Логопедический массаж при дизартрии
презентация занятия для интерактивной доски по логопедии (старшая группа) на тему

Лысенко Марина Михайловна

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж  предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. М.Е. Хватцев говорил: "Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii.zip2.71 МБ

Подписи к слайдам:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Выполниластудентка заочного отделения3 курса 35 группыкафедры логопедииЛысенко Марина Москва - 2013
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт специального образования и комплексной реабилитации
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.М.Е.Хватцев
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.Массаж проводят циклами по 10 – 20 сеансов каждый день или через день.Длительность одной процедуры зависит от возраста ребёнка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей.Длительность первых сеансов составляет от 1 до 6 мин, а конечная от 15 до 20 мин.
Противопоказания к назначению массажа:
•    Гнойничковые и грибковые заболевания кожи;•     гематомы на массируемом участке тела;•     активная форма туберкулеза;•     болезни крови и капилляров;•     тромбоз сосудов;•     острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;•     онкологические заболевания;•     инфекционные раны;•     фурункулез;•     ОРЗ;•     гиперчувствительность;•     эпилепсия;•     если ребенок недавно перенес ангину( массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАССАЖА
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;– стимуляция положительных кинестезий;– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);– увеличение силы мышечных сокращений;– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
Дифференцированное применение разных приемов массажа позволяет:
- понизить тонус при спастичности мышц; - повысить тонус при вялых парезах артикуляционной мускулатуры;- помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, способствует нормализации тонуса мышц, артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений
Массаж оказывает влияние:
На нервную систему – улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры с мышцами, сосудами и внутренними органами. Массаж прекращает боли, улучшает проводимость нерваНа кожу и подкожно-жировую клетчатку – активируется лимфо- и кровообращение кожи, улучшается ее питание, повышается кожно-мышечный тонусНа кровеносную и лимфатическую системы – происходит кислородная терапия тканей, улучшает и тонизирует фазомоторную функцию лимфатических сосудовНа мышечную систему – повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия и уменьшается уже развившаяся гипотрофия На общий обмен веществ – многообразные изменения в течении окислительно-восстановительных процессов
Область воздействия при массаже
Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а так же щек и мягкого неба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.
Строение полости рта
Мышцы, иннервируемые тройничным нервом
Жевательные мышцы — поднимают нижнюю челюсть.Височные мышцы — поднимают нижнюю челюсть, тянут ее назад.Крыловидные мышцы (медиальные и латеральные) — при одностороннем сокращении данных мышц происходит смещение челюсти в сторону: при сокращении левой крыловидной мышцы смещение челюсти вправо, при сокращении правой крыловидной мышцы смещение влево. При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед.
Мышцы, иннервируемые лицевым нервом
Мимические мышцы располагаются симметрично вокруг отверстий рта, носа, ушей, глазницы и образуют сфинктеры (замыкатели) и дилятаторы (расширители) этих отверстий.Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа.Щечные мышцы — тянут угол рта в сторону (в улыбке).Мышцы, поднимающие углы рта.Малые скуловые мышцы — вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивают угол рта латерально.Большие скуловые мышцы — оттягивают угол рта латерально.Мышцы, опускающие углы рта.Мышца гордецов — образует поперечные складки над переносицей.Круговая мышца рта — закрывает рот.
Мышцы, иннервируемые подъязычным нервом
Мышцы языка делятся на 2 группы.Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные. К первой группе мышц относятся:— Подбородочно-язычная мышца — тянет язык вперед и вниз (высовывать язык изо рта).— Подъязычно-язычная мышца. Назначение — осаживать язык книзу.— Шилоязычнаямышца - является антагонистом подбородочно-язычной. Втягивает язык в рот, т.е. тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.— Хрящеязычная мышца — тянет язык назад и вниз.
Ко второй группе относятся собственные мышцы языка, не имеющие сухожильной части (не прикрепляются к костям, расположены в теле языка):— Верхняя продольная мышца — располагается под слизистой оболочкой верхней поверхности языка. При сокращении укорачивает язык и загибает кончик его кверху.— Нижняя продольная мышца — сокращаясь, укорачивает язык, сгорбливает его и загибает кончик книзу.— Поперечная мышца — начинается от срединной перегородки языка и оканчивается в слизистой боковых краев языка. Уменьшает поперечный размер языка(суживает и заостряет) — Вертикальная мышца — берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и оканчивается в области спинки языка, уплощает язык.— Веерная мышца — «веер» расходится от подъязычной уздечки в разные стороны.
Основные виды логопедического массажа:
Классический ручной массаж
Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, поколачивание, вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.
Самомассаж Самомассаж - выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.Это может быть как массаж лица руками, так и, массаж мышц головы и шеи, самомассаж ушных раковин.
1. «Рисуем дорожки» Движение пальцев от середины лба к вискам.
Самомассаж мышц лица
