Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено большим практическим материалом для автоматизации звука "Ш" в словах, фразах, предложениях и связных текстов. Занятие проводится в игровой форме с использованием инновационных технологий и интересного наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромашка»

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом.

ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Подготовила

Шемчук Наталья Васильевна

учитель-логопед

ст.Гиагинской

Республики Адыгея

ст.Гиагинская

 2015г

Цель: Автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи: закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука «Ш», продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. согласовании существительных с числительными, делении слов на слоги.

 Коррекционно-развивающие задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы, дыхание, внимание. Память и мышление.

 Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. Положительно-эмоциональный настрой на занятие, потребность в речевом общении.

 Предварительная работа: развитие просодической стороны речи, артикуляционная гимнастика, постановка звука» Ш», игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

 Оборудование: кукла Звукоешка; карточки: для характеристики звука »Ш», «шипелочки»; картинки на автоматизацию звука «Ш» в словах; дидактические пособия: «Логопедические бусы», «Цветы и вазы», «Солнышко»; прищепки, мяч, шоколадки.

1.  Организационный момент

Логопед: Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой  учиться чисто и красиво говорить. Давай немного разомнёмся.

 Развитие общей моторики.

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке  (танцует)

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке  (ходит на цыпочках)

 Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Делаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту, доброту и здоровье, а выдохнем через ротик все обиды и огорчения. Помни: щёчки мы не раздуваем, плечики не поднимаем.

Делаем вдох и выдох по три раза.

 Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж

Самомассаж  лица.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались  (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).

А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

Помнишь наше правило?

  Глаза смотрят и всё видят,

  Уши слушают и всё слышат,

  Голова думает, а руки помогают.

2. Артикуляционная гимнастика

2.1 Зубки ровно мы смыкаем, и заборчик получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении),

2.2 Плавно губки округлили, бублик мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе).

Чередование первого и второго упражнения.

2.3 Язык лопаткой положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально).

2.4 Орех держу я за щекой, никак не раскусишь - твёрдый такой

(кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот).

2.5 Вверх язык поднимай, а потом опускай. Так качаться продолжай…(синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх).

2.6 Язык широкий положи, а края приподними, его в чашку преврати (ладони принимают форму чашечки).

2.7 Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

3. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла. – Это Звукоешка. (звук «Ш» произносится акцентировано)

Какой звук я выделила голосом? (звук «Ш») У Звукоешки сегодня день рождения. Мы побываем у неё на празднике и будем продолжать учиться  правильно произносить звук «Ш».

4. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай расскажем Звукоешке, как мы произносим звук «Ш»..

- Когда мы произносим звук «Ш», в каком положении наши губки: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).

- Где находится язычок: вверху или внизу?

- Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?

- Какой звук «Ш»: свистящий или шипящий?

- Звук «Ш» звонкий или глухой?

-Звук «Ш» гласный или согласный?

- Каким звуковичком мы обозначим звук «Ш»: синим, красным или зелёным?

5. Развитие фонематического слуха.

Звукоешка предлагает тебе поймать звук «Ш». Я назову сей час ряд звуков, слогов и слов, а ты, когда услышишь звук «Ш», сожми ладошки в кулачки.

Звуки: С, Х, Ш, Ч, Щ, Ж, Ш, С, Х, Ш.

Слоги: ХА, СУ, ША, ЖА, ФУ, ЩА, ХО, ШО, ШИ.

Слова: ХАТА, СУП, ШИНА, ФОКУС, ШАПКА, КОЖА, ЩЕНОК, ПУШКА.

Молодец, хорошо слышишь звук «Ш», а  теперь Звукоешка хочет услышать, как ты произносишь звук «Ш».

6. Изолированное произношение звука «Ш».

Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде

Звукоешке понравилось, как ты произносишь звук «Ш», она тебе дарит фотографию звука «Ш» - букву «Ш».

7. Произношение звука «Ш» в слогах.

Давай подружим букву «Ш» с гласными. Назови их . (А, О, У, И, Э, Ы )Собери солнышко и прочитай слоги. (прямые и обратные).

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются» (все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога «ША» (на правой руке), «ШУ» (на левой руке)

Дидактическое упражнение «Цветок». Пальцы разгибаются по одному с одновременным произнесением слога «ШИ» на правой руке, «ШЕ» на левой руке.

Дидактическое упражнение «Су-Джок». Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ»

8. Произношение звука «Ш» в слогах и словах.

Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови». (Физминутка)

- Слог да слог и будет слово,

Мы в игру сыграем снова.

Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно.

- Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают.

Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.

9. Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок».

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.

- Что-то Звукоешка загрустила. У неё сегодня День рождения! Давай подарим ей подарки.

Дидактическое упражнение «Бусы». Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш»  (2-3 картинки с другими звуками), выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова.

Дидактическое упражнение «Цветы и вазы». Ребёнок дарит Звукоешке Цветы, на которых наклеены картинки со звуком «Ш», расставляет их в вазы, определяя позицию звука «Ш» в слове  (в начале, в середине, в конце слова)

Дидактическое упражнение «Скажи ласково». Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково.

Дидактическое упражнение «Угощение».

На день рождения принято дарить сладости.  Что можно подарить Звукоешке вкусного, чтобы слово начиналось на звук «Ш»? (шоколадку). Звукоешке сегодня 5 лет, отсчитай ей 5 шоколадок. Давай посчитаем, сколько слогов в слове «шоколадка».

11. Итог

 Молодец, ты сегодня очень старался, красиво произносил звук «Ш», Спасибо тебе за занятие. Думаю, что Звукоешке понравились наши подарки.

Используемая литература:

 

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.
  2. Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.
  3. Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2007г.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М: Аквариум, 1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные:- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Росси

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо Формированию целостной картины мирав коррекционной группе для детей с ЗПР №4в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  тем...

Конспект занятия с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука З в словах.

Тема. Автоматизация произношения звука З в словах. Цели. Закрепить навык произношения звука З в слогах, словах. Продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительным значением...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....