Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) на тему

Корчуганова Елена Юрьевна

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому материалу прилагается презентация, которую можно использовать при проведении мастер-класса для коллег или родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevoy_kommunikatsii_doshkolnikov.rar2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой коммуникативной компетенции

у дошкольников с ОНР

 (мастер класс)

Корчуганова Елена Юрьевна,

учитель-логопед Детского сада №168

ОАО «РЖД»

                                              Прокопьевск,2014

Содержание

  1. Актуальность проблемы
  2. Презентация проекта
  3. Имитационная игра  «Агентство новостей»
  4. Рефлексия

Вид проекта: коммуникационный

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги ДОУ, родители

Проблема: Речевая коммуникативная компетенция дошкольника недостаточно развита. Данная проблема может послужить причиной возможных школьных трудностей и социализации ребенка в современном мире.

Актуальность проблемы: Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Ф. и др.

Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками.

Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (З. А. Репина, Е. О Смирнова, Е. А.Белова).

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.) . Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками.

Коммуникативные способности - это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения, происходит указание на какой - либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания.

Особенности коммуникации детей с ОНР

Монологическая речь отстаёт от возрастной нормы. У детей с ОНР (приблизительно у 30 – 50% в зависимости от степени тяжести дефекта) к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. У детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами. Поэтому возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности речи путём стимуляции их речевой активности, разговорная речь приблизительно у 50% детей, поступающих в школу, малословна.

Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью.

Цель: Развитие речевых коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР

Задачи:

  1. Уточнить представления детей о правилах этикета речи.
  2. Развивать речевую и социальную активность детей.
  3. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
  4. Сформировать   компетентность педагогов ДОУ в вопросах развития коммуникативных способностей дошкольников.
  5. Расширить представления родителей воспитанников о значении коммуникативной функции речи в жизни ребенка
  6. Создать условия для реализации основных социальных потребностей детей в общении, самореализации, активном присвоении социального опыта.

Интеграция:

Образовательные области по ФГОС:

  • социальная коммуникация
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;

Ожидаемые результаты:  

  • Совершенствование речевой коммуникации и связного высказывания дошкольников – как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению
  • Создание условий для полноценной социальной адаптации ребенка с ОНР
  • Повышение компетентности педагогов и родителей воспитанников в области коммуникации

Трансляция проекта: выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов высшей квалификационной категории.

Реализация проекта проходила в течение учебного года и включала в себя работу по следующим направлениям-блокам:

  1. Клуб вежливости  (этикет речи).
  2. Хочу все знать (развитие диалогической формы речи).
  3. Что увижу, расскажу (развитие монологической формы речи).

В ходе реализации проекта был составлен поэтапно - перспективный план мероприятий:

  1. Этикет
  1. Тихо и громко.
  2. Вежливые слова.
  3. Взрослые и дети.
  4. Разговоры – разговоры (этикет речи в общественных местах).
  1. Хочу все знать
  1. Любопытный слоненок (какие бывают вопросы).
  2. Интервью (пресс-конференция).

  1. Репортажи
  1. Тематический репортаж.
  2. Страна Вообразилия.

Таким образом, система работы направлена на развитие и активизацию связной речи от фразы до творческого рассказа.

Формы работы:

  1. Подгрупповые занятия (заседания клуба).
  2. Часть фронтального занятия (тематические репортажи и интервью).
  3. Сюжетно - ролевая игра «Мы работаем в газете»
  4. Виртуальная экскурсия.

Алгоритм основных приемов работы:

Интервью (алгоритм)

Вопросы – ответы.

Данный прием используется для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации. С помощью вопросов мы развиваем у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т.е. развивать внимание к речи взрослого. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился правильно отвечать на вопросы. Использование данного приема предусматривает тренировку детей в правильном употреблении слова в различных грамматических формах, в употреблении слова в построении предложений.

  1. Что хотите узнать (определение темы вопросов).
  2. Какие вопросы можно задать (кто, где (куда, откуда), зачем (почему) и т.п.
  3. Длинная и короткая беседа
  4. Оформление +фото.

Дети могут выступать как в роли корреспондента,  так и в роли героя интервью (перелетной или зимующей птицы, животного, деда Мороза, спортсмена-олимпийца, жителя придуманного города и т.п.).

Репортаж (алгоритм)

Рассматривание картины, знакомство с основными объектами, установление связи между ними; изложение последовательности событий путём наводящих вопросов. В зависимости от состояния речи детей рассказы могут быть простыми и сложными.

  1. Место происшествия.
  2. Предметы.
  3. Герои репортажа (животные, обитатели).
  4. Понравилось (не понравилось).
  5. Что было особенно интересно.

Репортаж ведется от лица корреспондента, пролетающего на самолете пассажира, разведчика, жителя выдуманной страны. Настроение репортажа может быть разным (параллельно проводится работа по формированию эмоциональной окраски речи).

