план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, мыслительных и речевых навыков, совершенствованию графических умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_podgotovke_k_shkole.docx23.01 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие «Путешествие в страну знаний»

Цель: формирование предпосылок  к учебной деятельности

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания,  увеличение объёма и концентрации внимания.
  2. Развитие целостного восприятия, воображения.
  3. Развитие наглядно – образного мышления, логических операций: анализа, синтеза, классификации и обобщения.
  4. Развитие устной речи. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  5. Совершенствование  мелкой моторики, развитие  образных и пространственных представлений;
  6.  Формирование внутренней позиции школьника.

Предполагаемые результаты:  у детей сформируются представления о школе и школьных предметах, сформируются графические навыки, пространственные представления; а также  мыслительные операции, речевые навыки и умения составлять рассказы.

Предварительная работа:  провести подготовку для отработки графических навыков, формирования и развития представлений у детей о пространстве на листе бумаги; предварительная работа по написанию графических диктантов и выполнения глазодвигательных упражнений.

Материалы и оборудование:  интерактивная доска, компьютер, клубок ниток, картинный материал, план-схема, магнитная доска, буквы, тетради и  простые карандаши, «волшебный» мешочек.

Организационный момент

1. «Ритуал приветствия! »

 Психолог:

 - Здравствуйте, ребята! Вы никогда не задумывались, почему именно так мы приветствуют друг друга?  Таким образом, мы желаем друг другу здоровье. Очень важно, чтобы каждый из вас был здоровым. Итак, давайте улыбнемся друг другу, скажем «Здравствуйте! », станем сильной и смелой командой, зарядимся доброй энергией, потому что она нам нужна для сегодняшнего путешествия в «волшебную страну знаний». Хотите отправиться туда? (ответы детей)

Для того чтобы отправиться в путешествие и не заблудиться нужно быть внимательными.  Сейчас я это проверю!

Поиграем в игру «снежный ком». Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий участник и т.д. (Игра проводится по кругу со всеми участниками.)

  Основная часть

 В «волшебную страну», мы с вами попадем по этой карте (показывает карту).

 Ребята, по пути у нас будут остановки разных цветов. Посмотрите внимательно, какого цвета наша первая остановка?

 На каждой остановке нас будет ждать какое-то задание, за которое мы будем получать «волшебные» буквы. (двигаемся по стрелкам к значку остановки, стрелки соответствуют цвету остановки).

 2. Первое задание: послушайте отрывок песни.

- О чём поётся в ней? (…)

- Как называют детей, которые учатся в школе? (…)

- Кто такой хороший ученик? (…)

- Кто учит детей? (…)

- Что бы ты выбрал за правильный ответ на вопрос учителя: игрушку или оценку? (…)

- Как называется сумка в которой носят учебники? (…)

- Какое сейчас время года? (…).

Молодцы, посмотрите мы с вами получили первую букву – Ш

Посмотрите на карту, какого цвета наша следующая остановка?

 Знак остановки - (синего цвета.)

3. Интерактивная игра «Что возьмём мы в школу?»

Игра на дифференциацию игрушек и школьных принадлежностей.

Психолог предлагает детям посмотреть на экран и выполнить задание: положить в ранец школьные принадлежности, а в шкафчик – игрушки.

Запомнить их.

Появляются на экране картинки с заданием на исключение лишнего предмета: Что лишнее и объясни почему? ( кукла, машина, яблоко, мяч;

Карандаш, ручка, тетрадь, мишка; Учитель, ученик, книга, груша.)

 Найти все те школьные принадлежности, которые положили в ранец, определи: что изменилось? Какие картинки добавились?  Молодцы, посмотрите мы с вами получили вторую букву- К.

Итак, мы отправляемся дальше и следующая остановка у нас какого цвета?

 Знак остановки (желтого цвета) 

4. На магнитной доске - плакат с фигурами.

 Психолог, указывая на знаки и фигуры, просит детей назвать их. Дети отвечают хором.

 После этого психолог дает краткие команды:

 «Посмотрите на круг… на крест… на треугольник… на квадрат… на ромб… на звезду… (подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания).  

Молодцы, посмотрите мы с вами получили еще одну букву- О

Знак остановки (зеленого цвета)

5. Игра «Найди закономерность»

Психолог: Ребята, жители «страны знаний» любят сочинять истории, вот и нам с вами нужно выполнить следующее задание:  найти правильную последовательность в серии картинок и составить рассказ.

- Куда собирается мальчик?

