Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в осенний лес"

Задачи:

· Образовательные:

o уточнить представления детей о звуке (Ш);

o закрепить лексическую тему "Осень";

· Коррекционные:

o закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.

o развитие артикуляционной и мелкой моторики;

o развитие фонематического слуха;

o развитие речевого дыхания.

· Развивающие:

o закрепить умение определять место звука в слове;

o развивать внимание, память, мышление и воображение;

o упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Скворцова Т.В. Автоматизация звука [Ш] в словах и простых предложениях

Слайд 2

2 «Лопаточка» Язык широкий покажи И лопатку подержи.

Слайд 3

3 «Качели» А сейчас качели вверх Тянем, тянем до небес. Вниз теперь их полёт И никто не отстаёт.

Слайд 4

4 «Вкусное варенье» Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.

Слайд 5

5 «Маляр» Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.

Слайд 6

6 «Чашечка» Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить.

Слайд 7

7 Раз, два, три, четыре, пять Будем листья собирать Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём.

Слайд 8

8 Массаж пальцев лесными орехами - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Научился я орешек между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. - Я орешек свой возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать! - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Слайд 9

Развитие фонематического слуха

Слайд 10

10 Анализ артикуляции звука (Ш) Губы Зубы Язык Воздушная струя округлены как колечко сближены, но не сомкнуты как «Чашечка», кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык - прямой теплая, встречает преграду

Слайд 11

11 Характеристика звука (Ш) Найдите на экране символ звука (Ш)

Слайд 12

12 Физкультурная минутка (координация речи с движением) Вдруг закрыли небо тучи Начал капать дождь колючий Долго дождик будет плакать Разведет повсюду слякоть Грязь и лужи на дороге Поднимай повыше ноги.

Слайд 13

13 Упражнение "К какой схеме относится слово» Звук Ш находится в середине слова ко ш ка

Слайд 14

14 Упражнение "К какой схеме относится слово»

Слайд 15

15 Упражнение "К какой схеме относится слово»

Слайд 16

16 Игра «Чьи игрушки?» У Даши лошадка. Это ... У Паши машина. Это ... У Маши мышь. Это ... У Миши шары. Это ... У Наташи петушок. Это ...



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в осенний лес"


Задачи:

  • Образовательные:
  • уточнить представления детей о звуке (Ш);
  • закрепить лексическую тему "Осень";
  • Коррекционные:
  • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие:
  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • развивать внимание, память, мышление и воображение;
  • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные:
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
  • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее 
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должныкасаться углов рта.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел. 
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

Описание:

Методические указания:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Описание:

Методические указания:

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить -  надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

(загибать пальчики, начиная с большого на одной руке)

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,

(загибать пальчики, начиная с большого на другой руке)

Маме осенний букет отнесём.

(«шагать» по столу средним и указательным пальчиками)

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно. 
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Ручки растираем

(дети потирают ладони)

И разогреваем

(хлопают в ладоши)

И лицо теплом своим 
Нежно умываем

(проводят по лицу сверху вниз)

Пальчики сгребают все плохие мысли

(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем,
Сверху вниз мы быстро 
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,

(растирают ушки)

А потом руками,
Трогаем мы щечки.

(трогают щечки)

Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.

В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.

Тропинка, тропинка, ты нас проводи
Пойдем за тобою, а ты впереди.

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои!

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...). И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– 
шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– 
шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

Вдруг закрыли небо тучи

(поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий

(прыжки на носочках, руки на поясе)

Долго дождик будет плакать

(прыжки на носочках)

Разведет повсюду слякоть

(приседаем и держим руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге

(идут по кругу, высоко поднимая колени)

Поднимай повыше ноги.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.

Список литературы:

  • Психогимнастика, релаксационные упражнения (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова);
  • Пальчиковая гимнастика (А.Л. Сиротюк, О.И. Крупенчук, Г.А. Османова, Л.П. Савина, В.В. Цвынтарный);
  • Динамические паузы (И.Е. Аверина, В.И. Ковалько);
  • Артикуляционная гимнастика (Т.В. Буденная, А.В. Ястребова, З.А. Репина);
  • Дыхательные комплексы (М.Н. Щитинин, Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.

Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук  (био...

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука Л в словах

Конспект подгруппового логопедического занятияВозраст: 6 летКоличество: 3 детейЛогопедическое заключение: ФНР, параламбдацизм замена[Л] на [W].Тема: Звук [Л]Этап: автоматизация в словахЦель:  зак...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях».

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы , включающее в себя упражнения, задания и игры, будет интересным не только педагогам, но ,в первую очередь детям....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в прямых слогах и словах с использованием технологии sand-play (игра с песком).

Данное занятие разработано в соответствии с ФГОС ДО, нацелено на автоматизацию звука [л] в прямых слогах и словах. Конспект представлен в форме технологической карты с описанием деятельности педагога ...