Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".
методическая разработка по рисованию ( группа) по теме

Ерохина Ольга Ивановна

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_erohina.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №1»

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

на занятиях по изобразительной деятельности».

воспитатель по изобразительной деятельности:

Ерохина Ольга Ивановна

Содержание:

I. Актуальностьи новизна

II. Теоретическая обоснованность

III. Системность и технологичность

IV. Результативность

Список литературы

I. Актуальность и новизна

Подготовка  детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

В статье 64 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в РоссийскойФедерации» говорится о том, дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности. На этапе завершения уровня дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС ДО) «… у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения, обладает развитой потребностью мастерить поделки из различных материалов и т.п.».

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, т. к. именно изобразительная деятельность способствует развитию – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

        

II. Теоретическая обоснованность

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение.

Василий  Александрович Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».

По данным исследований, проведённых Любовью Владимировной Антаковой-Фоминой, Мирой Михайловной Кольцовой, Борисом ИзраилевичемПинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев рук. Иван Михайлович Соловьёв в своих исследованиях обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он считает, что согласованность движения руки и глаза или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании.

К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки дошкольников за последние десятилетия показывает отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время исследователи, которые занимаются проблемами,связанными с началом обучения в школе: Юрий Филиппович Змановский, Марианна Юльевна Кистяковская, Софья Олеговна Филиппова – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе.        Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоционально – волевой сфере ребенка.

Следовательно, уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

III. Системность и технологичность

Работая в тесном сотрудничестве с коллективом Лесниковского лицея им. героя России Андрея ВладимировичаТюнина, мы стремимся учитывать  рекомендации учителей начальных классов.

Прежде,  чем приступить к работе с детьми по развитию мелкой моторики рук провела обследование, которое включает в себя три этапа:

  1. Проверка кинестетическогопраксиса, то есть способность двигать руками. (Ребенку предлагается выложить на бархатной бумаге  по контуру ниткой или (в зависимости от развития) по памяти нарисовать ниткой любимую игрушку).
  2. Проверка развития тактильных ощущений

(Проводится посредством дидактических игр:«Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек»).

  1. Обследование щепоти руки ребенка

(Детям предлагается перекладывать из одной чашки в другую грецкие орехи, бобы, горох и т.д.)

В процессе обследования учитывала точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечала участиеорганов  артикуляционного аппарата в выполнении движений рук(например, если ребенок закусывает губу или язык и т.п., это свидетельствует о недостаточной сформированности  двигательной сферы).

В результате выявленонедостаточное развитие моторики  пальцев рук детей (70%  детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, 30% -  средний):

- большинство из них плохо владеют карандашом,

- линии в основном кривые, неточные и слабые,

- отмечается низкая  координация движений руки.

Работу по развитию мелкой моторики у детей я начала в 2013 г.

Выявленные затруднения и рекомендации учителей начальных классов,  раскрывающие проблемы, связанные с началом обучения в школе,  позволили мне определить тему и разработать программу  по саморазвитию«Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму на  занятиях по изобразительной деятельности» (приложение №1).

Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук.

Для выполнения цели я выделила следующие задачи:

Воспитательные:

1.        Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2.        Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.        Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

1.        Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.        Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.        Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

1.        Научить детей владеть графическими навыками письма

2.        Формировать навыки исполнительского мастерства.

      3.        Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Программа предназначена для детей  старшего возраста (5-7 лет), рассчитана на 2 года и  направлена на оказание своевременной помощи в развитии  координации движений  пальцев рук ребёнка.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

В ходе реализации программы дети должны научиться:

  • правильно держать ручку, карандаш;
  • выполнять различные виды штриховки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали);
  • работать с трафаретами;
  • уверенно пользоваться ножницами;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • выполнять поделки в техниках “аппликация”, “оригами”, «пластилинография», «плетение из бумаги».

Весь процесс моей работы (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется,   при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.

Работа с детьми (Приложение №3)

Для достижения желаемого результата с детьми предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная Непрерывная ОД.

Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности:  

-  на занятиях лепкой дети используют разные материалы (пластилин, соленое тесто), разные приемы (скатывание, сплющивание), разные техники. С большим интересом ребята выполняют работы на картоне в технике пластилинография.  Такие занятия  дают уникальные возможности для общего  развития ребенка.   Пластичный, мягкий материал позволяет подчеркнуть выразительность характерных признаков любого предмета.

- на занятиях рисованием используем нетрадиционные техники – монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками  листьев, а также с использованием крупы, соли  и других материалов.

-  аппликацию выполняем с использованием разнообразного природного и бросового материала, в технике фитодизайн, мозаика, бумажная пластика, аппликация из рваной и мятой бумаги. Работая с крупой  и семенами,  дети учатся удерживать семечки и  крупу пальцами, выкладывать геометрические или растительные орнаменты.

В процессе НОД у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки, что способствует подготовке руки детей к письму.

