Конспект занятия. Тема: Звуки С-Сь. Семья.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Гусельцева Анжела Георгиевна

Тема: Звук С и С*. Семья.

 

 

                      Цели.               

1                Коррекционно-образовательная.

  • Учить детей дифференцировать звуки [С] - [С*].

2.               Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Уточнить артикуляцию звука [С].  Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (различение значений предлогов с, со; составление предложений с предлогом с).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Семья» и «Продукты питания».
  • Развивать фонематические процессы.
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Учить   определять на слух позицию заданного звука в слове;
  • Обучать  навыкам звукового анализа;
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.
  • Упражнять  в об­разовании сложных слов.

               Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

                 Оборудование: Синий и зелёный пакет; предметные картинки бытовой техники и  продукты питания, картина «семья»; раздаточный материал: пособие гусеница, символы гласных и согласных звуков.

 

План занятия.

1.      Организационный момент

2.      Повторение  звуки [С] - [С*].

3.      Артикуляционная гимнастика.

4.      Игра «Поймай  звук».

5.      Игра «Повторяй не зевай»

6.      Сообщение темы занятия.

7.      Пальчиковая гимнастика «Семья».

8.      Игра: «Разложи покупки»

9.      Игра: «Раздели на слоги»

10. Игра: «Говорящие слова»

11. Составление  предложения  с предлогами с, со;

12. Физминутка «Веселая зарядка».

13. Игра: «Где звук?»

14. Звуковой анализ слов АС, ОСА, УСЫ, СОК.  Выкладывание   символов.

15. Подведение итогов занятия.

                                                                                                          Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

1.

Орг. момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос  какая мама?

Ответы детей.

2.

Характеристика звуков [с], [сь].

 

А теперь отгадайте загадку                                             

Не сможешь накачать  колеса                                                           Ты без помощника-...

—  Как свистит большой насос? Какой это звук?

—  Как свистит маленький насос? Какой это звук?

 

насоса.

 

С-С-С  согласный, глухой, твердый.

Сь-Сь-Сь согласный, глухой, мягкий.

3.

Артикуляционная гимнастика

 

«УЛЫБОЧКА» 

«ЗАБОРЧИК» 

«ЛОПАТОЧКА»

Дети выполняют упражнения.

4

Игра «Поймай  звук».

 

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки,  а дети  хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: — Сейчас мы будем играть. Если услышите звук  «С», то должны его поймать  ладошками.

 С, Э, С, И, С, У, С, О, М, С, Э, С,  А, К, С.

 

Дети   хлопают в ладоши на заданный звук.

5

Игра «Повторяй не зевай»

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе,  слоговые дорожки, а дети повторяют за ним.

са — со — су сы;

си — ся — сюсё;

ос ас ыс — ис.

6

Объявление темы

На доске висит  Картина «Семья».

Ребята посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Семья.

 

7

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Выполняют движения по тексту

8

Игра: «Разложи покупки» Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

 

Мама пошла в магазин за продуктами, что бы приготовить для своей семьи ужин.

Что купила мама в магазине?

Нужно помочь маме разложить продукты по пакетам. В синий пакет мы положим продукты в названиях которых звук С твердый, а в зеленый пакет если С мягкий.

сахар, соль, мясо,  колбасу, сыр, сушки, селедку, свеклу, кисель, сметану, капусту, рис,  сок, ананас, апельсины.

9.

Игра: «Раздели на слоги»

Мама принесла покупки домой, а теперь мы поможем маме выложить продукты из пакетов.

Делим слова на слоги:

са-хар, соль, мя-со, кол-ба-са, суш-ки, се-лед-ка, све-кла, ки-сель, сок, а-пель-си-ны.

10.

Игра: «Говорящие слова»

У мамы в доме есть помощники

Образование сложных слов                                               Мясорубка, самовар и пылесос.

Что делают эти помощники 

мясо – рубит сам – варит пыль – сосет.

11.

Составление  предложения  с предлогами с, со;

Давайте поможем маме, она хочет приготовить пирожки, но не может придумать с чем.

 У вас на столе лежат продукты, составьте предложение

Мама взяла со стола мясо и положила его в холодильник.

Пирожки с мясом,

 с капустой,…

 

 

Дети  составляют предложения по образцу.

12.

Физминутка «Веселая зарядка»

 

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Дети выполняют движений с речевым сопровождением.

 

13.

Игра: «Где звук?»

Логопед произносит слова выделяя звук С,  а дети самостоятельно определяют место звука в слове с помощью пособия «гусеницы и бабочки»                       Логопед: сыр, ананас, масло, капуста, рис, сметана.

Работа с пособием «гусеницы и бабочки»

 

14.

Игра: «Звуковой ряд»

Логопед произносит слоги и слова, а дети выкладывают символы звуков.

Звуковой анализ: АС, ОСА, УСЫ, СОК.

Дети выкладывают символы звуков.

 

15.

Итог занятия.

 

- Ребята! Мы с вами хорошо занимались?

Кому,  какое задание  понравилось?

А какое задание было трудным?

Как вы  думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас УМНИЦЫ  И МОЛОДЦЫ!

Ответы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия.28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук С и С*. Семья.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Учить детей дифференцировать звуки [С] - [С*].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Уточнить артикуляцию звука [С].  Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (различение значений предлогов с, со; составление предложений с предлогом с).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Семья» и «Продукты питания».
  • Развивать фонематические процессы.
  • Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
  • Учить   определять на слух позицию заданного звука в слове;
  • Обучать  навыкам звукового анализа;
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.
  • Упражнять  в образовании сложных слов.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: Синий и зелёный пакет; предметные картинки бытовой техники и  продукты питания, картина «семья»; раздаточный материал: пособие гусеница, символы гласных и согласных звуков.

