Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Цели:

Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками [Ы ]-  [И]. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; грамматический строй речи (образование сущ. во мн. числе им. пад.)

Коррекционно – развивающие цели: Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, общую и мелкую  моторику.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: картинки со звуками [Ы] [И];  символы – звуки; лото «Один – много»; мягкие игрушки: мишка, мышка; индивидуальные карточки с заданиями; карандаши;  рабочие тетради.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад»  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект подгруппового логопедического занятия  

Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]»

Учитель – логопед: Борзова Т.М.

Сургут 2016г

Цели:

Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками [Ы ] - [И]. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; грамматический строй речи (образование сущ. во мн. числе им. пад.)

Коррекционно – развивающие цели: Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, общую и мелкую  моторику.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать навыки  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: картинки со звуками [Ы] [И]; символы – звуки; лото «Один – много»; мягкие игрушки: мишка, мышка; индивидуальные карточки с заданиями; карандаши; рабочие тетради.

Этапы НОД

Ход  НОД

Ответы детей.

I . Орг. момент.

 1. Приветствие.

 2. Создание эмоционального настроя.

 3. Введение в тему.

    - Ребята поздоровайтесь с гостями. Давайте улыбнёмся гостям и подарим им хорошее настроение.

- Ребята, а к нам ещё гости пришли. Это мышка и мишка. Они учатся в лесной школе.  Где учатся звери. Мимо пролетала сорока и говорит: «Эй мышка и мишка у деток в садике урок.

 Идите вместе

Будет впрок.

Посмотрите на занятие

 И всем дадите задание.

Вот мышка с мишкой к нам пришли

И задание принесли.

А задание такое.

-Какой звук слышится в слове мышка, после звука [М]? А в слове мишка? Какой звук слышится после звука [М‘]

- Вот сегодня на занятии будем повторять и  учиться различать звуки [Ы] -  [И].

- А вот мышка с мишкой говорят

- Вот, ребята молодцы,

Справились с заданием.

Но совсем мы не хотим

Сказать вам «До свидания!»

На уроке посидим,

На ребяток поглядим.

-Ребята разрешим мышке с мышкой посидеть на занятии.

Проходите и садитесь.

Здравствуйте.

Звук [Ы]

Звук [И]

Да.

II. Основная часть.

1.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков.

Сравнение и правильное произнесение звуков [Ы] [И]. Работа с профилями и зеркалами.

Посмотрите в зеркало, и произнесите звук [И].

- В каком положении находятся язык и губы?

- А теперь произнесём звук [Ы]. В каком положении находятся язык и губы?

-  А какие эти звуки? Гласные или согласные?

-  Давайте их пропоём. Сейчас закройте глаза и произнесите [И] почувствовали,  как язычок лежит у нижних зубов. Теперь произнесите звук [Ы],  почувствуйте как язык отошёл от нижних зубов, в глубь рта.

Язык у нижних зубов, губы улыбаются.

Язык оттягивается назад от зубов, губы чуть – чуть округляются.

Гласные. Их можно петь.

Ы-Ы-Ы   И – И –И

2. Дифференциация  среди звуков

Упражнение «Покажи правильно»

На звук [Ы] поднимают мышку. На звук [и] мишку.

И, Ы, И, И, Ы, Ы, И. Ы.

3. Дифференциация в слогах, словах. Упражнение «Внимательные ушки»

В игре участвуют две команды. Команда «мышек» и команда « мишек».

 Если в слогах и словах слышится звук [Ы], то руку поднимает команда «мышек», если слышится звук [И], то руку поднимает команда «мишек»

Ты, ми, вы, пи, хи, мы, кы, теперь в словах: косы, сыр, кит, грабли, пыль, дым, Дима,

4. Звуко – слоговой анализ

слогов  ДЫ  - ДИ

 

- Посмотрите на картинку. Из трубы идёт много дыма. А этого мальчика зовут Дима. Повторите слова дыма, Дима.

Чем эти слова отличаются друг от друга?

- Сколько слогов в слове дыма?

- Сколько слогов в слове Дима?

- Назовите первый слог в слове дыма, в слове Дима. А теперь выложите звуками слог ды. Дети выкладывают синий и красный квадрат.  Первый звук в слоге ды как зовут? Какой он?

А как зовут второй звук ?

- Теперь выложите слог ди. Дети выкладывают зелёный и красный квадрат.

-  Как зовут первый звук?

- Какой он?

- А как зовут второй звук?

- Согласные звуки очень любят звук [И]. Если он стоит рядом с согласным, то согласный всегда становится мягким.

Дыма, Дима.

Они отличаются одним звуком, в слове дыма, звук [Ы], а в слове Дима звук [И]

В слове дыма 2 слога.

В слове Дима 2 слога.

Ды, ди.

Звук [Д].

Он согласный, твёрдый, звонкий.

Звук [Ы].

 Звук [Д‘].

Он согласный, мягкий, звонкий.

Звук [И]

5. Физ минутка.

Зарядка  мышки и мишки.

Каждый день по утрам (Дети встают в круг.)

Мышка с мишкой

Делают зарядку (ходьба на месте)

Очень нравится им

Всё делать по порядку:

Весело шагать

Руки поднимать (руки вверх)

Приседать и вставать (приседают, встают)

Прыгать и скакать ( прыгают, скачут)

6. Игра « Один – много»

Дети выходят на ковёр. Раздаются конверты с картинками. У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.

- Ребята, у меня на картинке один предмет, а у вас -  много. Я называю картинку, отзывается тот, у кого много предметов, и говорит какой звук на конце этого слова.  

Кот – коты, бык – быки, хата – хаты, мак – маки, конь – кони.

7. Слуховой диктант.  «Напиши букву правильно»

- Ребята, а сейчас поиграем в игру «Напиши букву правильно». Я буду говорить слова, а вы какой звук услышите Ы или И, в этом слове, значит такую букву и напишите. (сыр, кит, бык, пыль, мир)

Дети пишут на листочках буквы.

8. Упражнение «Где живёт звук?» Задания на листочках.

На индивидуальных листочках определяют местоположения звуков [Ы] [И]

9. Упражнение «Подари картинки мышке и мишке»

- Нам пора прощаться с мышкой и мишкой. Давайте им подарим картинки.

Картинки: бык, лимон, тигр, рысь, кит, шкафы, тыква, сыр.

III. Итог занятия. Рефлексия.

 Что делали на занятии?

- что понравилось?

Что было легко? С каким заданием было сложно справиться?

- Похлопайте себе.

Учились различать звуки [Ы] [И], играли.

Самоанализ НОД по обучению грамоте в старшей группе №2

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна

Критерии анализа

Результат

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данное коррекционное занятие является первым занятием по дифференциации звуков [Ы] [И] в разделе «Обучение грамоте» Занятие соответствует перспективному планированию коррекционно – развивающей работы в старшей группе V вида.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Триединая цель коррекционного занятия определена программным курсом, индивидуальными  и физиологическими возможностями воспитанников.

Задачи:

1. Коррекционно - образовательные:

  • Учить слухо - произносительной звуков [Ы] - [И]  (сравнение, различение,  правильное произношение в слогах,словах).
  • Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками [Ы] - [И].
  • Совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза; грамматический строй речи (образование сущ. во мн.числе им. падежа).

2. Коррекционно- развивающие:

  •  Развивать  слуховое  восприятие, фонематический слух, внимание, общую и мелкую моторику.

  3. Коррекционно – воспитательные:

  •   Воспитывать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,  инициативности, самостоятельности и  ответственности.

Для достижений поставленных целей была чётко продумана структура занятия. Этапы коррекционного занятия логически взаимосвязаны.  Задания подобраны с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, видов деятельности, речевой и двигательной активности.

Использование персонажа  мышки и мишки в организационном  моменте  создало благоприятный эмоциональный настрой, что позволило  заинтересовать, активизировать внимание.  Игровая мотивация от лица персонажей  нацелила на дальнейшее осознанное участие детей  в занятии.

 Основная часть занятия включала в себя различные формы работы по обучению грамоте: это звуко – слоговой анализ слов, слуховой диктант, игры и игровые упражнения, направленные на различение звуков.

Зарядка мышки и мишки подобрана для активной двигательной разрядки, так как дети первую половину занятия сидели за столами. Музыка для зарядки прозвучала  в очень быстром темпе. Чувствовалось, что ребята получили полноценную двигательную разрядку.  

В конце занятия дети выполняли задания самостоятельно для закрепления. По итогам выполненных заданий было ясно,  что дети данную тему усвоили на хорошем среднем уровне.

 Третья часть –  заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. А также для ребят было  очень приятно получить поощрение за хорошую работу.

Характеристика логопедом подгруппы детей.

В подгруппе четыре ребёнка. Каждый воспитанник имеет свои   индивидуальные и возрастные особенности. У двоих детей сидром СДВГ. Поэтому приходилось постоянно корректировать поведение.

Мотивировка отбора материала для данного занятия

Отбор речевого и дидактического материала по обучению грамоте проведён в соответствии с программными требованиями V  вида, индивидуальными и возрастными особенностями  воспитанников. Раздаточный и наглядный материал практичный, красочный.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений,  выполненных детьми на занятии.

Задания,  предъявленные детям,   были посильны,  и большинство заданий  выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребята  ориентирован на успех, на общение,  они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работает в заданном темпе. Но двое детей были излишне шумны и подвижны. Они задавали много вопросов, пришлось им уделить много внимания.

Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

  • наглядный
  • словесный (объяснения, правильное проговаривание звуков, слогов, слов, пояснения, указания, инструкции при выполнении практических заданий, вопросы разного характера);
  • практический;
  • образец речи педагога;
  • мотивации и поощрения (от лица педагога, игрового персонажа);
  • контроля и самооценки.

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Своё занятие я оцениваю на высоком уровне. Мне кажется,  что я смогла отразить свой профессионализм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [л] –[р] "Конкурс знатоков"

Дифференциация звуков [л] - [р] в пословицах, скороговорках, стихах...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: "Автоматизация звука [р]"

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнить правильную артикуляцию звука [р];закреплять  правиль...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...