2. «Рисуем яблочки» Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
3. «Умыли личико» Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие двидения от середины лба вниз по шекам к подбородку.
Самомассаж мышщ языка
Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики1. « Поглаживание языка губами» Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.2. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.3. « Жуём блинчик» Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнений « Горка»), потом выдвинуть его чуть- чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык.
Основные задачи логопедического массажанормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, синкинезий);активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность ( или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);стимуляция проприоцептивных ощущений;подготовка условий у формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;уменьшение гиперсаливации;укрепление глоточного рефлекса;афферентация в речевые зоны коры головного мозга ( для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Положение тела при логопедическом массажеПравильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. 1) в положении лежа на спине под шею подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги - лежат свободно или несколько согнуты в коленях;2) ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;3) ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (целесообразно для маленьких детей первых лет жизни);4) положение сидя на коленях у взрослого - для детей, которые боятся массажа или очень привязаны к маме.При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.
Расслабляющий массажРасслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). Очень важен выбор позы для занятий с ребенком - придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Массаж проводится в медленном темпе; основные приемы: поглаживание и легкая вибрация; расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя; руки логопеда должны быть обязательно теплыми; расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки;для усиления эффекта расслабления за несколько минут до массажа на лицо можно положить согревающий компресс.
Расслабление мышц шеиПеред началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивает-ся назад:а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживани-ем, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягиваю-щими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатурыпоглаживание от середины лба к вискампоглаживание от бровей к волосистой части головы;поглаживание от линии лба вокруг глаз;поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатурыпоглаживание верхней губы от углов рта к центру;поглаживание нижней губы от углов рта к центру;поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); легкое постукивание губ пальцами.При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляцион-ный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны - на ней осуществляется большее число массажных движений.
Массаж язычной мускулатурыПри спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускула-туры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теп-лый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромаш-ки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).Массаж языка можно осуществлять различными способами:1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау);2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);3) массаж деревянным или металлическим шпателем;4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру, используются как щетина, так и палочка щетки.
Стимулирующий массажСтимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз. Укрепление лицевой мускулатуры:1) поглаживание лба от середины к вискам;2) поглаживание лба от бровей к волосам;3) поглаживание бровей;4) поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;6) сжимание подбородка ритмичными движениями;7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);8) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту);9) пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры 1) поглаживание от середины верхней губы к углам;2) поглаживание от середины нижней губы к углам;3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;4) пощипывание губ;5) покалывание губ.Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Спб.: Каро, 2010. – 160с.2. Дьякова Е.А.Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с., 8 л. ил.: ил.3. Шафеева, А.А. Логопедический массаж: метод. пособие / А.А. Шафеева. — М.: БЕТА-ФРЕЙМ, 2009. — 55 [1] с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж при дизартрии. Презентация.

В данной презентации показаны  виды логопедического массажа и основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии....

Логопедический массаж при дизартрии

Мастер-класс для педагогов и родителей по проведению самомассажа ложками по методике О. И. Крупенчук.Презентация к мастер-классу "Логопедический массаж при дизартрии"https://cloud.mail.ru/public/FVEd/...

Логопедический массаж при дизартрии и других речевых нарушениях.

Данный материал раскрывает цели и задачи логопедического массажа массажа. Даются полезные рекомендации по выполнению логомассажа, описывается артикуляционная и дыхательная гимнастика....

Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии.

Консультация для родителей. Содержание консультации позволит   определить специфику логопедического массажа....

Логопедический массаж при дизартрии и других речевых расстройствах

Логопедический массаж при дизартрии и других речевых расстройствах...

Логопедический массаж при дизартрии и других речевых расстройствах.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состоян...