Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема: «Звук и буква А»

Цели:

-Развитие фонематического восприятия

-Развитие пространственной ориентации

-

Задачи: 

Социально - коммуникативное развитие:

-  Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, 

- Формирование позитивных установок к различным видам труда;

Познавательное развитие:

-Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий;

- Формирование представлений о профессиях людей;

Речевое развитие:

 - Обогащение активного словаря;

- Развитие связной речи;

- Формирование звуковой

Оборудование:

Ход занятия:

  1. Организаионный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришла девочка Аня. Она хочет с вами познкомиться. Давайте прдставимся. Скажите Ане, как вас зовут и присаживайтесь на свои места.

Дети назвают свои имена и садятся.

Логопед: Аня  живет в городе Звукове. Это необычный город. Населяют его разные звуки. Аня привезла с собой путеводитель по городу. Он называется Азбука. Посмотрие, а вот и автобус подъехал. Сейчас мы вместе с Аней отправимся на экскурсию в город звуков и познакомимся с его удивительными жителями.

  1. Основная часть.

Дети садятся в импровизированный автобус из стульчиков и путешествие начинается.

Логопед: Ребята, скажте, какой первый звук вы слышите в  имени нашей гостьи?

Дети: А.

 Логопед:  Правильно, а вот и первая остановка «Аллея сказок» На ней мы и познакомимся с самым первым жителем города Звукова.

Логопед читает сказку Т.В. Александрова «Живые звуки»

Жил-был звук А.  Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда — очень громко: «А, А, А».

http://ok-t.ru/img/baza6/Aleksandrova-T.V.-Jivie-zvuki--ili-Fonetika-1383016142.files/image003.jpg

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

- А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

http://ok-t.ru/img/baza6/Aleksandrova-T.V.-Jivie-zvuki--ili-Fonetika-1383016142.files/image004.jpg

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса

Логопед: Ребята, вот мы и познакомились с первым жителем, сторожилой  города Звукова. Вам понравилась  сказка?

 О каком она звуке?

Что любил делать звук А?

Как любил петь звук А?

Логопед: Давайте расскажем, как он произноситься.

Характеистика звука:

-ротик широко открыт

-язычок спокойно лежит во рту

-горлышко работает

А –гласный, потому что его можно петь, воздух свободно выходит через рот. Он любит красный цвет.

Логопед: Следующая остановка «Фруктовый сад» .

Макет дерева, на нем прикреплены изображения фруктов (арбуз, абрикос, апельсин, ананас, айва, киви, лимон)

Логопед:Посмотрие, ребята, поугай Ара сидит на ветке дерева и грустит. Давайте спросим, почему он грустит?

Дети задают вопрос.

Логопед: Он говорит, что ему нужно сварить варенье из фруктов. Но прежде чем он сможет их собрать, нужно отгадать загадки и выбрать только те фрукты, которые начинаются на  А. Поможет Аре?

Дети: Поможем!

Логопед:  

Загадки-складки

Гость тропический у нас

Пышнохвостый …  (ананас).

Почеу мы не стрекозы?

С веток ели б … (абрикоса).

Алый цвет, медовый вкус

Съел до корки я … (арбуз).

С виду он , как рыжий мяч

Только он не мчится вскачь.

В нем полезный витамин,

Это спелый … (апельсин).

В шкурке желтой

Кислый он

Называется … (лимон).

Отгадать не очень просто

- Вот такой я фруктик знаю

- Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

- Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (киви).

Дети отгадывают загадки и складывают картинки в корзиночку.

Логопед: Ребята, мы помогли Аре собрать фрукты, а тепрь скажите, какие фрукты Ара не возьмет?

Дети:  Лимон и киви!

Логопед: Почему?

Дети: там нет звука А.

Логопед: Расскажите , каких фруктов много выросло в саду?

Дети : Много ананасов, апельсинов, …

Логопед: Какие соки может приготовить Ара из этих фруктов?

Дети: Сок из апельсина-апельсиновый… .

Логпед: Молодцы, рабята! Ара благодарит вас за помощь! А мы отправляемся дальше! Следующаяя остановка «Спортивная»

  1. Динамическая пауза.

Логопед: Смотрите, кто это стоит ?

Дети: Аист!

Логопед: Давайте с ним поиграем!

Поднимите правую руку.

Поднимите левую руку.

Топните правой ногой.

Топните левой ногой.

Упражнение для развития координации речи с движением:

Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой.
После-правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И.Токмакова)

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Логопед: Следующая остановка «Аэропорт». Тут звуки летают.

Нужно поймать только звуки слоги и слова с А.

Логопед: А, О, У, А; АМ, ОМ, МА; АЭРОПОРТ, СЛОН, АЭРОПЛАН, ГРУЗОВИК, САМОЛЕТ,  СТОЛ, АЭРОБУС.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А.

Логопед: Следующая остановка «Детский сад»

Давайте вспомним имена детей, которые начинаются на А.

Дети: Аня, Артем, Андрей, Алина.

Логопед: Следующая остановка «Ателье»

Здесь звуки шьют себе одежду. Одежда для звука называется БУКВА. Буква нужны для того, чтобы звук можно было записать и прочитать.

Звук мы говорим и слышим.

А букву мы видим и пишем.

Посмотрите, как  много здесь разных деталей . Тут есть палочки , короткие и длинные, круги и полукруги. Из этих деталей состоят буквы. Давайте я покажу, как выглядит буква, которая обозначает звук А.

Логопед показвает изображение буквы А.

Логопед: Из каких деталей  сделана эта буква?

Дети: Из палочек.

Логопед: Сколько нужно палочек?

Дети: Три!

Логопед:

Сколько длинных палочек?

Сколько коротких?

Сложите эту букву из спичек.

Дети выкладывают буку из спичек.

Логопед: А теперь мы можем изобразить букву телом.

Совместно с детьми показывает букву телом.

Логопед : Давайте еще раз повторим, чем звук отличается от буквы.

Звук мы говорим и слышим.

А букву мы видим и пишем.

Буква-одежда для звука!

А живут буквы в Азбуке и нужны они для того, чтобы дети могли научиться читать и писать.

Логопед показывает детям первую страницу азбуки.

  1. Итог занятия.

Логопед: Вот и подошла к кону наша экскурсия в город Звуков! Нам пора возвращаться.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

  1. Организаионный момент окончания занятия.

Логопед:  Побдлагодарим Аню за это интересное путешествие. Назовите слова, которые вы запомнили на звук А.

Дети: Автобус, апельсин, Ара,… .

Вам понравилось путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: Предлоги «НА», «С»

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических представлений у детей старшего возраста....

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.Лексическая тема: «Перелетные птицы»Тема НОД: «Путешествие маленьких орнитологов»Подготовила:Учитель-ло...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: "ЗВУКИ К, КI, БУКВА К" (для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)

Цель: Познакомить детей со звуком К, КI, буквой К;закрепить умение выделять звук в словах;упражнять в согласовании числительных  с существительными, в словообразовании, в падежном управлении;прод...