Процесс формирования навыков связных монологических высказываний во взаимодействии учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме

Ермакова Елена Николаевна

Данная презентация поможет не только учителю-логопеду, но и воспитателям ДОО провести грамотно работу по формированию связной монологической речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-значимый проект Тема: «Процесс формирования навыков связных монологических высказываний во взаимодействии учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО» по курсу кафедрального учебного модуля «Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста» Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО « Г П К » Выполнила: слушатель КПК Ермакова Елена Николаевна, учитель - логопед МДОУ «Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок» Серпуховский район Научный руководитель к.п.к. Крылова О.Ю. Серпухов, 2014 г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ «Центральная особенность дошкольного возраста – возникновение регулирующей, планирующей функции речи.» А.Р. Лурия Речь – это не только средство общения и орудие мышления, но и важнейшее средство управления человеческим поведением от мысли к развернутому сообщению или путь от развернутого речевого высказывания к мысли. А.Р. Лурия совершенно справедливо отмечает насколько сложный характер имеют случаи, когда кодирования или декодирования нарушены. Монологическая речь – понимается как связная речь одного лица. Коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. 2

Слайд 3

ЗАДАЧИ Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме формирования связных монологических высказываний. Выявить особенности восприятия и умения строить связное развернутое высказывание. 3. Разработать учебно – тематический план по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР. 4. Разработать методику обучения старших дошкольников умению выстраивать сюжетную линию, завершать текст, используя разнообразные средства внутритекстовой связи. 5. Анализ , результативность , перспективность проекта . 3 ЦЕЛЬ Формирование навыков связных монологических высказываний во взаимодействии учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО.

Слайд 4

ЭТАПЫ ПРОЕКТА 4 Организационный (август-сентябрь): Выявление проблемы, изучение научно – методической литературы, первичный мониторинг, разработка технологии по работе над связными монологическими высказываниями, подбор материала, определение задач . Содержательный(октябрь-март): В недрение в педагогическую практическую деятельность технологий по формированию связных монологических высказываний. Результативный(апрель-май): Итоговый мониторинг владения связным монологическим высказыванием детьми с ОНР для выявления уровня успешности проведенного обучения , перспективность.

Слайд 5

Модель взаимодействия участников проекта 5 Ребенок Учитель - логопед Воспитатели Родители

Слайд 6

Модель интеграции образовательных областей 6

Слайд 7

7 Речь экспрессивная импрессивная внутренняя устная письменная диалогическая монологическая пересказ Рассказ по картинам Рассказ - описание предметов Рассказ с элементами творчества ВИДЫ РЕЧИ

Слайд 8

8 ПЕРВИЧНЫЙ МОНИТОРИНГ

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ 1 шаг – Описание . 2 шаг – Повествование. 3 шаг – Рассуждение. 4 шаг – Обучение дошкольников пересказу. 9

Слайд 10

ОПИСАНИЕ 10 Описание — это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи: описание — это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Эта особенность определяет структуру текстов-описаний; чаще всего описание начинается с названия объекта, в нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение, которое требует чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства; затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различной, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление местоположение. Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности: если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение; если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки, при описании человека внимание обращается на его внешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.); при описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» ;

Слайд 11

11 - после перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания; описание не допускает смещения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени; описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений; описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями; описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам-описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.

Слайд 12

12 ПОВЕСТВОВАНИЕ Повествование - это тип речи выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собою, зависимы друг от друга. Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом: Составление рассказов по сюжетным многофункциональным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета. Такие картинки дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа – сообщения по всей картине. Составление небольших по объему рассказов– описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины. Рассказывание по серии сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины . Составление творческих рассказов.

Слайд 13

13 Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа; частичный образец рассказа; дублер рассказа; разбор образца рассказа; предоставление плана рассказа; коллективный разбор плана рассказа; коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; окончание рассказа, начатого педагогом; подсказ вариантов; привлечение детей к исправлению ошибок, рассказывающего ребенка; подсказ словом или предложением; оценка рассказа.

Слайд 14

РАССУЖДЕНИЯ 14 Рассуждение — это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? зачем? в чем смысл? В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть — это то, что объясняется, доказывается, а вторая — это само объяснение, доказательство. Изложение того, что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства. В этом типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. В рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений: — придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «поэтому», «так как»; — глагольные словосочетания; — имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из—за»; — вводные слова; — бессоюзная связь; — слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во- первых», «во-вторых ».

Слайд 15

ПЕРЕСКАЗ 15 Пересказ — это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Существуют разные виды пересказа: традиционные и нетрадиционные. Традиционные: - Выборочный пересказ - вид устного пересказа как прием развития речи. - Краткий пересказ - вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. - Подробный пересказ - вид устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача подробного пересказа - не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца. Творческий пересказ - вид устного пересказа, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Нетрадиционные: «Расскажи самому себе»; пересказ в диалогических парах; - пересказ по кругу; пересказ в группе детей.

Слайд 16

16 Структура пересказа: Вводная часть. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Беседа по содержанию прочитанного произведения. 4. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание. Пересказ произведения детьми.

Слайд 17

ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ 17

Слайд 18

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ Ребенок содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно излагает свои мысли, реализовывает свои социальные и познавательные потребности. Ребенок достаточно хорошо владеет устной монологической речью, умеет выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств, эмоций, складываются предпосылки грамотности. Ребёнок достаточно хорошо владеет связной монологической речью к предстоящему школьному обучению. Ребенок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает все более сложным построением речи, что позволяет ему все более связно излагать свои мысли. 18

Слайд 19

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ 19 Представленная модель может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей рассказыванию не только логопедических групп, но и массовых групп ДОО. Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по формированию связной речи. Представленный и апробированный комплекс развивающих мероприятий может быть использован родителями в работе с детьми по закреплению пройденного материала .

Слайд 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20 1. Алексеева, М.М, Яшина, В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. [ Текст ] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000г. 2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [ Текст ] / В.П. Глухов. – М., 2002г. 3. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург, 1999г. 4. Носенко, Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). [Текст] / Н.П. Носенко. – М., 2009г. 5. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. [Текст] / Т.А. Ткаченко. – С.-П., 2000г.

Слайд 21

ВЫВОДЫ 21 Владение связной монологической речью – высшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована только на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

Слайд 22

Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО « Г П К » Практико-значимый проект Тема: «Процесс формирования навыков связных монологических высказываний во взаимодействии учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОО». по курсу кафедрального учебного модуля «Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста» Выполнила: слушатель КПК Ермакова Елена Николаевна, учитель - логопед МДОУ «Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок» Серпуховский район Научный руководитель к.п.к. Крылова О.Ю. Серпухов, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и укрепление здоровья детей во время проведения организованной образовательной деятельности учителем – логопедом у детей с общим недоразвитием речи через здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ.

В статье анализируется опыт использования здоровьесберегающей деятельности при проведении организованной образовательной деятельности. Поднимаются вопросы, с...

Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 1-2 уровня.

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи  1-2 уровня....

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...

Рабочая программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи при стертой форме дизартрии для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Данная программа включает в себя методические рекомендации по преодолению стертой формы дизартрии у  детей с общим недоразвитием речи. Данная программа может применятся  для совершенствовани...

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...

"Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"

Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...