Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [л] –[р] "Конкурс знатоков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Мазитова Татьяна Вячеславовна

Дифференциация звуков [л] - [р] в пословицах, скороговорках, стихах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков

Дифференциации звуков [л] –[р]

Логопедическое занятия для детей старшего дошкольного возраста

(подгрупповое занятие)

Мазитова Т.В.,

учитель-логопед МДОУ д/с КВ№ 20 «Дельфин», г.  Южноуральск

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-дифференцировать звуки [л], [р]  в пословицах, скороговорках, стихах.

Коррекционно-развивающие:

-развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух;

-осмысливать содержание скороговорки, сопоставлять его с  изображением на картинке;

-развивать мелкую моторику, память, воображение, образное мышление;

-продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-воспитательные:

-повышать интерес к малым жанрам фольклора;

-воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

Оборудование: зеркала, картинки – символы артикуляционных упражнений, кубик с предметными картинками на гранях; картинки к скороговоркам, картинки с изображением героев произведений, иллюстрации к английским песенкам, к произведениям поэтов; портреты детских поэтов, мяч; книжки – малышки.

Подготовка:  заучивание скороговорок на индивидуальных занятиях, в группе  с воспитателем по заданию логопеда,  дома с мамой.

Ход занятия

I.Организационный момент и объявление темы занятия.

Логопед. – Приглашаю вас на конкурс знатоков пословиц, стихов, скороговорок, детских песенок, сказок. Мы с вами будем работать под девизом «Не говори, что не умею, говори, что научусь».

-За правильное выполнение заданий вы будете получать жетоны с буквами. В конце конкурса узнаем лучшего знатока.  

-Определите, какие звуки будут главными? Какой звук часто повторяется в скороговорке?

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор». (Звук р)

«Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала». (Звук л)

II. Статико – динамические упражнения для развития артикуляционного и моторного праксиса.

-Чтобы звуки  [л] - [р] звучали верно, сделаем разминку для губ и языка перед зеркалом /используются опорные картинки-подсказки/.

1. «Улыбка – трубочка» - Тянем губы к ушкам, очень нравится лягушкам. Подражаем мы слону, губы хоботком тяну. /При улыбке пальцы рук, кроме большого сцеплены, локти отведены в стороны; при «трубочке» кисти рук соединяются, образуя «круг»/

2.  «Заборчик» - Из зубов заборчик строй, губы широко открой. /Правая рука лежит на левой/.

3. «Лопаточка - иголка» - Язык лопаткой положи и спокойно подержи. А потом – раз, два, три – как иголку заостри. / Ладонь – ребро/

4. «Чашечка» - Язык широкий положи, его в чашку преврати, чашку на губе держи, осторожно в рот неси. Кончик кверху подними. / Локти на столе, ладони принимают форму «чашечек»/

5. «Индюшата» - Рот приоткрываю, язык приподнимаю. На губу положу, по губе им повожу. Потом голос подключу: бл-бл-бл (быстрое поглаживание верхней губы языком с добавлением голоса). / Ладони принимают  форму «чашечек», пальцы сгибать – разгибать в быстром темпе/

6. «Маляр» - Красить потолок пора, пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем, поведем вперед- назад – наш маляр работе рад! /Сгибание кистей рук вперед – назад/

7. «Лошадка» - цокать языком после каждой строчки под хлопки ладоней и стук пяток об пол. Я лошадка Серый бок! Цок-цок-цок-цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок-цок.  

8. Упражнение на дыхание, выработка сильной воздушной струи.

-Кончик языка сейчас  поработает у нас.

 Приготовились к полету, (встать)

 К запуску моторов (руки согнуть у груди)

 Глубоко воздух вдыхаем,

 С силой ветер выдыхаем…

 Кончик языка тотчас

 Завибрировал у нас – р-р-р. (Вращение рук перед грудью)

III. Дифференциация звуков л-р

1.Игра с мячом «Мячик лови, мячик бросай, пословицу  продолжай»: 

Землю красит солнце, а человека … (труд). Не спеши языком, а спеши … (делом). Труд кормит, а лень … (портит). Кончил дело, гуляй …(смело). Человек человеку – друг и …(брат). Не красна изба углами, а красна изба …(пирогами). Без труда не выловишь и … (рыбку из пруда).

2.Задание  - К какой картинке подходит скороговорка? (логопед произносит скороговорку, дети внимательно рассматривают предложенные картинки и выбирают соответствующую).  

-Кол около стола, стол около кола. Трое трубачей трубили в трубы. Проворонила ворона вороненка. Свекла у Феклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблекла. У Кондрата куртка коротковата. Метил в лукошко, попал в окошко.

3.Игра «Кто кого перескороговорит?» (дети встают парами спиной друг к другу и по команде логопеда начинают произносить скороговорку, выбранную в задании №2, на выдохе).

