Развитие правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа) по теме

В данном материале представлена небольшая подборка чистоговорок и скороговорок, способствующих развитию правилнього произношения и четкой дикции, а так же несколько упражнений на развитие речевого дыхания (тренировка хорошего речевого выдоха). Представленный материал будет полезен родителям детей  2-3 лет, а так же воспитателям и учителям-логопедам детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnoe_proiznoshenie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие правильного произношения звуков

у детей младшего дошкольного возраста

Важнейшую роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Для выработки полноценного движения губ, языка, челюсти полезно проговаривать чистоговорки и скороговорки.

Скороговорки – это уникальное явление культуры любого народа. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки можно повторять, перебрасывая мяч друг другу. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками (хлопать надо, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). Устройте соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку.

Развитие речевого дыхания нужно начинать с раннего возраста, т.к. дыхательные упражнения помогают в выработке правильного произношения. Предлагаю вашему вниманию несколько эффективных упражнений для развития речевого дыхания и тренировки хорошего речевого выдоха.

Чистоговорки и скороговорки,

способствующие правильному произношению и четкой дикции

для детей 2-3 лет.

[М]

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Мама мыла Милу

Шампунем и мылом.

[Т]

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

Там кот-воркот

У печки живет.

[Д]

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

[Ф]

Аф-аф-аф – купит шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

Фаня Федю удивила –

И фуфайку подарила.

[П]

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Уп-уп-уп – готовлю суп.

У Капы на пол

Упала шляпа.

[В]

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Васин валенок

Провалился в прогалинок.

[Н]

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

Динь-дон, динь-дон –

В переулке ходит слон.

[Б]

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Любит бананы

Все обезьяны.

Упражнения для развития речевого дыхания

(тренировка хорошего речевого выдоха)

«СНЕЖИНКИ»  Дайте малышу маленький кусочек распущенной ватки. Объясните: «Это снежинка. Она летает, если подует ветерок». Сдуйте ватку с ладони и предложите ребенку подуть на «снежинку». Обратите внимание ребенка на то, что дуть нужно ртом, округленными губами, спокойно, плавно, а вдыхать через нос. Можно сравнить, когда «снежинка» летела дольше и дальше, выше, ниже.

«ВЕТЕРОК»  Вырежьте из зеленой бумаги 5-10 узких полосок и кончики приклейте к карандашу или картонной полоске, объяснив ребенку, что это «дерево», на которое сейчас подует «ветер». Подуйте и обратите внимание ребенка на колыхание листочков. Предложите ребенку подуть. Обсудите с ним, какой был «ветер» и как реагировало «дерево» на дуновение.

«БАБОЧКА» Вырежьте из бумаги бабочку и крепите её на нитке. Подуйте на игрушку и заставьте бабочку «порхать». Предложите ребенку заставить бабочку двигаться и напомните, как нужно дуть, чтобы бабочка порхала долго. Эту игру можно усложнить, укрепив на палочке несколько ниток с бабочками разного размера.

«САМОЛЁТИК» Проводится аналогично игре «Бабочка», только из бумаги надо вырезать самолетик.

«РАКЕТА» Проводится аналогично играм «Бабочка» и «Самолетик», но из бумаги надо сделать ракету.

«ОГОНЁК» Зажгите свечку и осторожно подуйте на нее так, чтобы пламя мерцало, но не затухало. Предложите ребенку сделать то же самое. Обратите внимание на то, что свечку не нужно задувать, т.е. ветерок должен быть не резким, а плавным и легким.

«ПОНЮХАЕМ ЦВЕТОК» Бывает, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а так же вдох и выдох  ртом и носом. Понюхайте цветок, сделав утрированный вдох носом, а затем выдохните, озвучив выдох звуком [а]. Предложите ребенку сделать то же самое.

«ПОГРЕЙ РУКИ» Ребенок вместе с вами вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

«СОБАЧКА ДЫШИТ» Покажите ребенку, как дышит собака, когда ей жарко: высунув язык, ртом, шумно. Предложите ребенку подышать так же.

«ОДУВАНЧИК» Сорвите отцветший одуванчик и подуйте на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок сделает это, подув на цветок 3-4 раза. Обратите его внимание на то, что щечки надо хорошенько надуть, а воздух не проглатывать и не выдыхать.

«ВОДИЧКА» Включите воду, открыв кран, и обратите внимание ребенка на звук текущей воды («с-с-с»). Предложите ребенку произнести «С» протяжно – как шум воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Практическое занятие для родителей на тему: "Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста"

В практическом занятии представлен комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков, освещаются приемы работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста, ...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)

Картотека дидактических игр и упражнений для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года, вторая младшая группа)...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ, расширение кругозора) для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Что лучше: бумага или ткань?»

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ, расширение кругозора) для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Что лучше: бумага или ткань?»...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

Работа с родителями по вопросу развития правильных речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Презентация для воспитателей ДОУ: формы и направления работы с родителями по вопросам развития речи детей....