Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
опыты и эксперименты по логопедии по теме

Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.

Работу по развитию моторики я провожу в нескольких направлениях :

Артикуляционная и лицевая моторика

Мелкая моторика пальцев рук

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

по теме: «Развитие мелкой моторики

как эффективное средство  коррекции

звукопроизношения.

      Диагностическое обследование детей нашего дошкольного учреждения, посещающего логопунт,  дало основание для дальнейшей работы по улучшению качества речи детей, через развитие моторики.    

При обследование состояния произвольной моторики я включала следующие моменты:

- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

- речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

        В результате обследования я выяснила, что дошкольники с нарушением речи не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

У детей с нарушением речи оказались не сформированными общая, лицевая, артикуляционная и ручная моторика.

Основной целью моей работы является формирования моторики у детей с нарушением речи в условиях дошкольного логопункта.

В связи с этим я выделила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
  2. Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования моторики в целом.

Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.

Работу по развитию моторики я провожу в нескольких направлениях :

Артикуляционная и лицевая моторика

В работу по развитию артикуляционной и лицевой моторики включаю:

- артикуляционную гимнастику;

- логопедический самомассаж;

- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

- мимические упражнения.

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики я соблюдаю определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Поэтому я вовлекаю  ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.  Для этого я использую игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираю картинки, игрушки, сказочных героев, привлекаю стихотворные тексты.

 Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности,  смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки я использую приемы логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.

         Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, в коррекционной работе я использую так же  игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.

         Мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, я способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваю подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения дети хорошо выполняют под соответствующую настроенную музыку.

Мелкая моторика пальцев рук

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Для формирования мелкой моторики, в логопедическом кабинете создана особая зона, где расположены:

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

 *пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами материалы для нанизывания;

 *прищепки;

*шнурки с узелками;

 *волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

 *бусы, четки;

* игры шнуровки, сделанные руками родителей и педагогов;

Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Я использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.  

 В начале обучения я провожу  игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

        Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

 

 Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.    

        Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ.  

Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

         В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда .

Одной из целей работы изоруководителя ДОУ является формирование мелкой моторики, поэтому мы совместно с ним используем различные нетрадиционные техники по рисованию, лепке и аппликации.

С музыкальным руководителем ДОУ осуществляется тесная работа на логоритмических паузах, которые он включает в свои занятия согласно лексическим темам недели.

Инструктора по физическому воспитанию также вовлечен в процесс, так как для формирования речи необходима  сформированность и общей моторики.

        Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

         В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую  их об успехах и трудностях в работе с их детьми.

         Для совместной работы с родителями используются различные формы работы:

Коллективные формы:                        

   - собрания;                                              

    - тематические лекции;                        

    - оформление стендов;  

    - проведение открытых занятий;  

Индивидуальные формы:

    - индивидуальное консультирование;

     - беседы;

     - проведение открытых занятий.                   

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Поэтому выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка .

Выводы:

        Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, артикуляционной и лицевой моторики у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов .

 По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, усовершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли  хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала  благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовила  их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели  хорошую подвижность, гибкость, исчезла  скованность движений. Дети при обучении графомоторным навыкам  продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

У детей активизировались  психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились  важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи  стали рассказывать более выразительно, ритмично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений"

Представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста: цели, задачи, этапы деятельности; формы работы с детьми, родителями....

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Обобщение опыта работы на тему «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »

   Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...