2 блок. Совместная деятельность воспитателя по изобразительной деятельности с детьми, которая осуществляется в рамках студии «Разноцветные фантазии».

Для реализации поставленных задач разработана программа студии «Разноцветные фантазии», которая рассчитана на 2 года.( Приложение № 2) Работа студии проводится в вечернее время в рамках дополнительных занятий с одаренными детьми 5-7 лет. Сюда входят задачи по развитию изобразительных навыков, освоение разных видов деятельности (пластилинография, работа с бумагой, нетрадиционные техники, пальчиковые и дидактические игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Программа состоит  из 3 разделов:

1 раздел: «Рисование с использованием нетрадиционных технологий»

2 раздел: «Бумажная фантазия»

3 раздел: «Рельефная лепка»

Ряд взаимосвязанных компонентов, которые лежат в основе  развития подготовки руки дошкольников к письму я включаю в   работу студии         «Разноцветные фантазии».

•        Развитие точной ручной координации, тактильных ощущений;

•        Развитие ручной умелости;

•        Развитие пространственной ориентировки детей, в частности на листе бумаги, а также общих направлениях движения (слева – направо, сверху - вниз, вперед-назад...);

•        Развитие чувства ритма у детей, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

•        Развитие  графических умений.

В работе  студии я отмечаю важную роль следующих видов  деятельности:

•        Обрывание листа бумаги.

Эта техника связана с содружеством обеих рук и очень важна при развитии мелкой моторики.

В среднем дошкольном возрасте  ребятам обычно предлагаю бумагу для произвольного обрывания («Снежок», «Цыпленок», «Облако»), но с детьми старшего возраста эту работу я усложнила. Мы начали из отщипанной бумаги составлять сюжетные картинки («Зима», «Букет мимозы»),  обрывали бумагу по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

•        Вырезание

Постоянно проводимые мною  упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок -  полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.  

 Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки, помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки.

•        Плетение (из бумаги, ткани и тесьмы).

В старшем дошкольном возрасте возможность точных движений возрастает, поэтому я предлагаю своим  детям выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Ребята самостоятельно придумывают узоры ковриков, сочетания цветов; используют способ плетения в других поделках.

•        Оригами

Я использую в работе с детьми такой вид художественной деятельности, как  оригами. Свои  «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, малышам. Оригами  знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук,  пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать  в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.        

В старшей  и подготовительной группе на занятиях студии я использую графические упражнения. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты  разной  тематики. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения, руки не должны быть скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать карандаш  от бумаги и не прерывать линии.

Обязательным элементом занятия является тренировка и подготовка пальцев рук к самостоятельной работе. Одним из наиболее распространенных видов являются:

  • Пальчиковые игры- это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
  • Пальчиковая гимнастика с включением самомассажа. Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
  • Игры с предметами.Прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

С целью  развития  мелкой моторики в процессе художественно-творческой деятельности с детьми подготовительных  групп был реализован проект «Тактильная картина».  Итогом проекта стало создание  тактильной  картины,  которая используется в качестве дидактической игры «Картина ощущений» по развитию мелкой моторики.  

3 блок. Самостоятельная и совместная деятельность педагога и детей.

Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Создание условий для самостоятельной работы в группе включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовку места для работы, наличие необходимых инструментов.

Для реализации задач в данном направлении в группах созданы  центры по изобразительной деятельности.  Предметно-развивающая среда включает как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное самостоятельно.

Всю работу я осуществляю в тесном взаимодействии с педагогами, а самостоятельная деятельность детей в развивающей среде проходит под руководством воспитателей групп.

Работа с родителями (Приложение №4)

    Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.  Я осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребенка, его индивидуальности. Процесс работы был непрерывным и с участием в нем родителей.

 Взаимодействие  с семьей осуществляю, используя традиционные формы работы.

В начале года провела с родителями собрание по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», на котором предложила осуществлять работу в трех направлениях:

- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;

- обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Интересными стали   консультации: «Подготовка руки к письму» в подготовительной группе, «Развитие мелкой моторики у дошкольников» в средней группе, «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» в старшей группе, «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изобразительной деятельности, как средство подготовки руки к письму».

Чтобы заинтересовать мам и пап данным вопросом, я систематически размещаю информацию по развитию мелкой моторики и подготовки руки ребенка к письму в родительском уголке (например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне», «Игры с прищепками», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». По мнению родителей, наглядная информация является нужной и полезной.

Творчество, неуемную фантазию проявляют родители вместе с детьми при организации выставок «Осенние деревца», «Лучшая рукавичка деда Мороза», «Изобретаем бусы», «Светлая Пасха»; конкурсов «Мир глазами природы», «Пожарный доброволец – вчера, сегодня, завтра» и др.

Такое творческое общение дает возможность детям увидеть своих родителей в ином качестве, что повышает их авторитет, способствует сплочению детско-родительских отношений.  

