обще­ния, преодолеть страх застенчи­вым и нерешительным детям, развить навыки совместной де­ятельности, воспитать доброже­лательные отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_navykov_obshcheniya.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения у старших дошкольников.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом культуры, доброты в воспитании ребенка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе ДОУ необходимо уделять особое внимание становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

Предлагаемые игры, надеюсь, помогут воспитателям, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Игры и упражнения на развитие внимания,

интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Цель: развивать внимание к партнеру, слуховое восприятие

* * *

Дети стоят полукругом. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это?»

Цель: развивать  внимание, наблюдательность.

* * *

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй меняется местом с ребенком из  другой  пары.   Первый  на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

* * *

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку»), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас» и т.д.

« Комплименты »

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

* * *

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Закончи предложение»

Цель: учить осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

* * *

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка...

Мой лучший друг...

Мое любимое занятие...

Мой любимый праздник...

Мой любимый мультфильм...

Моя любимая сказка...

Моя любимая песня...

Игры на развитие умения входить в контакт, 

вести диалог

«Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

*        * *

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля и т.д.). Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.

*        * *

Тему задает педагог (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т.д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить вступать в контакт.

*        * *

Дети сидят в кругу. У ведущего эстафета — красивая палочка, мяч и т.п. Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков —   сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия,   и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо»; «Как идут дела?» — «Нормально»; «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать умение отвечать на вопросы партнера.

*        * *

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное»; «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости»; «Какую игру ты любишь?» — «Ловиш-ки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

*        * *

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, до скорой встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, счастливо, спокойной  ночи и т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

«Как "говорят" части тела»

Цель:  учить  невербальным способам общения.

* * *        

Педагог дает ребенку paзные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребенка требу-ют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал педагог.

«Зоопарк»

Цель: развивать невербальные способы общения.

* * *

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Педагог дает 2-3 мин для того, чтобы войти и образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомить с невербальными способами общения.

*        * *

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает, все оживает...»

Цель: развивать выразительность поз, умение быть внимательными.

* * *

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке, когда он произносит вторую половину, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным  способом  оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

* * *

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: воспитание способности к согласованному взаимодействию.

* * *

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

* * *

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Например, на хлопок участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 чел.) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна из них оценивает слаженность действий другой.

«Руки — ноги»

Цель: учить чётко подчиняться несложной команде, удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

*        * *

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения по команде педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

* * *

Дети разбиваются на пары, соревнующиеся друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами), без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

* * *

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

Игры и упражнения на развитие навыков общения и нравственно – волевых качеств

Данный материал содержит  игры, направленные на развитие  общения и  нравственно-волевых качеств дошкольника. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести: стремление к...

Использование коммуникативных игр как условие развития навыков межличностного общения детей и взрослых.

В своей работе, при планировании  совместной деятельности,  я стараюсь  чаще включать коммуникативные игры так, как коммуникативные игры особенно любимы детьми. Такие игры стимулируют з...

«Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Поэтому именно игра – является средством формирования коммуникативных навыков у детей....

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Подготовила воспитательпервой квалификационной категорииПопова Н.О.Важную роль в ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игры и упражнения на развитие навыков общения»

Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими....