Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».
план-конспект занятия по логопедии на тему
Цели:
Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками [Ы ]- [И]. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; грамматический строй речи (образование сущ. во мн. числе им. пад.)
Коррекционно – развивающие цели: Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки со звуками [Ы] [И]; символы – звуки; лото «Один – много»; мягкие игрушки: мишка, мышка; индивидуальные карточки с заданиями; карандаши; рабочие тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_y_-_i.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Сургутская школа – детский сад» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]»
Учитель – логопед: Борзова Т.М.
Сургут 2016г
Цели:
Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких согласных в сочетании со звуками [Ы ] - [И]. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза; грамматический строй речи (образование сущ. во мн. числе им. пад.)
Коррекционно – развивающие цели: Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: картинки со звуками [Ы] [И]; символы – звуки; лото «Один – много»; мягкие игрушки: мишка, мышка; индивидуальные карточки с заданиями; карандаши; рабочие тетради.
Этапы НОД | Ход НОД | Ответы детей. |
I . Орг. момент. 1. Приветствие. 2. Создание эмоционального настроя. 3. Введение в тему. | - Ребята поздоровайтесь с гостями. Давайте улыбнёмся гостям и подарим им хорошее настроение. - Ребята, а к нам ещё гости пришли. Это мышка и мишка. Они учатся в лесной школе. Где учатся звери. Мимо пролетала сорока и говорит: «Эй мышка и мишка у деток в садике урок. Идите вместе Будет впрок. Посмотрите на занятие И всем дадите задание. Вот мышка с мишкой к нам пришли И задание принесли. А задание такое. -Какой звук слышится в слове мышка, после звука [М]? А в слове мишка? Какой звук слышится после звука [М‘] - Вот сегодня на занятии будем повторять и учиться различать звуки [Ы] - [И]. - А вот мышка с мишкой говорят - Вот, ребята молодцы, Справились с заданием. Но совсем мы не хотим Сказать вам «До свидания!» На уроке посидим, На ребяток поглядим. -Ребята разрешим мышке с мышкой посидеть на занятии. Проходите и садитесь. | Здравствуйте. Звук [Ы] Звук [И] Да. |
II. Основная часть. 1.Артикуляционная и акустическая характеристика звуков. | Сравнение и правильное произнесение звуков [Ы] [И]. Работа с профилями и зеркалами. Посмотрите в зеркало, и произнесите звук [И]. - В каком положении находятся язык и губы? - А теперь произнесём звук [Ы]. В каком положении находятся язык и губы? - А какие эти звуки? Гласные или согласные? - Давайте их пропоём. Сейчас закройте глаза и произнесите [И] почувствовали, как язычок лежит у нижних зубов. Теперь произнесите звук [Ы], почувствуйте как язык отошёл от нижних зубов, в глубь рта. | Язык у нижних зубов, губы улыбаются. Язык оттягивается назад от зубов, губы чуть – чуть округляются. Гласные. Их можно петь. Ы-Ы-Ы И – И –И |
2. Дифференциация среди звуков Упражнение «Покажи правильно» | На звук [Ы] поднимают мышку. На звук [и] мишку. И, Ы, И, И, Ы, Ы, И. Ы. | |
3. Дифференциация в слогах, словах. Упражнение «Внимательные ушки» | В игре участвуют две команды. Команда «мышек» и команда « мишек». Если в слогах и словах слышится звук [Ы], то руку поднимает команда «мышек», если слышится звук [И], то руку поднимает команда «мишек» Ты, ми, вы, пи, хи, мы, кы, теперь в словах: косы, сыр, кит, грабли, пыль, дым, Дима, | |
4. Звуко – слоговой анализ слогов ДЫ - ДИ
| - Посмотрите на картинку. Из трубы идёт много дыма. А этого мальчика зовут Дима. Повторите слова дыма, Дима. Чем эти слова отличаются друг от друга? - Сколько слогов в слове дыма? - Сколько слогов в слове Дима? - Назовите первый слог в слове дыма, в слове Дима. А теперь выложите звуками слог ды. Дети выкладывают синий и красный квадрат. Первый звук в слоге ды как зовут? Какой он? А как зовут второй звук ? - Теперь выложите слог ди. Дети выкладывают зелёный и красный квадрат. - Как зовут первый звук? - Какой он? - А как зовут второй звук? - Согласные звуки очень любят звук [И]. Если он стоит рядом с согласным, то согласный всегда становится мягким. | Дыма, Дима. Они отличаются одним звуком, в слове дыма, звук [Ы], а в слове Дима звук [И] В слове дыма 2 слога. В слове Дима 2 слога. Ды, ди. Звук [Д]. Он согласный, твёрдый, звонкий. Звук [Ы]. Звук [Д‘]. Он согласный, мягкий, звонкий. Звук [И] |
5. Физ минутка. Зарядка мышки и мишки. | Каждый день по утрам (Дети встают в круг.) Мышка с мишкой Делают зарядку (ходьба на месте) Очень нравится им Всё делать по порядку: Весело шагать Руки поднимать (руки вверх) Приседать и вставать (приседают, встают) Прыгать и скакать ( прыгают, скачут) | |
6. Игра « Один – много» | Дети выходят на ковёр. Раздаются конверты с картинками. У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе. - Ребята, у меня на картинке один предмет, а у вас - много. Я называю картинку, отзывается тот, у кого много предметов, и говорит какой звук на конце этого слова. | Кот – коты, бык – быки, хата – хаты, мак – маки, конь – кони. |
