Метод проектов в работе с дошкольниками.
статья по логопедии по теме

 

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных, активно используемых методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_rabote_s_doshkolnikami.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД  ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель-логопед ГБДОУ №17 Онегова Татьяна Леонидовна

Становление  системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующими документами, в том числе (ФГОС).

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из перспективных, активно используемых методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Актуальность использования метода проектов в ДОУ, связано с демократизацией гуманизацией образования; новыми подходами в воспитательно-образовательном процессе - проблемное и развивающие обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный,  системно-деятельностный подходы в обучении.

Метод проекта делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Что такое-проект?  Проект-это великое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. В Кильпатрик. Проект-это путь исследования, который открывает, расширяет возможности творческой деятельности.

Метод проектов не новость в педагогической практике. Про проект можно сказать, все новое, это хорошо забытое старое.

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

Н. 20 века.1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи. его учеником В.Х. Килпатриком, Е.Паркхерст.  Внедрял  обучение сообразно личным интересам. В статье американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие, как «от души выполняемый замысел».

 В России метод проектов был известен ещё в 1905 году.

Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

1926 г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1929-30 г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.

1931 г. – проектный метод был подвергнут критике, осужден постановлением ЦК ВКП(б) запрещен и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

1950г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей.

Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом»,

в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.

Метод проектов активно используется с н. 21 века, в связи с новыми подходами в образовании. Изучая опыт предыдущий поколений, в настоящее время, проектная деятельность используется на качественно новом уровне.

Метод проектов – это педагогическая технология, основой которой  является самостоятельная  деятельность  детей: исследовательская, познавательная, игровая, творческая, интеллектуальная, продуктивная, в процессе поэтапной, спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Ребенок познает  себя, окружающий мир, воплощает  свои знания  в реальные продукты, имеющие социально значимый результат.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

развитие познавательных способностей

развитие творческого воображения; мышления

развитие речи

развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны, в зависимости от возраста.

В соответствии с возрастом выделяют 3 периода проектной деятельности:

Подражательско- исполнительский, реализация возможна с детьми младшего, среднего возраста 3,5-5 лет

Развивающий, для детей среднего, старшего возраста 5-6 лет

Творческий, для детей старше – подготовительного возраста  6-7 лет.

Вы видите задачи, именно для детей старше-подготовительного возраста, которые, в основном, посещают логопедические группы.

Взрослым важно развивать, поддерживать творческую активность, создавать условия для самостоятельной деятельности.

В настоящее время существует несколько классификаций. В основном, классифицируют

По тематике. По целевой установке.

По составу участников.

Индивидуальные, коллективные, парные, групповые, фронтальные.

По срокам реализации.

Краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели);

Средней продолжительности  (от 1 месяца до 6);

Долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По содержанию

Монопроекты  (1 образовательная область) – чаще применяются в школе).

Интегративные (меж предметные) –  в основном используются в ДОУ.

При выборе темaтики проектa следует учитывать следующие критерии: доступность; социaльнaя нaпрaвленность;  воспитaтельнaя нaпрaвленность; нaучность; соответствие возрaстным особенностям; интегрaтивность; ориентaция нa "зону ближaйшего рaзвития".

В нашем детском саду  в течение года были  организованы  разные по тематике проекты.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников в рамках проекта «Счастливая улыбка» в1 логопедической группе; во 2 логопедической группе «Скоро в школу», «Там на неведомых дорожках», по сказкам А.С. Пушкина, Культура России, с детьми старше-подготовительного возраста  проект по патриотическому воспитанию «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к культурному наследию нашей Родины».

Сегодня вам будут представлены подробно 2 проекта: презентация проекта «Счастливая улыбка», и стендовый доклад по проекту патриотическое воспитание.

В практике современных дошкольных учреждений используются такие виды проектов, по доминирующему методу.

-Исследовательские - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием;

-Творческие (познавательно-творческие ) - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, детский праздник).

-Информационные (Ознакомительно-ориентировочные) сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

-Практико – ориентированные (прикладные) - результат обязательно ориентирован на интересы самих участников оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи.

 -Ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта и т. д.

Особенности по использовании метода проектов.

В проекте проблема

- Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Педагог, глубоко изучая тематику проекта, помогает ребёнку выбрать наиболее

актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени

- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

-Используя метод проектов, педагог становится организатором исследовательской деятельности детей, развития их творческого потенциала.

-Развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

-Содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.

-Создает условия для стимулирования интересов детей,

-Строить свои отношения с ребенком на соучастии, создает атмосферу сотворчества, созидательной деятельности.

-Мотивирует деятельность детей, использует игровые методы и приемы.

-Педагог учитывает возрастные особенности детей,

-Взаимодействие педагога и ребенка изменяется по мере нарастания детской активности, по мере развития исследовательских умений, нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующих  на первых этапах  к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Слайд Примерный план работы педагога по подготовке и проведению проекта будет представлена коллегами. Я остановлюсь лишь на некоторых основных моментах.

Основные этапы проектной деятельности:

Подготовительно-организационный.

Практический.

Заключительный-итоговый.

Подготовительный, погружение в проект: выбор темы, актуальность, целеполагание

1 этап:

Постановка проблемы,  ее актуальность.

Определение целей.

Задач проектной исследовательской деятельности для детей, педагогов, родителей, социальных партнёров.

