Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Ц] с применением балансировочной доски
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В статье представлено индивидуальное логопедическое занятие с различными видами игр и упражнений с дошкольником старшей группы на автоматизацию звука Ц . Показан опыт применения балансировочной доски Бильгоу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Ц] с применением балансировочной доски».

Тема: Звук [ц].

Цель: автоматизация звука [ц] изолировано, в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • закрепить навык правильного произношения звука [ц] изолировано, в слогах, словах;
  • упражнять в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове при помощи доски Бильгоу.
  • образование имён  существительных женского рода с суффиксом  -иц 

Коррекционно – развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику; речевое дыхание;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развивать межполушарное взаимодействие .
  • формировать у детей умение сохранять равновесие в упражнениях на балансировочной доске Бильгоу.

Коррекционно – воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:  картинка  (игрушка) цыпленок  Цып, курица, овца, заяц, птенец, цапля,  карта движения персонажа, пособие «Четвёртый лишний», картинки к заданиям,  доска  Бильгоу, мешочки с песком, разноцветные мячи,  предметные картинки в соответствии с лексической темой.

Ход занятия

I.Вводная часть

1 Организационный момент.

-Здравствуй, Кирилл! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздороваемся с ними и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее. Отгадай загадку, и ты узнаешь кто пришёл к нам на занятие: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?»

- Да, это цыплёнок. А зовут его Цып. С ним приключилась беда – он потерялся. Ему нужно отыскать мама - курицу. Он просит нас о помощи?

Ты готов помочь Цыпу и отправиться вместе с ним в путешествие?

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Для начала нам нужно подготовиться – выполнить артикуляционную гимнастику.

-«Улыбка»,

-«Сердитая киска»,

- «Качели».

-«Трубочка».

А ещё нам нужно сделать дыхательную гимнастику, подуем на осенние листочки.

2. Дыхательная гимнастика Упражнение «Подуй на  листочек»

3. Характеристика звука

Скажите, как зовут цыпленка? (Цып)

Какой первый звук мы слышим в слове «Цып»? а в слове «цыпленок» ([ц])

Анализ и характеристика звука [Ц].

Что делают  губы, когда ты произносишь звука [Ц]?

- Где находится язык?

(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты.

Звук [Ц] – согласный, глухой, всегда только твёрдый! Каким цветом мы обозначим звук [Ц]? (Синим)

4.Автоматизация звука Ц в слогах

У цыпленка есть карта, по которой мы сможем добраться до его дома.

Покажи по карте, какой путь нужно пройти цыпленку. Веди пальчиком по дорожке и произноси длительно звук [Ц].

 Куда привела нас дорожка? (К зайцу)

Звук [Ц] - любимый звук цыпленка Цыпа, но он никак не может его поймать. Помоги ему. Если услышишь звук [Ц] – хлопни в ладошки.

Игра «Поймай звук»: П – Т- Ц – Ш – К –Ц –Ф – Л –М –Ц; ПА, ЦО, ЦУ, ВИ, АС, УЦ, а теперь поймай этот звук в словах:

 телефон, цена, сетка, чемодан, цепь, сито, тина, цирк, часы, цапля.

-Чтобы пройти дальше, мы должны выполнить ещё одно  задание зайца – правильно произнести слоги со звуком Ц:

Ца-цо-ца

Цу-цу-ца

Цы-цо-цы

Цу-цу-цы

Ца-цо-цо

Ац-оц-оц

Иц-иц-ац

Яц-ец-яц

Уц-уц-эц

Зайцу очень понравилось, как ты выполнил его задания. Он хочет с тобой поиграть.

5.Физкультминутка «Помощники» (балансировочной доске)

Раз, два, три четыре, мы посуду перемыли:

Шагать и хлопать по коленям крест-накрест.

Кастрюли, 

руки на пояс.

Чайник,

одна рука на пояс, другая изображает носик чайника.

Ковшик

  руки в кольцо перед собой.

Ложку

кистью руки изобразить движение ложкой.

И большую поварёшку. 

большой круг руками над головой и вниз.

Моем чашку, моем кружку 

трут ладошки друг о друга.

Ставим высоко на сушку 

подняться на носочки руки вверх.

Ой! Упала чашка с полки 

ладошки к щекам прижать.

Будем собирать осколки 

наклоны вперёд.

Продолжим наш путь. Веди пальчиком дальше по дорожке, не забывай про звук Ц.

 К кому привела нас дорожка? (к гусенице). Её зовут Гуца.

Гуца просит нас о помощи – она не может добраться до сочных листиков на дереве. У неё устали ножки, покажем ей пальчиковую гимнастику.

6. Пальчиковая гимнастика «Гуцына каша».

Гуца каши наварила,                   

Указательным пальцем правой руки

ребенок мешает в левой ладошке.

Гуца кашей всех кормила.           

Положила Гуца кашу  

Загибает по одному пальчику

на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, 

Разжимает кулачок.

Все до крошки раздала

Сдувает «крошку» с ладошки.

                                                 

  -Помог  Гуце, молодец                                                 

Нам пора двигаться дальше. (изолированное  произношение звука [Ц]).

К кому привела нас дорожка? (к Овце)

7.Развитие фонематического анализа и синтеза

 Игра «Четвертый лишний». 

Овечка  принесла  картинки и просит найти в каждом ряду лишнюю картинку и обвести ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук [Ц].

Идём дальше, не забывай произносить звук [Ц], куда теперь приведет нас дорожка? Кто там спрятался в траве? Подуй на травку и узнаешь кто там.

-Это в гнезде птенцы.

-Не будем их пугать, пойдём дальше.( изолированное произношение звука [Ц]). Куда нас привела дорожка? (к Цапле)

Цапля не может разобраться в посуде для продуктов. Поможем ей?

8. Игра с мячом «Что для чего».

- Я буду кидать мяч (мешочек) и называть продукт,  а ты должен назвать посуду для этого продукта и вернуть мешочек мне.( Ребенок стоит на балансировочной доске)

Например: сухари - сухарница.

Селедка –

Сахар –

Конфеты –

Суп –

Перец -

Салат - .

- А теперь, я назову тебе слово, посчитай, сколько слогов в этом слове и попади мешочком в цифру на напольной доске соответствующему количеству слогов в слове.

-Молодец, ты справился со всеми заданиями.

-Давай узнаем, сколько цыпленку еще осталось пройти. (Изолированное произношение звука [Ц] )

К кому привела нас дорожка? (к Курице)

Мы нашли маму цыпленка. Он обещает, что никогда больше не будет теряться.

А мама курица очень рада, что нашёлся её цыплёнок

Любовалась цыплёнком курица, 

Её цыпленок  умница!

Молодец, удалец,

Очень милый птенец! 

III.Заключительная часть

9. Итог занятия

Наше путешествие подошло к концу.

Кому мы сегодня помогали? С кем ты повстречался?

О каком звуке мы говорили на занятии?

Что тебе понравилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Л) , С ПРИМЕНЕНИЕМ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ.

Тема. Автоматизация звука (Л) , с применением биоэнергопластики.«Путешествие на самолете»Цель:- формировать у детей движения губ и нижней челюсти, в сочетании с движениями пальцев рук  (био...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....