- Что он возьмёт с собой в школу?

- Что держит в руках девочка? А как ты думаешь, зачем нужен ей колокольчик?

- Что ждёт их в школе?

- Когда дети пойдут в школу?

Ребята, а вот и еще одна буква - Л.

Физкультминутка.

Психолог: Ребята, мы старались выполняли задания и наконец уже почти попали в страну знаний. Посмотрите, какая у нас следующая остановка? Движение к остановкам всегда происходит по стрелкам, соответствующим цвету остановки.

Знак остановки - квадрат с изображением Буратино .

 Предлагаю сделать зарядку для глаз:

  • Психолог предлагает выполнить упражнения:

1)Часто – часто поморгай,      

   После глазки закрывай,

   Сосчитай так до пяти

   И сначала всё начни

2) Зажмурь глаза, до трёх считай,

    Затем их шире открывай

    И так, считая до пяти,

    Ты, не мигая, вдаль гляди!

3)Руку держим пред собой,

   Не мотая головой,

   Пальцем водим вверх и вниз,

   Вправо – влево и – следим!

4) Нарисуй круги глазами

   Для начала только вправо,

   После влево раза три

   И расслабься – вдаль смотри!

 Первые три упражнения  повторяем по 2-3 раза, последнее упражнение 1-2 раза.

         По окончании зарядки в зал под музыку вбегает Буратино с письмом, на конверте изображен знак последней остановки- прямоугольник красного цвета, а в нем восклицательный знак) .

 Буратино: Здравствуйте ребята! Я был в гостях у тетушки Тартилы и она мне рассказала, что вы хотите попасть в «страну знаний». Тетушка просила передать вам этот конверт, она сказала, что он поможет вам попасть в эту «волшебную страну». (Буратино отдает конверт психологу) .

 6. Графический диктант «Человечек».

Психолог: Ребята,  посмотрите на конверте изображен знак нашей последней остановки. Ну что ж, давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.

 Письмо: Дорогие ребята, чтобы попасть в «Страну знаний» вам необходимо выполнить последнее, но очень важное задание:

 Ребята, у каждого из вас на столе лежат карандаши и тетради, вам нужно внимательно слушать и выполнять мою команду. Возьмите карандаши.

Инструкция. Отступить слева три клетки и поставить точку.

1 клетка вниз                                     2 клетки вниз

1 клетка влево                                     3 клетки вправо

1 клетка вниз                                     1 клетка вверх

1 клетка вправо                                     1 клетка влево

1 клетка вниз                                     1 клетка вверх

1 клетка вправо                             1 клетка влево

1 клетка вниз                                      1 клетка вверх

             3 клетки влево                                      2 клетки вправо

  1.  клетка вниз                                      1 клетка вверх

             2 клетки вправо                                      1клетка влево
            1 клетка вниз                                      1 клетка вверх

             1 клетка влево                                      1 клетка вправо

             1 клетка вниз                                      1 клетка вверх

             1 клетка влево                                1 клетка вправо

             1 клетка вниз                                      1 клетка вверх

             3 клетки вправо                                      1 клетка влево

           2 клетки вверх                                      1клетка вверх
          1 клетка вправо                               3 клетки влево

Буратино: Молодцы, ребята, все очень хорошо справились с заданием от тетушки Тартилы.

 Психолог: Ребята, а вот и наша последняя буква.  (достает из конверта букву- А) .

 Буратино: А давайте теперь все вместе соберем слово из этих букв! (вместе с Буратино дети складывают слово «ШКОЛА») .

 Психолог: Ребята, посмотрите, оказывается «Волшебная страна знаний»- это ШКОЛА.

 Буратино: Да, ребята - это школа, в этой «волшебной стране» вы будете узнавать много нового и интересного, и у вас появятся новые друзья.

Ребята, мне пора идти, но я хочу вам оставить «волшебный мешочек». (уходит) .

 Психолог: Ребята, посмотрите, на нем что-то написано:

 (на мешочке написано: «отгадай загадки и тебя ждет сюрприз внутри) :

 Тридцать три сестрички

 Ростом невелички.

 Если знаешь их секрет,

 То на всё найдёшь ответ. (Буквы)

 Кто учит детишек

 Читать и писать,

 Природу любить,

 Стариков уважать? (Учитель) .

 Рисовал я на бумаге

 Ручейки, леса, овраги.

 Оттого что рисовал,

 Я поменьше ростом стал. (Карандаш) .