Привлечение специалистов, родителей к обсуждению плана, его реализации Прогнозирование результатов  продуктов проекта

Сбор, накопление материала, принадлежностей, оборудования

Организация деятельности. Планирование.

Составление плана-схемы паспорта проекта:

совместная деятельность детей и взрослых

самостоятельная деятельность детей

создание условий для самостоятельной деятельности детей

Разработка проекта-план деятельности по достижению цели, погружение в проект это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-эстетическая, речевая, трудовая и т.д.

Практический. Осуществление деятельности.

(выполнение проекта, этап осуществления активной деятельности, реализация проекта)

3 этап

Организация деятельности детей в рамках проекта. Виды деятельности.

-Экспериментальная деятельность. Познавательно – исследовательская деятельность.

-Сбор и систематизация информации.

-Непосредственно-образовательная деятельность.

-Творческая деятельность детей.

-Музыкально-художественная деятельность.

-Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Взаимодействие с родителями

-Собрания

-Беседы, консультации, анкеты

-Совместные мероприятия

-Практические задания

Взаимодействие с педагогами

-Перспективное планирование по теме

-Конспекты НОД по теме проекта

-Библиография по теме проекта

-Музыкальное сопровождение СД диски и т.д.

-Презентация проекта

Взаимодействие с социальными партнерами

-Конспекты совместных мероприятий

-Выставки, фотоальбомы

-Экскурсии

-Папки – передвижки

Создание в ходе активной реализации темы, продуктов деятельности проекта для детей, педагогов, родителей, социальных партнеров.

Заключительный (подведение итогов, презентация результатов, рефлексия, определение новых задач)

-Презентация материалов проекта (праздник, досуг, непосредственно образовательная деятельность с детьми).

-Обсуждение результатов проектной деятельности для всех участников (детей, педагогов, родителей, социальных партнеров), анализ выполнения. Размышления над новым знанием или опытом. Определение новых задач.

-Подведение итогов (на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы)

Этапы проекта и сущность выполняемых действий педагога и детей.    

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап  Целеполагание  Погружение в проект

  1.     Формулирует проблему (цель)

 Формулирует задачу (нежёстко)

 Вводит в игровую (сюжетную)            ситуацию

 Определяется продукт проекта

Вхождение в проблему

 Вживание в игровую ситуацию

 Принятие задачи.

 Дополнение задач проекта

2 этап Планирование Организация деятельности

Помогает в решении задач

Спланировать деятельность

Создает условия для самостоятельной деятельности – планирование, рабочие группы

Распределяются по группам

Берут роли, ответственность

Планируют работу

Выбирают формы, способы презентации результатов

3 этап Практический  Осуществление деятельности

Практическая помощь, по необходимости: обсуждает, помогает, советует и т. д.

Направляет и контролирует осуществление проекта

Обогащает знания детей, повышает их эрудицию

Активно, самостоятельно при косвенном участии педагога осуществляют деятельность в рамках выбранной роли, ответственности

Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап Завершающий  Презентация  Подведение итогов

Подготовка к презентации

Презентация

Обобщение результатов

Оценка. Итоги. Поощрения.        

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Мы видим, изменения взаимодействия взрослого и ребенка: переход от трансляции знаний к инициированию активизации воспитанников, к поиску решения поставленной проблемы. Педагог помогает самостоятельно детям найти

Значение проектного метода, в том, что он дает возможность:

 - роста личностного развития ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности

Активизировать самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

-помогает осваивать окружающую действительность ;

-способствуют развитию творческих способностей ;

-способствуют  умению  наблюдать, слушать;

-помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;

-способствуют развитию навыков   обобщать и  анализировать;

-развивают речь, память, мышление, воображение;

-формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества ;

-стимулирует к самосовершенствованию

научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

Метод проектов актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, мышление повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, развивать коммуникативные навыки помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

ВЫВОДЫ: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Песталоцци

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.  М., Мозаика- Синтез, 2008

Пахомова Н.Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., АРКТИ, 2003.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П.. Образовательные проекты в детском саду.  М., Айрис-пресс, 2008.

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. практических– 3-е изд. пспр. и доп. – М., АРКТИ, 2005.

О.В. Дыбина, О.А. Еник. Проблемы дошкольного образования на современном этапе.– Тольятти: ТГУ, 2007.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. М., Центр педагогического образования. 2013.

Нищева Н. В.

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду.Детство-Пресс, 2013.

Е.А. Сыпченко.

Инновационные педагогические технологии. Метод проектов.

Детство-Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов в работе с дошкольниками"

Презентация к теоретическому семинару для воспитателей раскрывает цели и задачи проектной деятельности, основные требования к использованию, содержание работы по возрастам....

Метод проектов в работе с дошкольниками.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятель...

"Метод проектов" в работе с дошкольниками

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя - это обоз...

Метод проектов в работе с дошкольниками

Материал для воспитателей ДОУ...

Статья «Использование метода проектов в работе с дошкольниками»

Дошкольный возраст — время активного познания окружа­ющего мира.  Задача педагога научить дошкольников ориентироваться в  большом потоке информации. Детям важно не только  усваивать и с...

«Метод проектов в работе с дошкольниками"

Консультация для педагогов (обмен опытом по теме самообразования  "Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности  детей дошкольного возраста"...

Метод проектов в работе с дошкольниками

Семинар для воспитателей...