План занятия.

  1. Организационный момент
  2. Повторение  звуки [С] - [С*].
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Игра «Поймай  звук».
  5. Игра «Повторяй не зевай»
  6. Сообщение темы занятия.
  7. Пальчиковая гимнастика «Семья».
  8. Игра: «Разложи покупки»
  9. Игра: «Раздели на слоги»
  10. Игра: «Говорящие слова»
  11. Составление  предложения  с предлогами с, со;
  12. Физминутка «Веселая зарядка».
  13. Игра: «Где звук?»
  14. Звуковой анализ слов АС, ОСА, УСЫ, СОК.  Выкладывание   символов.
  15. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

1.

Орг. момент:

Сядет тот, кто ответит на вопрос  какая мама?

Ответы детей.

2.

Характеристика звуков [с], [сь]. 

А теперь отгадайте загадку                                                    Не сможешь накачать колёса                                                                                                                                Ты без помощника-...

  • Как свистит большой насос? Какой это звук?
  • Как свистит маленький насос? Какой это звук?

насоса.

С-С-С  согласный, глухой, твердый.

Сь-Сь-Сь согласный, глухой, мягкий.

3.

Артикуляционная гимнастика

«УЛЫБОЧКА»  

«ЗАБОРЧИК»  

«ЛОПАТОЧКА»

Дети выполняют упражнения.

4

Игра «Поймай  звук».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки,  а дети  хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: — Сейчас мы будем играть. Если услышите звук  «С», то должны его поймать  ладошками.

 С, Э, С, И, С, У, С, О, М, С, Э, С,  А, К, С.

Дети   хлопают в ладоши на заданный звук.

5

Игра «Повторяй не зевай»

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе,  слоговые дорожки, а дети повторяют за ним.

са — со — су сы;

си — ся — сюсё;

ос ас ыс — ис.

6

Объявление темы

На доске висит  Картина «Семья». 

Ребята посмотрите на картину, кто изображен на ней?

Семья.

7

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Выполняют движения по тексту

8

Игра: «Разложи покупки» Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Мама пошла в магазин за продуктами, что бы приготовить для своей семьи ужин. 

Что купила мама в магазине?

Нужно помочь маме разложить продукты по пакетам. В синий пакет мы положим продукты в названиях которых звук С твердый, а в зеленый пакет если С мягкий.

сахар, соль, мясо,  колбасу, сыр, сушки, селедку, свеклу, кисель, сметану, капусту, рис,  сок, ананас, апельсины.

9.

Игра: «Раздели на слоги»

Мама принесла покупки домой, а теперь мы поможем маме выложить продукты из пакетов.

Делим слова на слоги: 

са-хар, соль, мя-со, кол-ба-са, суш-ки, се-лед-ка, све-кла, ки-сель, сок,  

а-пель-си-ны.

10.

Игра: «Говорящие слова»

У мамы в доме есть помощники

Образование сложных слов Мясорубка, самовар и пылесос.

Что делают эти помощники  

мясо – рубит сам – варит пыль – сосет.

11.

Составление  предложения  с предлогами с, со;

Давайте поможем маме, она хочет приготовить пирожки, но не может придумать с чем.

 У вас на столе лежат продукты, составьте предложение

Мама взяла со стола мясо и положила его в холодильник.

Пирожки с мясом,

 с капустой,…

Дети  составляют предложения по образцу.

12.

Физминутка «Веселая зарядка»

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Дети выполняют движений с речевым сопровождением.

13.

Игра: «Где звук?»

Логопед произносит слова выделяя звук С,  а дети самостоятельно определяют место звука в слове с помощью пособия «гусеницы и бабочки»                 Логопед: сыр, ананас, масло, капуста, рис, сметана.

Работа с пособием «гусеницы и бабочки»

14.

Игра: «Звуковой ряд»

Логопед произносит слоги и слова, а дети выкладывают символы звуков.

Звуковой анализ: АС, ОСА, УСЫ, СОК.

Дети выкладывают символы звуков.

15.

Итог занятия.

- Ребята! Мы с вами хорошо занимались?

Кому,  какое задание  понравилось?

А какое задание было трудным?

Как вы  думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас УМНИЦЫ  И МОЛОДЦЫ!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Тема: Звук [С].

Познакомить детей с механизмом образования звука "С"....

план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

Конспект занятия. Тема. "Звук Т\'"

Конспект занятия по развитию фонетико- фонематических представлений для старшей группыТема.  Звук Т\' Цель: Закрепить понятие мягкости согласных.Задачи:  1. Четкое произнесение звука Т\'....

Конспект занятия. Тема:"Звук и буква Ш"

Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе детей с ОНР....

Конспект занятия Тема. Звук «Р»

Конспект занятия Тема. Звук «Р»Цели: 1. Образовательные: Закрепить акустический и моторный образ звука «Р»;Автоматизировать звук «Р» в изолированном ...

Конспект занятия. Тема: "Звуки [C - З]" (подготовительная группа)

Конспект занятия разработан для воспитанников подготовительной группы с целью дифференциации звуков  [С - З] в слогах, словах, обучения звуковому и слоговому синтезу слов....

Конспект занятия Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...