Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Ц] с применением балансировочной доски
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В статье представлено индивидуальное логопедическое занятие с различными видами игр и упражнений с дошкольником старшей группы на автоматизацию звука Ц . Показан опыт применения балансировочной доски Бильгоу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Ц] с применением балансировочной доски».
Тема: Звук [ц].
Цель: автоматизация звука [ц] изолировано, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить навык правильного произношения звука [ц] изолировано, в слогах, словах;
- упражнять в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове при помощи доски Бильгоу.
- образование имён существительных женского рода с суффиксом -иц
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развивать межполушарное взаимодействие .
- формировать у детей умение сохранять равновесие в упражнениях на балансировочной доске Бильгоу.
Коррекционно – воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: картинка (игрушка) цыпленок Цып, курица, овца, заяц, птенец, цапля, карта движения персонажа, пособие «Четвёртый лишний», картинки к заданиям, доска Бильгоу, мешочки с песком, разноцветные мячи, предметные картинки в соответствии с лексической темой.
Ход занятия
I.Вводная часть
1 Организационный момент.
-Здравствуй, Кирилл! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздороваемся с ними и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее. Отгадай загадку, и ты узнаешь кто пришёл к нам на занятие: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?»
- Да, это цыплёнок. А зовут его Цып. С ним приключилась беда – он потерялся. Ему нужно отыскать мама - курицу. Он просит нас о помощи?
Ты готов помочь Цыпу и отправиться вместе с ним в путешествие?
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Для начала нам нужно подготовиться – выполнить артикуляционную гимнастику.
-«Улыбка»,
-«Сердитая киска»,
- «Качели».
-«Трубочка».
А ещё нам нужно сделать дыхательную гимнастику, подуем на осенние листочки.
2. Дыхательная гимнастика Упражнение «Подуй на листочек»
3. Характеристика звука
Скажите, как зовут цыпленка? (Цып)
Какой первый звук мы слышим в слове «Цып»? а в слове «цыпленок» ([ц])
Анализ и характеристика звука [Ц].
Что делают губы, когда ты произносишь звука [Ц]?
- Где находится язык?
(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты.
Звук [Ц] – согласный, глухой, всегда только твёрдый! Каким цветом мы обозначим звук [Ц]? (Синим)
4.Автоматизация звука Ц в слогах
У цыпленка есть карта, по которой мы сможем добраться до его дома.
Покажи по карте, какой путь нужно пройти цыпленку. Веди пальчиком по дорожке и произноси длительно звук [Ц].
Куда привела нас дорожка? (К зайцу)
Звук [Ц] - любимый звук цыпленка Цыпа, но он никак не может его поймать. Помоги ему. Если услышишь звук [Ц] – хлопни в ладошки.
Игра «Поймай звук»: П – Т- Ц – Ш – К –Ц –Ф – Л –М –Ц; ПА, ЦО, ЦУ, ВИ, АС, УЦ, а теперь поймай этот звук в словах:
телефон, цена, сетка, чемодан, цепь, сито, тина, цирк, часы, цапля.
-Чтобы пройти дальше, мы должны выполнить ещё одно задание зайца – правильно произнести слоги со звуком Ц:
Ца-цо-ца
Цу-цу-ца
Цы-цо-цы
Цу-цу-цы
Ца-цо-цо
Ац-оц-оц
Иц-иц-ац
Яц-ец-яц
Уц-уц-эц
Зайцу очень понравилось, как ты выполнил его задания. Он хочет с тобой поиграть.
5.Физкультминутка «Помощники» (балансировочной доске)
Раз, два, три четыре, мы посуду перемыли: | Шагать и хлопать по коленям крест-накрест. |
Кастрюли, | руки на пояс. |
Чайник, | одна рука на пояс, другая изображает носик чайника. |
Ковшик | руки в кольцо перед собой. |
Ложку | кистью руки изобразить движение ложкой. |
И большую поварёшку. | большой круг руками над головой и вниз. |
Моем чашку, моем кружку | трут ладошки друг о друга. |
Ставим высоко на сушку | подняться на носочки руки вверх. |
Ой! Упала чашка с полки | ладошки к щекам прижать. |
Будем собирать осколки | наклоны вперёд. |
Продолжим наш путь. Веди пальчиком дальше по дорожке, не забывай про звук Ц.
К кому привела нас дорожка? (к гусенице). Её зовут Гуца.
Гуца просит нас о помощи – она не может добраться до сочных листиков на дереве. У неё устали ножки, покажем ей пальчиковую гимнастику.
6. Пальчиковая гимнастика «Гуцына каша».
Гуца каши наварила, | Указательным пальцем правой руки ребенок мешает в левой ладошке. |
Гуца кашей всех кормила. | |
Положила Гуца кашу | Загибает по одному пальчику на левой руке. |
Кошке – в чашку, | |
Жучке – в плошку, | |
А коту – в большую ложку. | |
В миску – курицам, цыплятам | |
И в корытце поросятам. | |
Всю посуду заняла, | Разжимает кулачок. |
Все до крошки раздала | Сдувает «крошку» с ладошки. |
-Помог Гуце, молодец
Нам пора двигаться дальше. (изолированное произношение звука [Ц]).
К кому привела нас дорожка? (к Овце)
7.Развитие фонематического анализа и синтеза
Игра «Четвертый лишний».
Овечка принесла картинки и просит найти в каждом ряду лишнюю картинку и обвести ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук [Ц].
Идём дальше, не забывай произносить звук [Ц], куда теперь приведет нас дорожка? Кто там спрятался в траве? Подуй на травку и узнаешь кто там.
-Это в гнезде птенцы.
-Не будем их пугать, пойдём дальше.( изолированное произношение звука [Ц]). Куда нас привела дорожка? (к Цапле)
Цапля не может разобраться в посуде для продуктов. Поможем ей?
8. Игра с мячом «Что для чего».
- Я буду кидать мяч (мешочек) и называть продукт, а ты должен назвать посуду для этого продукта и вернуть мешочек мне.( Ребенок стоит на балансировочной доске)
Например: сухари - сухарница.
Селедка –
Сахар –
Конфеты –
Суп –
Перец -
Салат - .
- А теперь, я назову тебе слово, посчитай, сколько слогов в этом слове и попади мешочком в цифру на напольной доске соответствующему количеству слогов в слове.
-Молодец, ты справился со всеми заданиями.
-Давай узнаем, сколько цыпленку еще осталось пройти. (Изолированное произношение звука [Ц] )
К кому привела нас дорожка? (к Курице)
Мы нашли маму цыпленка. Он обещает, что никогда больше не будет теряться.
А мама курица очень рада, что нашёлся её цыплёнок
Любовалась цыплёнком курица,
Её цыпленок умница!
Молодец, удалец,
Очень милый птенец!
III.Заключительная часть
9. Итог занятия
Наше путешествие подошло к концу.
Кому мы сегодня помогали? С кем ты повстречался?
О каком звуке мы говорили на занятии?
Что тебе понравилось на занятии больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах
Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.
Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.
Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук (био...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»
конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....