 В школьной сумке я лежу,

 Как ты учишься, скажу. (Дневник) .

 Психолог: Ребята, посмотрите мешочек открылся- угощение для ребят.

Психолог: Ну что ж, мы с вами сегодня оказались в «волшебной стране знаний», но нам пора возвращаться в детский сад.

 Давайте все сядем в кружок, возьмемся за руки, закроем глазки и произнесем «волшебные слова»: «Мы были в стране знаний, а сейчас возвращаемся в детский сад! »

Итог

 Психолог: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей) .

 А как называется эта страна? (ответы детей) .

 Чем занимаются дети в школе? (ответы детей) .

 Скажите пожалуйста, а что вам понравилось в нашем путешествии больше всего? (ответы детей).

Молодцы!

(«Звенит звонок»- колокольчик) А теперь нам пора прощаться и возвращаться в группу. До свидания ребята! Хорошего всем дня!



Предварительный просмотр:

План - конспект занятия

Тема «Звук и буква Л»

Цель: формирование и развитие звуковой культуры речи

Задачи:  

  1. Развитие фонематического слуха,  чёткое произношение звука Л, знакомство с буквой Л.
  2. Развитие умения определять на слух изученный звук среди других звуков, слов с заданным звуком и без него.
  3. Определение места звука Л в слове. Составление звуковых схем.
  4. Развитие умения образовывать приставочные глаголы,  прилагательные, характеризующие признаки предметов. Согласование прилагательных с существительными.
  5. Развитие устной речи. Умение пересказывать  текст, отвечать на вопросы по рассказу.
  6. Совершенствование навыков чтения и письма (печатание слов с заданной буквой), мелкой моторики, развитие  образных и пространственных представлений.
  7.  Формирование внутренней позиции школьника.

Ход занятия

1.Организационный момент. Называние имён и фамилий детей на свистящие звуки «С» и «З»

2. Знакомство с темой: а) отгадывание загадок:

Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

У нас летом и зимой

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты           (холодильник)

Два берёзовых коня

По снегам несут меня,

Кони эти рыжи,

А зовут их… (лыжи)                

Далее дети отгадывают загадки про «стол» и «велосипед», появляются картинки с отгадками на интерактивной доске.

б) игра «Запомни, повтори слова – отгадки»

3. Произнесение и характеристика звука Л (согласный, звонкий, твёрдый.)

Знакомство с буквой Л.

Запоминалочка на букву Л.

4. Игра «Повтори не ошибись»

Воспроизведение слоговых рядов

5. Игра «Поймай звук Л»

а) определение на слух звука Л среди слогов: ЛА, РА, АЛ, ЛЯ, ОР, ЛУ, УР и  т.п.

б) слова: «ласточка, ракета, корабль, метла, лук, факел, балалайка, артист,

 колокольчик, раскладушка, палатка»

в) определение места звука Л в слове. Показ на схеме.

Картинки к примеру «лодка, факел, велосипед…»

6. Физ. минутка «Поднимаем плечики, прыгают кузнечики…»

7.Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Белка и волк»

а) Чтение текста

б) Беседа по тексту: Что случилось с белкой? Что хотел сделать волк?

О чём попросила его белка? Что ответил белке волк? И т.п.

Пересказ текста

8 Упражнение в согласовании прилагательных с существительными:

Подбор признаков к предметам:

Белка какая она? (ловкая, проворная, добрая, весёлая, пушистая, маленькая, рыжая)

Волк он какой? (злой, серый, грубый, сильный, большой, хищный, глупый)

9.Работа в тетрадях. Чтение слов «лил, долил, вылил, полил…» Объяснение значения слов. Отгадывания ребусов. Чтение слов.

10. Итог.

Игра «Отгадай слово»  пена…, бока…, сто…, сту…, вокза…,

…одка, …уна, …ук, …апа, …ыжник.

Повторите: Какой звук сегодня изучали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...

ЗАНЯТИЕ Тема. Звук и буква В

Конспект НОД. Тема. Звук и буква В...

ЗАНЯТИЕ Тема: Звук и буква Г

Конспект НОД. Тема: Звук и буква Г...

ЗАНЯТИЕ Тема. Звук и буква Д

Конспект НОД. Тема: Звук и буква Д...

ЗАНЯТИЕ Тема. Звук и буква Ж

Конспект НОД. Тема. Звук и буква Ж...

ЗАНЯТИЕ Тема. Звук и буква З

Конспект НОД. Тема. Звук и буква З...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...