Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ярославцева Марина Георгиевна

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Ц-Ч-Щ в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Звуки  «ц»- «ч»- «щ».

Цели:

- учить различать звуки «ц», «ч», «щ» на слух и в произношении.

Задачи:

-формировать умение различать звуки «ц», «ч», «щ» в своей речи и речи окружающих;

-развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения и мышления;

- развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза на материале слов, содержащих «ц», «ч», «щ».

Лексический материал:

Щавель, цапля, теплица, чайник, чемодан, щегол,  кольцо, часы, бабочка, колодец, лещ, площадь.

Оборудование:

Рисунки и картинки  для игры « Весёлый поезд» ;картинки для игры «Четвёртый лишний»,картинки для упражнения « Раздели на слоги», фигурки трёх друзей  Цыплёнка, Чайки, Щегла,

Ход  занятия:

I.  Организационный  момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Сядет тот, кто одет в белую рубашку и синие брюки;

-Теперь сядет тот, у кого синяя юбочка и красный бантик и т.д.

II. Повторение пройденного материала.  

Л.:  Какой звук мы изучали на прошлом занятии?   Теперь каждый из вас по очереди  назовёт мне слово с этим звуком.  После того, как дети назвали, логопед, выбрав несколько слов из названных детьми, спрашивает: В слове … где находится звук? и т.д.

III.   Знакомство с новым материалом.

3.1  Упражнение «Песенки».

Сегодня к нам в гости пришли три героя: Цыплёнок, Чайка и Щегол.

Они очень любят петь свои слоговые песенки.

(Предлагаются слоговые ряды с разным логическим ударением).

     -Ребята, слушайте внимательно и повторяйте песенки вместе с  

      Цыплёнком:                                    

    -ца-цо-ЦУ-цы

    -АЦ-оц-уц-иц

    -иц-ЫЦ-ац-оц

    -цац-цоц-цыц-ЦУЦ

    Теперь повторяйте песенки вместе с Чайкой:

    - чи-чо-ча-ЧУ

    - ач-ОЧ-уч-ич

   - ач-оч-ЫЧ- ич

   - ЧАЧ- чич-чуч-чоч

   А теперь повторяйте песенки вместе со  Щеглом:

    - Ща-щу-щи-ще

    -ощ-Ущ-ащ-ищ

    - ищ-ощ-ищ-АЩ

    - щащ-щощ-ЩУЩ-щищ

    -  Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на занятии?

     ( Учиться правильно различать звуки «ц», «ч», «щ»).

3.2  Игра «Хлопните в ладоши».

Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками «ц», «ч». Если вы услышите звук «ч»- в слогах и словах  хлопните в ладоши, а если «ц»- топните ножкой.

Ца, чу, ец, чи, час, цель, почка, кольцо, тачка, пальчик, цепь.

     3.3 Игра « Весёлый поезд».

-Ребята, мне понадобятся три помощника. Я сейчас назову имена трёх помощников. Слушайте внимательно. Вы выйдете в той последовательности, в которой я назову.

-Маша, Петя, Вася. (выходят)

Перед вами паровозик, он торопится отправиться в путь.

(предлагается вырезанный из картона паровозик с тремя прорезями, куда можно вставить картинку).

-Я буду называть вам пассажиров, а вы их распределять по вагончикам. Но, будьте внимательны, задания всем будут разные.

-Маша, ты сажаешь пассажиров в первый вагон, в названии которых первый звук «ч».

-Петя, ты сажаешь пассажиров во второй вагон, в названии которых первый звук «ц».

-А Вася сажает пассажиров в третий вагон, в названии которых первый звук «щ».

Щука, цапля, чайка, щенок, цыплёнок, щегол, чибис, курица, лещ, заяц.

-Ребята давайте проверим, все ли пассажиры попали на свои места?

-Маша,  какие попали в первый вагон?

-Петя,  какие во второй вагон?

-Вася,  какие попали в третий вагон?

-А остались ли у нас пассажиры, которые не смогли попасть в наши вагоны?

-А почему они не смогли попасть в вагоны?

-Давайте предложим им другой транспорт?  Что мы можем им предложить, чтобы они смогли уехать?  (дети предлагают варианты транспорта)

-Маша, Петя, Вася – спасибо! Молодцы! Садитесь на свои места.

3.4  Упражнение «Раздели на слоги».

-Ребята, перед вами картинки с изображением предметов. Под каждой картинкой расположен – прямоугольник. А сейчас вы по очереди выходите к доске,  и вам даётся задание:

Под каждым предметом разделите прямоугольник на столько частей, сколько слогов в названии этого предмета.

-чайник, чемодан,  овощи, колодец, цепь, цыплёнок, улица, щепка, цветок, ящик, кольцо.

3.5    Звуковой анализ слова  ПЛАЩ.

Л.: Давайте произнесём слово  ПЛАЩ.   Сколько звуков мы произнесли? Какой звук первый? Какой  звук второй? Какой звук третий? Какой звук четвёртый?  Какое слово получается из этих звуков?    Какой здесь гласный звук?  Звук  [П] какой звук?  Звук [Л] какой звук? Звук [Щ] какой звук?

Физминутка.

Игра «Часы».

Тик-так-тик-так

Все часы идут вот так.

Тик-так-тик-так.

(наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

Смотри скорей который час

Тик-так-тик-так.

(раскачивание в такт маятника).

Налево раз, направо раз

Мы тоже можем так.

(наклоны туловища влево, вправо).

3.6    Игра « Назови ласково»

Л.:  Я называю слово, а вы все вместе называете его ласково.

Щука - …, щека - …, щепка - …, щётка - …, плащ - …, вещь - …, заяц - …, огурец - …, теплица - …, кольцо - …, цепь - …, лицо - …,  чемодан - …, чайник - …, дача - …, пчела - …, человек - … .

IV. Закрепление нового материала.

4.1 Упражнение «четвёртый лишний».

Помоги цыплёнку Чипу. Найди в каждом ряду лишнюю картинку. Объясни свой выбор. Отвечайте, подняв руку.

-Яйцо, цыплёнок, цапля, чайка.

-щука, огурец, щегол, щенок.

- кольцо, полотенце,  теплица, ящик.

- чайник, чайка, чемодан, щавель.

4.2 Упражнение «Подружи слова».

Однажды Цыплёнок решил научиться разговаривать, как люди. Но у него ничего не получилось. Помоги цыплёнку. Подружи слова и произнеси предложение правильно.

Например:

-заяц, лисица, бояться.    ( Заяц боится лисицы).

Теперь ваша очередь настала подружить слова.

-цапля, на, жить, болото.

-роща, петь, в, щегол.

-бабочка, ловить, девочка, сачок.

-улица, на, много, цветы.

V.  Итог.

Ребята,  какие звуки мы сегодня учились различать?

Назовите несколько слов со звуком  Ц.

Назовите несколько слов  со звуком  Ч.

Назовите несколько слов со звуком  Щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

Конспект фронтального логопедического занятия. ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» (подготовительная группа ФФНР).

Конспект фронтального логопедического занятия направлен на дифференциацию звуков [р] и [л]....

«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи

Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]...

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [з]-[ж]

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков [з]-[ж]...