Совместная деятельность участников проекта:

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми,

  • «Родители» и «Родина» – слова одного корня. Именно отец и мать приобщают ребенка к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа. Родители основное связующее звено, между ребенком и Отечеством. Семья первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста – возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый социо-культурный опыт.
  • Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

Успешное преодоление речевого недоразвития в детском саду возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований, предъявляемым детям.

  Важно, чтобы воспитатель и логопед решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.

  Воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению знаний слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в изобразительной деятельности, конструировании, сочетая их с развитием речи.

  Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя с учётом имеющихся у детей речевых навыков. Также поощряется инициативная речь детей. Не следует останавливать детей, подавлять их желание высказываться, а, наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме, вовлекать и других детей в беседу. Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей более благоприятны, чем занятия.

  На основе предварительной подготовки, проведённой воспитателем, логопед на фронтальном занятии развивает умение активно пользоваться сначала диалогической речью в правильной грамматической форме, а затем связной речью: пересказом, составлением рассказов. В обучении детей с ОНР обеспечивается многократность повторения одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и  для её актуализации.

Воспитание и обучение в логопедической группе способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

Поэтапно-перспективное планирование

месяц

дети

педагоги

родители

сентябрь

Диагностика

коммуникативной функции речи

Подведение итогов диагностики, совместное планирование работы по развитию коммуникативных способностей

Ознакомление с проблемами и уточнение путей их решения

октябрь

«Академия вежливых слов»

Консультация

«Развитие коммуникации в норме»

Газета Осенние вести»

Стендовая информация «Академия вежливости»

ноябрь

Игра-путешествие с феей Вежливости

  Создание вместе с детьми «копилки вежливых слов»

декабрь

«Любопытный слоненок»

Консультация

 «Правила ведения диалога»

Стендовая информация «Детские вопросы – важная ступень в развитии ребенка»

январь

Новогодний праздник (репортаж на фотовыставке)

Консультация

 «Индивидуальные особенности общения»

Мастер-класс

«Мастерство общения»

февраль

«Олимпиада с буквами»

Интервью с участниками Олимпиады

Оформление фотовыставки и вернисажа об олимпиаде

Газета «Вести Олимпиады»

Участие в олимпиаде совместно с детьми

март

Виртуальная экскурсия «Поиски весны»

Семинар-практикум

«требования к речи педагога»

Индивидуальные консультации

апрель

Репортаж + интервью «Встреча птиц»

Консультация

«Коммуникативная готовность к школе»

Стендовая информация «Речевая коммуникативная готовность к школе»

май

Прощальное интервью «Скоро в школу»

Оформление газеты «Я иду в школу»

Коммуникативная среда

           Работая над темой по развитию речевой коммуникативной компетентности  у дошкольников 5-7 лет с ОНР, разработала дидактическое обеспечение:

  • Составила годовое поэтапно-тематическое планирование в подготовительной группе.
  • Подобрала соответствующую демонстрационную наглядность:

- предметные картинки по лексическим темам;

- «живые картинки»;

- сюжетные картины;

- схемы описательных рассказов;

- кроме этого использую различные наглядные материалы: фотографии, экспонаты музея истории железной дороги;

- дидактические игры;

- атрибуты для проведения диалогов, праздников, досугов, игр-драматизаций, заседаний Академии вежливости.

Имитационная игра «Агентство новостей»

Участники мастер-класса объединяются в подгруппы «корреспондентов» (3 подгруппы). «Корреспондентам» предлагается составить репортаж (написать короткую статью – не более 10 предложений) в различных стилях: Криминальные новости;

Женский журнал;

Репортаж о значимом событии.

В качестве темы репортажа, фотоматериалов (иллюстраций) выступают иллюстрации к знакомым сказкам («Колобок», «Репка», «Золушка»).

Задача участников – составить репортаж, используя соответствующую лексику и стилистику.

Литература:

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 2005.
  2. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  3.  Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005.
  4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
  5. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.
  6. Гербова, В. В. Учусь говорить. М., 2000.
  7. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004.
  8. Зинченко, Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.– № 22. – С. 19.
  9. Ивановская, О. В., Гадасина Л. Я. Сказочное развитие речи. СПб., 2000.
  10.  Ресурсы интернета, находящиеся  в свободном доступе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Образ и мысль» как средство развития коммуникативной функции речи

В статье  раскрывается важность формирования коммуникативной функции речи у детей с ОНР на основе технологии "Образ и мысль" в контексте социализации дошкольника на пороге школы. Использование ал...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологи...

«Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей».

Статья на тему: «Социально – бытовая ориентировка и развитие      коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей»....

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников

Выступление на пелагогическрм совете...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....

"Развитие коммуникативной функции речи детей с ОВЗ через познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)" презентация для педагогов

Практически каждую деятельность ребенка сопровождает речь, совершенствуя её и обогащаясь сама.Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста проявляется в возможности посредством речи решат...