Конспект занятия в подготовительной группе "Школа. Школьные принадлежности"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Контемирова Светлана Олеговна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Школа. Школьные принадлежности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием  проблемной ситуации.

Составитель: Контемирова С.О.

Лексическая тема «Школа. Школьные принадлежности».

Цели:

  Коррекционно – образовательные цели:

1. Расширять и систематизировать  знания детей о предметном мире. Обобщить  представления о школе и школьных принадлежностях. Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности».

2. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать существительные с местоимениями «мой, моя, мои», с числительными.

3. Закреплять умение детей определять наличие – отсутствие звука в слове, его позицию в слове (начало – середина – конец слова).

4. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов.

5. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков в свободной речи.

Коррекционно – развивающие цели:

  1. Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, логического мышления.
  2.  Развитие связной речи (составление сложноподчиненных предложений, описательных рассказов).

Коррекционно – воспитательные цели:

  1. Формирование у детей психологической готовности к школе.
  2. Воспитание навыков сотрудничества, активности, самостоятельности.

Оборудование:

Письмо от царицы Знаний, микрофон; конверты с картинками: тетрадка, краски, книга, циркуль, рюкзак, ластик, ручка, карандаш, клей, карта и  схемы- гусеницы, обозначающие место звука в слове; картинки: ранец, пенал, неваляшка, краски,  карандаши и  перфокарты на каждого ребенка. Прикрепленные на доске в 4 ряда по 4 картинки, на которых нарисованы: краска, краски, линейка, линейки, учебник, учебника, карандаш, карандаши, ручка, ручки, ранец, циркуль, пенал, тетрадь. Рядом прикреплены графические схемы на ориентировку на плоскости. Карточки с недописанными буквами, составляющих слово «РУЧКА», схемы слов. Ранец, карточки с написанными буквами «Р», «А», «Н», «Е», «Ц».

Ход занятия

  1. Вводная часть

Логопед:  Ребята, посмотрите – сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

(В это время кто- то взрослый стучит в дверь и вносит в группу письмо)

Логопед: Посмотрите, нам пришло какое- то письмо. Давайте его прочитаем!

«Здравствуйте, ребята!

Я давно наблюдала за вами, переживала за ваши неудачи, радовалась победам и успехам.

Вы очень прилежные дети. Я знаю, что вы идете в школу и хочу проверить – готовы ли вы. Я приготовила для вас разные задания, выполнив которые вы найдете сюрприз.  Удачи!

 Царица Знаний!

Первое задание вас ждет там, где очень много разных  книг.»

( в книжном уголке дети находят конверт с заданием: «Расскажите, что вы знаете о школе»)

  1. Основная часть

1) Актуализация знаний о школе.

Логопед: Ребята, Царица Знаний хочет узнать – что вы знаете о школе. Я возьму у вас интервью (берет микрофон)

 - Представьтесь, пожалуйста.

 - Сколько вам лет?

 - Какое событие скоро произойдет в вашей жизни?

 - А как называются дети, которые учатся в школе?

 - А как вас сейчас называют?

 - Когда вы придете в школу – с кем вы сразу познакомитесь?

Что такое урок?

 - Как вы узнаете, что начался урок?

 -  Что такое перемена?

 - Как называется комната, где учатся дети?

 - Как называется стол, за которым сидят дети?

-  Как называется участок при школе?

 - Есть такое выражение – вышколенный человек – как вы его понимаете?

 - Какие правила поведения вы знаете?

Молодцы! Наше интервью прошло просто отлично!

2). Развитие зрительного восприятия. Развитие образного мышления. Следующее задание от царицы Знаний достаточно сложное. Мы с вами попробуем узнать предметы, которые нарисованы на картинках через маленькое отверстие (перфокарты).

Кто догадался, какой предмет  нарисован? А как ты догадался? (дети перечисляют части предметов, которые они увидели)

Картинки: ранец, пенал, неваляшка, краски,  карандаши.

Ребята, а нет ли среди этих предметов какого – то лишнего? Почему вы решили, что это неваляшка? А как можно назвать остальные предметы?

  На какой звук начинается слово «Неваляшка»? Какой буквой обозначается этот звук? Посмотрите, под картинкой неваляшки  прикреплена эта буква. Интересно – зачем? Давайте ее пока повесим на доску.

3) Д./У. «Веселые гусеницы».

 Совершенствование навыка звукового анализа слов (умение определять место звука в слове).

 Логопед  Ребята, посмотрите внимательно – у нас в группе есть неваляшка? А рядом с ней какой –то конверт. Посмотрим, что там?

(В конверте картинки: тетрадка, книга, циркуль, рюкзак, ластик, ручка, карандаш, клей, карта и  схемы- гусеницы, обозначающие место звука в слове. Записка: «Следующую букву вы узнаете, когда выполните это задание.»)

Интересно, а что же здесь надо сделать? Вы не знаете, ребята?

(выясняем, что нужно распределить все картинки по группам, в зависимости от места звука в слове (начало – середина – конец слова); выясняем какой звук есть во всех этих словах – названиях картинок (звук «К»; дети дают характеристику звука; выполняем задание)

Посмотрите, какая гусеница победила? К какой букве она нас привела?  Верно, буква – Е. Посмотрите, у нас в группе нигде больше не  написана эта буква? Да, вот она, на доске.