Наряду с традиционными,  использую также новые формы взаимодействия с семьей.

Активное участие приняли родители в реализации  проектов по изобразительной деятельности: «Четыре времени года» в подготовительной  группе, «Нетрадиционные техники рисования» в старшей группе.

В рамках клуба заинтересованных родителей был проведен мастер-класс по пластилинографии  «Рисуем стихи руками». На встрече в клубе «Молодая семья» - занятие в нетрадиционной технике «Рисуем ладошками».

Педагогическое просвещение веду на сайте ДОУ, полезную и нужную информацию  родители получают из газеты «Зернышко».

Для организации систематической и целенаправленной работы с воспитанниками по развитию мелкой моторики необходимы специальные пособия и оборудование. Благодаря активности и помощи родителей, в группах созданы центры по изобразительной деятельности и ручному труду, имеется  разнообразный природный, дидактический материал,  наборы и оборудование для развития мелкой моторики.

Работа  с педагогами (Приложение №5).

Успех работы по развитию мелкой моторики у детей  зависит от того, насколько скоординирована совместная деятельность специалистов и воспитателей, поэтому в своей работе уделяю большое внимание таким  факторам как:

  • ознакомление воспитателей и специалистов с содержанием моей работы для  учета максимальной ориентации на развитие тонкой моторики рук;
  • совместное обсуждение результатов обследования детей, составлению планов коррекционно-развивающей работы с детьми по направлению;
  • проведение консультативной работы;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Интересными и полезными для педагогов ДОУ стали консультации: «Развиваем руки, чтобы красиво писать и рисовать», «Расскажи стихи руками», «Талантливые  умельцы, вековые традиции»; мастер-класс «Изготовление зимних веточек», а также рекомендации, данные в рамках педагогического совета  «Особенности организации художественного конструирования с дошкольниками».

Опытом в этом направлении поделилась с коллегами на районном методическом объединении.

IV. Результативность (Приложение №6)

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию мелкой  моторики и координации движений рук на занятиях принесла пользу детям  и дала положительные  результаты:

- кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость. У многих детей исчезла скованность движений руки;

- дети стали чувствовать   уверенность в себе, в своих возможностях;

- в их работах появилась  аккуратность;

- большинство детей  научились работать  с различными материалами (красками, пластилином, бумагой, ножницами  и т.д.).

         В результате  работы студии «Разноцветные фантазии»:

- дети  овладели разными видами ручной умелости (бумажная пластика, оригами, плетение и т.д.)

- приемами работы с разными инструментами;

 -творчески применяют  изученные техники, приемы и материалы в самостоятельной художественной деятельности;

-  участвуют  в районных и всероссийских конкурсах, занимают призовые места

Выявлена закономерность, чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их советы и рекомендации, тем успешнее решаются вопросы дальнейшей подготовки детей к обучению письму.

Анализ проведенного анкетирования показал, что 86% родителей заинтересованы  развитием  у детей  мелкой моторики.  81% родителей получили необходимые знания по данной теме, стали более информированы в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми. Из них 79%  используют предложенные рекомендации по подготовке руки детей к письму.

Результатом работы с педагогами стали:

 - Теоретическая подготовка по данной теме к последующей деятельности с детьми.

- Создание и пополнение  в группах развивающей предметно–пространственной среды.

        - Педагоги отмечают, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Результаты проведенной работы доказывают важность, необходимость и актуальность выбранной темы. Совместными усилиями педагогов и родителей  удалось добиться положительных результатов в развитии ручной моторики у детей дошкольного возраста.

В дальнейшем планирую  продолжать работу по данной теме,  искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, формированию интереса к различным видам художественно-изобразительной деятельности.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  2. Афонькин С.Ю., Рудина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Спб.: Кристалл, 1997.
  3. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003
  4. Богатырёва З. Н. «Чудесные поделки из бумаги». - М., Педагогика, 1987.
  5. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос, 2001.
  6. Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка – М. Просвещение, 1988.
  7. Гаврилова С.Е.  Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль. Академия развития, 1997.
  8. Гурьянов Е.В. Психология обучению письму: формирование графических        навыков письма. – М., 1989.
  9. Гусакова М. От скуки на все руки// Дошкольное воспитание № 8,1990, стр. 89-92.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание», 2005 г., №3, №5, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет».
  11. Журнал «Дошкольное воспитание», 2006 г., №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно».
  12. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у  дошкольников.- М., 1990 г.
  13. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
  14. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
  15. Упражнения для правильного развития мелкой моторики рук. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1998г.
  16. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Спб.: Лань, 1996.
  17. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики// дошкольное воспитание № 5, 2000 г.

1.      Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –

 2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –

3. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detei

4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei

5. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...

"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Семинар - практикум для родителей, который поможет взрослым познакомиться с приёмами и материалами, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики у детей....

Презентация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Презентация к занятию по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в домашних условиях....

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...