Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Пугачёва Лариса Анатольевна

Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.

Задачи:

1.     Коррекционно-образовательные:

- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», соотнесение звуков с цветовым обозначением; навыки звукового анализа на материале слов со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь]; образы букв С и З.

- Формировать умение составлять развернутые предложения и небольшие описательные рассказы; умение правильно использовать пространственные предлоги над и под.

2.     Коррекционно-развивающие:

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, фонематические процессы.

- Стимулировать речевую активность.

3.     Коррекционно-воспитательные:

- Обогащать эмоциональную сферу.

- Развивать коммуникативные качества.

- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам.

- Формировать желание к новым познаниям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

Примечание

Организационный момент

  1. Развитие общей моторики.

Дети рядом с логопедом

- Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце).       Покажем насколько важно оно для нас.

Упражнение «Солнышко»

- Солнышка нет, нам холодно, мы замёрзли – напряжение (ёжимся).

 - Появилось солнышко – расслабление  – руки перед собой, как лучи солнца – Тепло проливается на нас, мы подставляем ему свои лица, ладошки. Повернитесь в круг, улыбнитесь друг другу. Настроение отличное!

- А вы знаете, что мы с вами живём в Солнечной системе? Кто из вас может назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). А мы живем на планете… Земля. Мы – земляне.

Дети стоят спиной в круг, руки опущены.

Слайд «Солнечная система»

Введение детей в игровую ситуацию.сообщение

  1. Актуализация лексики по теме «Космос». Словообразование.

- Наш друг Юпик приглашает сегодня вас совершить вместе с ним. Хотите? Готовы?  Юпик узнал, что 12 апреля на Земле отмечают день Космонавтики. 50 лет назад русский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос. Скажите, как называются люди, путешествующие в космос? (космонавты, астронавты).

Космонавты проход перед полетом особую физическую подготовку.

А ещё они должны многое знать и уметь. А вы знаете:

- откуда взлетают космические корабли? (с космодрома в г. Плесецк)

- как можно добраться туда? (на самолёте)

- как называется костюм космонавта? (скафандр)

- как ещё можно назвать ракету? (космический корабль, звездолёт) – почему? (летает в космосе, летает к звёздам)

Слайды:

Юпик,

Ю.А.Гагарин,

Космодром,

Скафандр,

Космический корабль

Сообщение темы занятия

  1. Характеристика звуков С, Сь, З, Зь по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение их цветовыми символами.

- Что-то Юпик у нас загрустил… Он не может разобраться, столько новых слов услышал. Правильно говорит Юпик: свестолёт, замолёт, козмодром, зкафандр? (дети правильно произносят слова)

Какие звуки перепутал Юпик? (С и З)

- Давайте  совместим полезное с приятным: полетим в путешествие и научим Юпика различать звуки С, Сь, З, Зь

- Для начала оденем наших звуковичков-помощников.

Слайды:

Юпик,

Звуковички

Звуковой анализ и синтез.

  1. Произношение звуков С, Сь, З, Зь в словах.

- Слышите сигнал: СССССС, СьСьСьСьСь, ЗЗЗЗЗЗ, ЗьЗьЗьЗьЗь? Это Юпик просит взять с собой некоторые предметы с Земли, чтобы показать их звёздным обитателям. (Дети несут картинки к тому  звуковичку, какой звук слышится в этом слове).

С – абрикос, кокос, сыр, мясо, масло, стакан, соль, …

Сь  апельсин, сирень, сети, синица, кисель, письмо, …

З – зонт, замок, заяц, коза, ваза, забор, …

Зь – зебра, корзина, обезьяна, зефир, изюм, земляника, …

картинки

Словообразование.

  1. Согласование существительных с глаголами.

- То, что мы взяли с собой можно назвать одним словом: ГРУЗ.

- Что мы с ним сделаем? (погрузим)

- В космическом корабле есть отсек для груза. Как он называется? (грузовой)

- В грузовом отсеке есть замок – закроем, замкнём, защёлка – защелкнём, задвижка – задвинем.

Всё готово?

Физминутка.

  1. «Космонавты»

Звездолёт мы смастерили.

К звёздам путь открыть решили.

Все уселись в звездолёт?

Отправляемся в полёт!

- Дети «надевают скафандры», берутся за руки в плотном кругу и приседают. Обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, взлёт!

- «Преодоление земного притяжения» - напряженно поднимаемся, поднимаем руки вверх, изображая ракету.

- «Преодолели земное притяжение. Невесомость» - балансировка на одной ноге.

Пилот в космической ракете

На Землю глянул с высоты.

Ещё никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами!

Музыкальное сопровождение

Эмоциональное  чтение стихотворения хором

Синтез предложения

  1. «Радиограмма»

- Займите свои места, наденьте наушники. Выходим на связь с Землёй. Нас просят передать правильно радиограммы  из следующих слов:

Полюс, северный, пролетать, над

Пролетать, пустыня, над, Сахара

Нами , Тихий, под, океан

Гора, Эльбрус, нами, под

- Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе.

