Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л].

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_front._zanyatiya.docx21.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия.

    ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»

    (подготовительная группа ФФНР)

    Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].

    Задачи:

    - закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических

    особенностях;

    - формировать отличительные особенности звуков;

    - закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];

    - развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове);

    - развивать фонематический слух.

    Оборудование: 

    Индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [р], [л], запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для картинок, разрезные картинки со звуками [р], [л], кубики с картинками, мешочек.

    Ход занятия:

    1. Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.
    1. Гимнастика на дыхание:          

    - вдох через рот, выдох через нос,                                                     

    - вдох через рот, выдох через рот,                                                                 

    - вдох через рот, выдох через нос,

    - вдох через нос, выдох через рот.

    Организационный момент. 

     Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем учиться различать звуки [р] и [л].

    1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя игровые моменты:

    Игра: «Самолёт». 

    Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках [р] – [л].

    Логопед: «Ребята, сегодня к нам в гости прилетел самолет и зовет нас с собой в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, мы должны завести моторчик. Давайте все вместе заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…»

    Дети: произносят р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

    Логопед: «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?»

    Дети: л-л-л…

    Логопед: правильно, молодцы!

    2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.

    Логопед: Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [л]?

    Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка напоминает седло.

    Логопед: А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [р]?

    Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку.

    Логопед: Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

    Дети: Эти звуки согласные, звонкие.

    Логопед: Почему вы так считаете?

    Дети: Их можно пропеть.

    Логопед обобщает ответы детей.

           3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

    Цель: различение звуков [р] – [л] в слогах и в словах.

    Ра – ра – ра – высокая гора,             Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

    Ро – ро – ро – новое ведро,             Ор – ор – ор – подмету я двор,

    Ру – ру – ру – скачет кенгуру,         Ур – ур – ур – повесим абажур

    Ры – ры – ры – Рома видит рыб.   Ир – ир – ир – выпили кефир.

           4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.

    Цель: различение в слогах, словах и в чистоговорках звуков [р] – [л].

    Ла – ла – ла – наша мила Мала                 Ал – ал – ал – наш малыш упал,

    Ло – ло – ло – мы приехали в село,           Ол – ол – ол – это я пришёл,

    Лу – лу – лу – мы гуляли по селу               Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

    Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

    5. Игра «Замени звук». 

    Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].

    Упражнение образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова – паронимы).

    Логопед: ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. Спрашивать детей по очереди.

    Рак – лак                          бар – бал                      борт – болт

    Ров – лов                         жир – жил                    стар – стал

    Рот – лот                     пир – пил                       рожь – ложь

    Рама – лама                 мир – мил                      город – голод

    6. Игра «Волшебный мешочек». 

    Цель: различение звуков [р] – [л] с помощью называния картинок, восприятие слов на слух.

     Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного мешочка» кубик. Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый звук и определить его место в слове.

     Физкультминутка.

    Мы играем на гармошке.                                    Наши ножки: топ – топ.

    Громко хлопаем в ладошки.                               Наши ручки: хлоп – хлоп!

    Головой слегка качаем.                                        Вниз ладошки опускаем,

    Руки к верху поднимаем.                                    Отдыхаем, отдыхаем.

    7. Игра «Найди свой домик». 

    Цель: восприятие звуков [р] – [л] на слух и зрительно с помощью картинок.

    Дети делятся на две команды.

    Логопед: ребята, вам нужно подобрать картинки в соответствии со звуком на домике и «заселить  жильцов», располагая картинку в домике. Дети перечислите жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.

    Итог занятия.

    Логопед: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.

    Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

    Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

    фронтальное логопедическое занятие на дифференциацию звуков Л и Ль

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе...

    Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Звук и буква А»

    Конспект по развитию фонетико-фонематических функций. Ознакомление со звуком "А"...

    Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

    Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

    Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе

    Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе...

    План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа.

    План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [Л]-[Р]». Подготовительная группа....