4). Физ. Минутка.  П./Г. «Мне теперь не до игрушек»

  Много мы уже заданий выполнили. Давайте немного отдохнем.

(выполняет вместе с детьми пальчиковую гимнастику)

5) Д.У. «Детективы.»

Переворачиваем доску, на ней прикреплены картинки (по 4 картинки в ряд): краска, краски, линейка, линейки, учебник, учебника, карандаш, карандаши, ручка, ручки, ранец, циркуль, пенал, тетрадь. Рядом прикреплены графические схемы на ориентировку на плоскости. Висит записка «следующую букву вы найдете под одной из картинок»

 - Согласование существительных с местоимениями «Мой», «Моя», «Мои».

Как здесь много картинок! Ребята, а про какие из них можно сказать «Мой»? «Моя?», «мои»? верно, молодцы. Посмотрите, здесь еще схемы. Как вы думаете, что нужно сделать? Да, попробуем отыскать спрятанные картинки.  

- Развитие пространственной ориентации. Путешествие по карте. 

Давайте разобьемся на пары. Один из вас будет диктовать другому путь, а второй – искать глазами картинку. Только никому не говорите – что вы найдете.

(Пример выполнения задания: На графической схеме – подсказке нарисован стрелками путь к определенной картинке, один ребенок проговаривает этот путь «Один шаг вправо, два шага вверх….», а другой глазами «проходит» его, отыскивая нужную картинку. Начинаем идти от картинки «ручка».

 - Развитие связной речи. Составление описательной загадки по мнемотаблице.

У всех получилось? Давайте попробуем загадать другим детям загадки о том предмете, который вы отыскали. А помогут  нам в этом схемы (мнемотаблица) Дети составляют рассказ – описание по мнемотаблице. Отгаданные картинки убираются.

 - Д.У. «Один – много». Составление сложноподчиненных предложений.

Молодцы! Ребята, а остальные картинки можно разделить на какие - то пары? (выясняем, что есть пары: один – много предметов). Давайте каждый из вас уберет пару, только расскажем об этом красиво.

Дети выполняют задания, проговаривая сложноподчиненное предложение «Я уберу ручку и ручки, поэтому здесь не будет ручек.»

Под оставшейся картинкой дети находят букву «Р», и записка «следующее задание вы найдете в конверте, на котором нарисован школьный предмет, название которого начинается на звук «Р»». Дети находят конверт с ручкой.

6). Упражнение «стертые буквы».

Закрепление оптико – пространственного образа букв. Звуко – буквенный и слоговой анализ слов.

Давайте посмотрим, что же здесь нас ждет.

(Карточки с недописанными буквами, составляющих слово «РУЧКА»)

Давайте попробуем разгадать это слово (дети дописывают слово)

 -Производится звуко – слоговой анализ слова с составлением схемы:

-определяем первый звук (его характеристика), второй,….

 - Определяем количество слогов

 - подсчитываем количество гласных, согласных звуков, количество всех звуков в слове

 - выделяем ударение

Молодцы. Посмотрите, здесь лежат конверты, а на них схемы слов. Есть на одном из них такая же, как получилась у нас? Да, верно, это он. Давайте его откроем. (дети находят там буквы «А» и «Ц»)

7). Развитие навыков чтения, синтеза слов.

Все, больше никаких заданий нет. А где же сюрприз? Может, наши буквы нам помогут? Попробуйте составить из них слово.

(Дети составляют слово «РАНЕЦ», находят ранец в группе, а в нем – угощение и письмо от царицы Знаний)

«Молодцы, ребята. Я даже не сомневалась, что у вас все получится! Вы достойны называться школьниками! Желаю вам успехов в учебе!

Царица Знаний

  1. Подведение итогов.

Да, ребята, непростые задания у нас были. Что вам понравилось больше всего? А что показалось трудным? А теперь мы отдохнем и поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе на тему «Школа, школьные принадлежности»

Цели:Расширить знания по теме «Школа, школьные принадлежности».Развивать воображение и творческие способности детей;Развитие связной речи; умение рассказывать по плану;Развивать внимание, усидчивость....

Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности"

Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности" в подготовительной группе...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Школа, школьные принадлежности»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Школа, школьные принадлежности»...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе « Школа. Школьные принадлежности».

конспект занятия по развитию речи для детей логопедической группы.Коррекционно- образовательные задачи. Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение представлений о школе...

Конспект занятия по окружающему миру "Школьные принадлежности" для дошкольников

Конспект занятия по окружающему миру "Школьные принадлежности" для кружка по подготовке к школе. Цель занятия- познакомить детей со школьными принадлежностями и их предназначением....

Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности" (подготовительная логопедическая группа)

Конспект ОД в подготовительной логопедической группе на тему «Школьные принадлежности»Цель: систематизировать и уточнять представления детей о школьных принадлежностях.Задачи: Образов...

Конспект занятия по математике «Магазин школьных принадлежностей» для подготовительной к школе группы.

Цель: Развитие математических представлений с элементами финансовой грамотности.Задачи:- Образовательные.Закрепить знания детей последовательности чисел от 1 до 10, порядковый счет от 1 до 1...