Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану воспитателя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Никитина Юлия Александровна

Упражнять детей последовательно и  связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану, используя в речи сложных предложения. Подвести к использованию сказочного зачина и концовки. Учить распутывать предложения небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_starshey_gr.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: "Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану воспитателя"

Цель: совершенствование умений детей в составлении сказки по плану взрослого, не отступая от темы.

Задачи:

Образовательные: Упражнять детей последовательно и связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану, используя в речи сложных предложения. Подвести к использованию сказочного зачина и концовки.

Учить распутывать предложения небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле).

Развивающие: Развивать творческую активность. Активировать в речи знакомые фразеологизмы, образные выражения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Словарная работа: активировать в речи слова: уста, сказочники, сочинять, боязливый, пугливый, отважный, бесстрашный.

Методы и приемы: словесный (объяснение, вопросы, чтение загадок), игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация).

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.

Индивидуально-дифференцированный подход: развивать речетворческие способности детей (умение придумывать разные варианты концовок); закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Воспитатель: А вы знаете, как появились сказки? (ответы детей)

Человек с древних времен учился у природы, но были явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, боялись темноты. И все это люди объясняли проявлением волшебных сил. Человек наделял силой птиц, рыб, животных. Появилась сказочная Жар-птица, щука, которая помогла Емеле, Сивка-Бурка. Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного к другому, из уст в уста, так как люди не умели писать. Поэтому сказки относятся к устному творчеству. Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели (сказочники), которых послушать приходили из других деревень. А как вы думаете, трудно ли придумывать сказки? (ответы детей)

Воспитатель: А вы хотели бы научиться придумывать сказки?

У нас сегодня гости, а кто это вы сейчас догадаетесь, если отгадаете загадки.

Грызун трусишка, Серый клубок - колючий бок.

Хвост коротышка, По тропинке катится

Глазки с косинкой, От лисы не прячется. (Еж)

Ушки вдоль спинки

Одежда в два цвета:

На зиму, и на лето. (Заяц)

Воспитатель: Как вы понимаете «Серый клубок - колючий бок» (ответы детей).

-Почему у ежа много иголок? (ответы детей).

-Зачем они ему? (ответы детей).

- Где живут еж и заяц? (ответы детей).

- Какие слова можно образовать от слова лес? (лесок, лесник, лесничий, лесовик)

- Скажите, кто трусливый еж или заяц? (ответы детей).

Воспитатель: А как сказать по-другому, что зайчик трусливый. Подберите по смыслу слова к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).

Воспитатель: Подберите близкие по смыслу слова к слову смелый (храбрый, отважный, бесстрашный).

Воспитатель: Дети, а ежик и зайчик могут дружить или нет? ( В сказке).

Воспитатель: Вчера у зайчика был день рождения. К зайцу на день рождения пришел ежик. Скажите, кто еще мог к нему прийти на день рождения? (ответы детей).

Воспитатель: Что делали звери на дне рождения зайца? (они играли, танцевали, отгадывали загадки).

Воспитатель: Ежик загадал загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков». Дети, как вы думаете, где был ежик? ( В поле).

Воспитатель: А сейчас каждый из вас превратиться в сказочника и придумает сказку «День рождения зайца».

- Что нужно знать, чтобы рассказать сказку? (начало середину, конец).

- Вспомните, с каких слов обычно начинается сказка? (жил-был)

- Как заканчивается? (вот и сказки конец, а кто слушал молодец)

Воспитатель: Сказку вы будете рассказывать по плану, который поможет вам рассказать, что было в начале, середине и конце сказки. Где жил зайка? Какой он был? Что он делал? Какие гости пришли к зайке на день рождения? Что они подарили? Как звери праздновали день рождения?

Сказка должна быть интересной, волшебной, короткой и законченной.

Сказку придумывают несколько детей: (2-3 ребенка) все сказки, получают положительную оценку. Поощряются сказки непохожие друг на друга.

Физкультминутка:

Мы устали сочинять

Надо нам на ножки встать

Потянуться и согнуться,

Повернуться, улыбнуться

Захватить горстями солнце

Из оконца, из оконца.

Раз, два, три, четыре, пять.

Игра «Распутай небылицу».

Воспитатель: Колючая кошка лает.

- Что я сейчас сказала? (небылицу)

- Ребята, распутайте небылицу, замените нужные слова, чтобы получилось, как бывает на самом деле.

- Кошка не колючая, а ... (Пушистая)

- Кошка не лает, а ...(Мяукает)

- Что получилось? (Пушистая кошка мяукает).

Воспитатель: Бородатая корова несет яйца. (разбор небылиц по аналогии)

Воспитатель: Ребята, каждый из вас сегодня сочинил сказку. Мы не успели всех выслушать. Дома нарисуйте иллюстрацию к сказке «День рождения зайца» и с помощью родителей запишите свою сказку. На следующем занятии мы составим книгу из ваших сказок и иллюстраций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Викторина по сказкам

Занятие формирует звуковую выразительность речи, развивает дикцию и фонематическое восприятие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе:"Путешествие в сказку".

Цель: упражнять детей в умении пересказывать художественные произведения при помощи моделирования; развитие у детей речевого творчества.Задачи: речевое развитие- обогащение речевого словаря; развитие ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествия по сказкам"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам Чуковского».

Программное содержание:1) Учить детей давать развернутые ответы, использовать в ответах на вопросы оригинальный текст автора. Развивать словотворчество и творческие способности детей. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Сказки.»Цель: Обучение творческому рас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема « Cочиняем сказку ».

Учить детей придумывать и перессказывать сказку , последовательно,эмоционально  и логично. говорить сложными предложениями с определениями и однородными членами. Совершенствовать навыки диалога. ...