Слайд

Вид из космоса

Звуковой анализ и синтез слов

  1. Ребусы

Из Центра Управления полётом получен сигнал. Необходимо проверить одно место на реке Енисей.  Вот зашифрованное слово:

О С М Т

2   3   1    4    

мост

- Передаём шифровку обратно, что всё в порядке, составляем схему этого слова.

- Нас спрашивают, правда ли, что там ещё

А М И З

4   3   2   1 

зима

- Подтверждаем прогноз, передаем шифровку обратно в виде схемы. Молодцы!

Слайды: мост, зима, схемы слов

Фонематический слух, просодия

  1. Развитие фонематического слуха и просодической стороны речи. «Эхо»

- Слышу странные сигналы. Юпик объясняет, что мы подлетаем к планете, нам разрешат приземлиться, если мы повторим пароль.

За – зо – зу.

Зя – зё- -зе!!!

Зви  - звя – зве???

Со – су- сы.

Си – се – ся???

Сти – стю – стя!!!

- Нам разрешили посадку.

Слайд неизвестной планеты

Артикуляционная гимнастика

  1.  «Сказка про язычок»

- Вот жители этой чудной планеты. Но как же мы познакомимся с ними, ведь мы не понимаем друг друга?

Кажется, что говорить очень легко. Звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков. Трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы.

 - Покажем инопланетянам, как мы тренируемся, чтобы красиво говорить.

Слайд инопланетяне

Познавательная активность

  1.  «Что такое ОЗОН?»

- Юпик хочет познакомить нас со своими собратьями. Это - непоседы Сусик и Зусик, а это - любознайки Заник и Саник, весельчаки Супик и Зупик, а это -  грустная Аза, а это добрый Зон.

- А вы знаете, если к слову Зон добавить букву О в начале, то получится.. (дети читают) – ОЗОН. Это такой газ, который находится вокруг Земли, обволакивает планету. Он не пропускает на Землю смертоносные солнечные лучи, которые могут сжечь всё живое. Озон нужно беречь. А как его беречь, вы спросите у ваших родителей, а потом поделимся полученной информацией.

Слайд инопланетяне,

озон

Связная речь

  1.  Составление предложений

- Ребята, мы привезли с собой много разных предметов. Давайте расскажем нашим друзьям, для чего они нужны, и как мы их используем в жизни (дети берут любую картинку и составляют предложения). Например:

Это зонт. Он бывает разноцветный.  Его используют во время дождя. Им закрываются от дождя или яркого солнца.

Это абрикос. Абрикос – это фрукт…

Синичка – это зимующая птица…

Зебра – животное жарких стран…

Слайды  картинок

Итог занятия

  1.   Возвращение домой

- Подошло время прощаться, нас ждут дома.

 Я приготовила нашим друзьям сюрприз  (ребус ЗЕМЛЯНИКА)

- Почему так называется ягода? (растет близко к земле, на земле)

Угощения ИЗЮМ и ЗЕФИР.

- Ну что, Юпик, ты научился различать звуки С, Сь, З, Зь. Но ты еще не все звуки и буквы выучил с нашими детьми, поэтому ты возвращаешься с нами.

Итак, вперёд! Летим домой!

Слайды

Слайд «зрительная гимнастика»

Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе

«Космическое путешествие»

Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», соотнесение звуков с цветовым обозначением; навыки звукового анализа на материале слов со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь]; образы букв С и З.

- Формировать умение составлять развернутые предложения и небольшие описательные рассказы; умение правильно использовать пространственные предлоги над и под.

  1. Коррекционно-развивающие:

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, фонематические процессы.

- Стимулировать речевую активность.

  1. Коррекционно-воспитательные:

- Обогащать эмоциональную сферу.

- Развивать коммуникативные качества.

- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам.

- Формировать желание к новым познаниям.

             Оборудование: мультимедийное оборудование,  цветные «звуковички», полоски для звукового анализа слов, картинки с изображениями предметов, животных и птиц, в названиях которых есть звуки [С], [Cь] и [З],[Зь], угощение для гостей.

              Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, беседа на тему «Космос», рассматривание картинок, журналов, энциклопедий о космосе, игры и упражнения со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня  в логопедической подготовительной к школе групп...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП и развитию речи с применением ИКТ в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»

Задачи: Обучающие: • Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.• Совершенствовать умение ориентироваться по клеткам, выполнять задания по словесной инструкции.З...

Конспект музыкально-тематического занятия с детьми старшей и подготовительной к школе группы «Космическое путешествие»

Отличное тематическое мероприятие. Дети были в восторге. Огромной подготовки не требует....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в сфере трудового воспитания (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе № 6 «Путешествие в Школу экономики»

Как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег...