Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Процкевич Евгения Васильевна

Конспект занятия рассчитан на подгруппу детей из 6 человек. Данное занятие проводится на заключительном этапе работы по коррекции звукопроизношения на базе дошкольного логопункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционного занятия по дифференциации звуков [р] и [л] с детьми подготовительной группы.

Процкевич Евгения Васильевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 90" г. Петрозаводск.

Задачи: 

1. Закреплять навык правильного произношения звуков Р, Л.
2. Дифференцировать звуки Р и Л в словах.
3. Совершенствовать навык звуко-буквеного и слогового анализа и синтеза;
4. Развивать словесно-логическое мышление.         

Оборудование: карточки с изображениями названий артикуляционных упражнений, карточки с изображениями артикуляционных укладов звуков Р и Л,  картинка с изображением огня, предметные картинки.

Ход занятия.

Детские стулья  (6 штук) расставлены по кругу, на каждом располагается карточка с изображением артикуляционного уклада звука Р или Л (всего 6 карточек, по 3 на каждый звук).

Логопед предлагает детям взять со стола картинку (расположены изображением вниз, всего 6 штук, по три со звуком Р и Л), назвать предмет, изображенный на картинке и выбрать себе стул с расположенным на нем изображением артикуляционного уклада в соответствии со звуком в произнесенном слове.

Упражнение "Горячий стул". После того, как все дети сели на стулья, логопед предлагает заглянуть под стулья и найти у кого "горячий стул" (картинка с изображением огня). Логопед напоминает детям, что тот, кто сидит на горячем стуле принимает на себя роль ведущего и показывает остальным одно артикуляционное упражнение, а также следит за правильностью выполнения другими детьми. Смена сидящего на "горячем стуле" происходит по  часовой стрелке. Повторять уже показанное другим упражнение нельзя.  Для облегчения выбора детьми артикуляционного упражнения на доске закреплены картинки с изображениями их названий (грибок, гармошка, качели, индюк, лошадка, маляр, барабан, чистим зубки ).

Логопед совместно с детьми вспоминает отличия звуков Р и Л.

Упражнение "Поменяемся звуками". Логопед просит детей разделиться на 2 команды (звук Р и звук Л) в соответствии с изображенными на стульчиках артикуляционными укладами, по считалке (считает один из детей) определяют, какая команда начнет. После этого каждый из членов команды по очереди берет предметную картинку и называет, что на ней изображено, обращаясь к одному из  членов другой команды, он в свою очередь повторяет слово, заменяя звук Р на Л или Л на Р. Сначала все свои карточки называет одна команда, затем вторая. После этого дети меняются командами и проводят упражнение еще раз. (карточки для команды Р: пир, мир, брошка, город, тёрка, роза; карточки для команды Л: ложки, лама, игла, лак, ложь, глаза)

Упражнение "Закончи предложение". Логопед предлагает детям закончить предложение подобрав подходящее по смыслу слово и выбрав картинку с изображением названного из предложенных логопедом (картинки разложены на столе).

Мусор на улице следует выкидывать в ........урну.

Маша есть суп .....ложкой.

На арене львы прыгают через......обруч.

Жилище лисы называется ....нора.

В поле растет золотистая.....рожь.

Лариса поливает колючие ....розы.

Физкультминутка:

Рррр направо,     соединить руки кольцом, одна сверху, другая снизу , повернуть направо.

Рррр налево,          соединить руки кольцом, одна сверху, другая снизу , повернуть налево.

Право-лево, право-лево.                                               повороты вправо-влево, руки кольцом.

Лллл ногами,                                                                  подпрыгнуть, ноги в широкую стойку.

Лллл руками,                                                               нагнуться, коснуться ладонями лодыжек.

Мы сейчас размялись с вами.                                                                подняться, руки на пояс.

Упражнение "Составьте слово". Логопед предлагает детям взять картинки, которые они выбрали в предыдущем упражнении и назвать каждому первый звук в названии предмета, изображенного на карточке (Р Л У Н О Р). Затем логопед объясняет, что каждый ребенок будет звуком, который он назвал, они должны встать в таком порядке, чтобы из звуков получилось слово,  а один ребенок будет чтецом он произнесет слово целиком (тот ребенок, на карточке которого с обратной стороны имеется отметка. Здесь карточка с изображением роз.) На доске расположены несколько карточек с изображением предметов, в том числе "рулон" - загаданное слово.

Упражнение "Подбери словечко".  Логопед предлагает детям сесть на стулья, на спинках приклеены схемы (изображения не видно), взять схемы и придумать слово, подходящее под схему.  Схемы отражают количество слогов в слове и расположение звука Р или Л в слове (начало, середина, конец).

Упражнение "Горячий пароль". Логопед объясняет детям, что для того, чтобы закончить занятие и выйти из кабинета  каждому нужно вспомнить по слову парониму, которые использовались на занятии и произнести оба варианта. Первым начинает сидящий на "горячем стуле", перемещение идет по часовой стрелке. Пока все дети не назовут слова, упражнение не заканчивается. Повторять уже названные слова нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по городу» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Конспект  подгруппового логопедического занятия  «Путешествие по городу»  с использованием здоровьесберегающих технологий  в подготовительной группеЦель: познакомить детей со звуко...

КОНСПЕКТ подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «В гостях у лесных зверей» (автоматизация звука «Л»)

Коррекционные задачи:1.1.Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования  педагогической технологии «Семантическое поле».1.2.Развивать фонематический слух и восп...

Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [л] –[р] "Конкурс знатоков"

Дифференциация звуков [л] - [р] в пословицах, скороговорках, стихах...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков [Ы] - [И]».

Цели:Коррекционно – образовательные цели: Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [Ы] - [И] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах). Совершенствовать...

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы по теме: «Дикие и домашние животные. Звук и буква «Ы».

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми старшей логопедической группы  с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обуче...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми старшей группы с ОНР III уровня

Лексическая тема: «Зимушка, зима» Цель: закрепить полученные знания детей о зиме, о диких животных. Задачи:Обобщение и систематизация знаний детей о зиме, о ее признаках; о диких...

Конспект подгруппового коррекционного занятия на тему:"Тема: «Ягоды. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &laqu...