"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Голубничая Ирина Владимировна

Семинар - практикум для родителей, который поможет взрослым познакомиться с приёмами и материалами, которые можно использовать дома для развития мелкой моторики у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

   Форма: семинар-практикум для родителей подготовительной группы

Тема: "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Цель

Познакомить  родителей с нетрадиционными  приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми, по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. (слайд 2)

         Задачи:

  • Актуализировать знания родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Предложить  комплекс игровых упражнений, в соответствии с лексической темой, для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
  • Представить  нетрадиционные приёмы и материалы для игр в домашних условиях (слайд 3).

Вступительная часть (слайд 4)

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат.

Учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться  задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»).  А также не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Условия проведения занятий с детьми дома (слайд 5)

  • Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 10 – 15 минут.
  • Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки.
  • Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений.
  • Особое внимание уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.
  • Эмоционально-положительная среда – это среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
  • Установка на успешность, ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Основная часть

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, значит, занятия дома  по мелкой моторике необходимо проводить в игровой форме, желательно по одной лексической теме ("Овощи. Фрукты", "Птицы", "Насекомые" и т.д.).

Уважаемые родители, я сейчас предлагаю Вам поучаствовать в одном из таких занятий, основой которого будет лексическая тема "Дикие животные" и отправиться в чудесный, сказочный лес, в котором живут дикие животные. Они приготовили весёлые, забавные и интересные  игры,  которые Вы, придя домой, сможете предложить своим детям. Прошу Вас пройти за столы.(слайд 6)

- Дикие животные передали Вам еловое дерево с еловыми шишками, в них спрятаны фигурки животных, с которыми, мы с Вами и повстречаемся сегодня в нашем сказочном лесу. (шишки сделаны из колпачков "киндер – сюрпризов"с номерами от 3-6). (см.рис 1). Приготовлен выставочный стол с игрушками – животными, куда впоследствии будут выставляться готовые работы, а также 4 рабочих стола для работы с родителями.

И первое животное, которое встречаем мы в лесу – это? Правильно, это лиса!(слайд 7)

1. Лиса (самомассаж рук) (см.рис 2, слайд 7)).

Вяжет бабушка – лисица всем лисятам рукавицы-

Для лисёнка Коли, для лисички Оли,

Для лисёнка Саши, для лисички Маши,

А маленькие рукавички для Наташеньки – сестрички.

В рукавичках да, да, да,

Не замёрзнем никогда!

– все родители пробуют на себе эффект массажа от колючих мячиков и палочек.

Второе животное, которое встретилось нам на пути –это?

2. Ёж (у каждого родителя силует ежа без колючек) (см.рис 3, слайд 8). Предлагается сделать колючки из:

– прищепок

– плоских разноцветных скрепок

А сейчас, чтобы не обидеть ежа, давайте приготовим ёжику угощение (родители нанизывают на шпажки яблоки и грибы).

Сейчас я предлагаю, Вам узнать, кто же дальше нам встретится в лесу, а для этого нам нужно снять еловую шишку с дерева. Родитель снимает по одной "еловой шишке",  и называет что за игрушка спрятана в киндере (далее по очереди).

3. Белочка. Родителям предлагается  "приготовить " запасы на зиму для белочки из :

– нанизать на леску шишки-бусины

– нанизать на нитку "ягоды" – пуговицы

– нанизать на верёвочку  "орешки " из макарон (см.рис 4, слайд 9))

4. Заяц.  Родителям предлагается сделать подарки для зайчика (рисование пальчиками на разном материале по образцу – солнышко, морковь, домик, цветочек, заборчик, облако  и т.д.) (см.рис. 5, слайд 10)

– на поддоне с манкой

5. Волк

Игра "Заведи волчок". Волчок выполнен из разных материалов (см.рис. 6, слайд 11)

– из картона и зубочистки

– из пластика и шпажки

6. Медведь. Родителям предлагается приготовить угощение для медведя – на пластилиновой дощечке выложить изображения:

– ягодку-малинку из гороха

– грибок из семян фасоли

– бочонок мёда из семян тыквы

-рыбку из семян подсолнуха (см.рис.7, слайд 12)

7. Животное – сюрприз. Если родители правильно выполнят графический диктант, то узнают, кто ещё живёт в чудесном лесу (олень):

2 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вверх.(слайд 13)

8. Лесная школа (слайд 14)

В нашем лесу  есть лесная школа, в которой животные учатся писать, читать. Сегодня на уроке они учат буквы, а чтобы их хорошо запомнить их можно выкладывать из разных материалов. Родители выкладывают буквы из:

– шнурков, верёвочек

–  пуговиц, монет.

Итог

(слайд  15)

Мы сегодня побывали

В дивном, сказочном лесу,

Игры новые узнали:

Чтобы дома не скучали,

Чтобы речь красивой стала,

И играли с мамой дружно.

Наши пальчики  и руки,

Развивать, конечно, нужно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности".

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей на занятиях по изобразительной деятельности"...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Собственная методическая разработка для детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...

Презентация "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Презентация к занятию по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму в домашних условиях....