7. Слуховой диктант. «Напиши букву правильно» | - Ребята, а сейчас поиграем в игру «Напиши букву правильно». Я буду говорить слова, а вы какой звук услышите Ы или И, в этом слове, значит такую букву и напишите. (сыр, кит, бык, пыль, мир) Дети пишут на листочках буквы. | |
8. Упражнение «Где живёт звук?» Задания на листочках. | На индивидуальных листочках определяют местоположения звуков [Ы] [И] | |
9. Упражнение «Подари картинки мышке и мишке» | - Нам пора прощаться с мышкой и мишкой. Давайте им подарим картинки. Картинки: бык, лимон, тигр, рысь, кит, шкафы, тыква, сыр. | |
III. Итог занятия. Рефлексия. | Что делали на занятии? - что понравилось? Что было легко? С каким заданием было сложно справиться? - Похлопайте себе. | Учились различать звуки [Ы] [И], играли. |
Самоанализ НОД по обучению грамоте в старшей группе №2
Образовательная область: «Речевое развитие»
Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна
Критерии анализа | Результат |
Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме. | Данное коррекционное занятие является первым занятием по дифференциации звуков [Ы] [И] в разделе «Обучение грамоте» Занятие соответствует перспективному планированию коррекционно – развивающей работы в старшей группе V вида. |
Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия. | Триединая цель коррекционного занятия определена программным курсом, индивидуальными и физиологическими возможностями воспитанников. Задачи: 1. Коррекционно - образовательные:
2. Коррекционно- развивающие:
3. Коррекционно – воспитательные:
Для достижений поставленных целей была чётко продумана структура занятия. Этапы коррекционного занятия логически взаимосвязаны. Задания подобраны с усложнением от простого к сложному, учитывая смену положения детей, видов деятельности, речевой и двигательной активности. Использование персонажа мышки и мишки в организационном моменте создало благоприятный эмоциональный настрой, что позволило заинтересовать, активизировать внимание. Игровая мотивация от лица персонажей нацелила на дальнейшее осознанное участие детей в занятии. Основная часть занятия включала в себя различные формы работы по обучению грамоте: это звуко – слоговой анализ слов, слуховой диктант, игры и игровые упражнения, направленные на различение звуков. Зарядка мышки и мишки подобрана для активной двигательной разрядки, так как дети первую половину занятия сидели за столами. Музыка для зарядки прозвучала в очень быстром темпе. Чувствовалось, что ребята получили полноценную двигательную разрядку. В конце занятия дети выполняли задания самостоятельно для закрепления. По итогам выполненных заданий было ясно, что дети данную тему усвоили на хорошем среднем уровне. Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. А также для ребят было очень приятно получить поощрение за хорошую работу. |
Характеристика логопедом подгруппы детей. | В подгруппе четыре ребёнка. Каждый воспитанник имеет свои индивидуальные и возрастные особенности. У двоих детей сидром СДВГ. Поэтому приходилось постоянно корректировать поведение. |
Мотивировка отбора материала для данного занятия | Отбор речевого и дидактического материала по обучению грамоте проведён в соответствии с программными требованиями V вида, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. Раздаточный и наглядный материал практичный, красочный. |
Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии. | Задания, предъявленные детям, были посильны, и большинство заданий выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентирован на успех, на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работает в заданном темпе. Но двое детей были излишне шумны и подвижны. Они задавали много вопросов, пришлось им уделить много внимания. |
Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия. | Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами. Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:
|
Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями). | Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным. |
Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов. | Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. |
Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда. | Своё занятие я оцениваю на высоком уровне. Мне кажется, что я смогла отразить свой профессионализм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....
Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).
Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [л] –[р] "Конкурс знатоков"
Дифференциация звуков [л] - [р] в пословицах, скороговорках, стихах...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: "Автоматизация звука [р]"
Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:уточнить правильную артикуляцию звука [р];закреплять правиль...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...