4.Игра с кубиком «Ассоциации»

                      - Кубик бросай, предмет называй, скороговорку вспоминай»

                         На грани кубика иголка – дети вспоминают:

« Иголка, иголка, ты остра и колка».                                    

На грани кубика елка     - дети  вспоминают:  «У елки иголки колки».

 На грани кубика  цифра три - дети  вспоминают:

«Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».

 На грани кубика мыло - дети  вспоминают:

"Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла».

На грани кубика рыба – дети вспоминают:

«Вечером над озером ходит белый пар,

  Это рыбы в озере ставят самовар».

На грани кубика булавка - дети  вспоминают:

«Лена икала булавку, а булавка упала под лавку,

  Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день».

IV. Динамическая пауза

1.- Вечером над озером ходит белый пар, (руки поднять вверх, плавно покачать)

  Это рыбы в озере ставят самовар.   (Сомкнутыми ладонями совершать плавные движений от груди)

                                        ***

2.- Дружно шагаем – скороговорку повторяем:              (шагать)

                 Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.  (Руками, согнутыми в локтях, совершать круговые движения)

          V. Развитие интонационной выразительности.

-В нашем конкурсе хотели бы поучаствовать герои сказок и произведений  К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. /Выставляются портреты поэтов/

-Вы узнаете героев, если отгадаете загадки и вспомните -  из каких произведений эти строчки. /Поочередно выставляются иллюстрации к сказкам после отгадывания их  детьми/

Тут и мыло подскочило                                       Бедные, бедные звери!

И вцепилось в волоса,                                          Воют, рыдают, ревут!

И юлило, и мылило,                                             В каждой берлоге и в каждой пещере

И кусало, как оса.     /Мойдодыр/                        Злого обжору клянут.

                                                                                                             /Тараканище/

Сел он утром на кровать,                                             Нам солнышко светило,

Стал рубашку надевать,                                               Нас ветер обвевал;

                                                                                        В пути не скучно было,

В рукава просунул руки –                                            И каждый напевал

Оказалось, это брюки. /Вот какой рассеянный/          - Красота! Красота!

                                                                                         Мы везем с собой кота,…

                                                                                                         /Песенка друзей/

Прибежала мышка – мать                                             «Эй вы, глупые тарелки,

Тетю лошадь в няньки звать:                                         Что вы скачете, как белки?

-Приходи к нам, тетя лошадь,                                        Вам ли бегать за воротами

Нашу детку покачать. /Сказка о глупом мышонке/     С воробьями желторотыми?»

                                                                                                    /Федорино горе/

-А теперь, дети, произнесите скороговорку «Метил в лукошко, попал в окошко» от имени этих героев – Мойдодыра (строго), Тараканища (сердито), глупого мышонка (недовольно сонливо), рассеянного человека (быстро), друзей (весело), Федоры (виновато).

        VI.Развитие фонематического анализа.

-В фамилии какого поэта не слышатся звуки [л] - [р] ? /Чуковский/

-Сколько раз повторяется звук (р) в скороговорке «Труба трубит, труба поет, трубач по улице идет» /4 раза/.

 «Проворонила ворона вороненка» /4 раза/

- Сколько слов со звуком (л) вы услышите?

   Одеяло

   Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня. /4 слова с твердым звуком /

        VII. Повторение ранее выученных стихов С.Я.Маршака.

-Вокруг себя перевернитесь и на выставке рисунков очутитесь. / Дети рассматривают рисунки и вспоминают английские песенки, которые перевел С.Я.Маршак/

-Конкурс чтецов. В исполнении детей звучат песенки.

/«Шалтай-Болтай», «Ослик», «Робин-Бобин», «Дуйте, дуйте, ветры», «Чудеса в решете», «Храбрецы», «Маленькая девочка, скажи, где ты была?»,  «Король с  королевой послали слугу»/.

          VIII. Итог. – Подошел к концу наш конкурс. Кто помнит, под каким девизом мы проводили конкурс? Какие звуки были главными?

IX. Оценка работы детей. Подсчет количества жетонов у детей и определение  лучших знатоков. Лучшим знатокам вручаются книжки-малышки со скороговорками уральской поэтессы Н. Пикулевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на логопункте "Звуки М и Мь. Путешествие на Северный полюс"

Конспект логопедического занятияцель: дифферинциация звуков М и Мь в слогах, словах и предложениях...

Подгрупповое логопедическое занятие по дифференциации звуков [с] и [з].

Цели: научить дифференцировать звуки [c], [з];усвоить, что такое многозначные слова; закреплять навык звукового анализа и синтеза; развивать пространственное вообр...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.

Конспект занятия рассчитан на подгруппу детей из 6 человек. Данное занятие проводится на заключительном этапе работы по коррекции звукопроизношения на базе дошкольного логопункта....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Цветы. Дифференциация [Л] - [Р]»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной группе детей дошкольного возраста «Цветы. Дифференциация  [Л] -  [Р]»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...