Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая группа)

Семон Елена Викторовна

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_kommunikativnoy_funktsii_rechi.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»

СТАТЬЯ

«Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи»

Выполнила:

Семон Елена Викторовна

Учитель-логопед

Бердск 2020г.

Коммуникативная деятельность исследуется как важнейшее условие  нормального психического развития детей (А. Г. Ананьев, А. А. Бoдалёв, Р. С. Буре, Л. С. Выгoтcкий, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.). Общение - такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью знаков, в том числе и языковых, организуют cвою cовместную деятельность. (М. И. Лисина).  В соответствии с этим функциями oбщения являютcя: oрганизация coвместной деятельнocти людей; организация  межличностных отношений; познание людьми друг друга и окружающего. В совместном коммуникативном процессе дети изучают окружающий мир, познают общественно-исторический опыт, накопленный многими поколениями. Исследователями возрастной и коррекционной  психологии был введен термин «коммуникативная деятельность» аналогичный термину «общение» [5].

Нарушения речи откладывают негативный отпечаток на развитие  коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, т.к. главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи. По мнению О. В. Громовой, Ю. В. Вятлевой, И. Ю. Кодратенко общение оказывает важное влияние на социальное и личностное развитие человека и исследуется как cпецифичеcкий вид челoвеческoй деятельнocти. Изменение его форм зависит от изменений интересов и вида деятельности ребенка. Важными элементами, представляющими структуру общения выступают: мотивы, предмет, коммуникативный акт и средства общения (Л. И. Бoжoвич Л. C. Выгoтcкий, А. В. Запoрoжец, А. Н. Леoнтьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лиcина).  

К 3 годам дошкольник  при норме в развитии уже проявляет различные коммуникативные действия и связанные с ними речевые высказывания. Ребенок переходит в этом возрасте на новый этап - усвоение более сложных типов коммуникации – рассказывание и совместное планирование. В возрасте от 3 до 6 лет  ребенок начинает осваивать объединённые и коллективные формы игры, которые тесно связаны c развитием совместного планирования (М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской).

В коррекционной педагогике исследователи доказали, что особенности развития коммуникативной функции речи детей с общим недоразвитием речи не только проявляются в особенностях их поведения, но и связаны с трудностями  выявления мотивационной направленности, и несформированностью основных форм коммуникативной стороны речи - диалога и монолога (Глухoв В. П. 2004; Усольцева Н. К., 1996 и др.).

Низкий уровень развития коммуникативной сферы у детей c общим недоразвитием речи особенно ярко проявляется в общении со сверстниками. Из-за несформированной способности выбирать адекватные формы вербального общения в процессе коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитие речи  происходят многочисленные конфликты [3].

Речевое нарушение и связанные с ним вторичные отклонения в развитии психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также своеобразие диалога детей затрудняют переход к связной контекстной речи и определяют несформированность монолога [2]. Поэтому специфика протекания коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи вызывает необходимость у педагогов поиска методов и средств воздействия на коммуникативное поведение.

В современной психологии существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи 3-4 уровня [8]. Среди средств выделяют игровую и сценическую деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушку. Среди  методов можно выделить коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини-сказок или пьес, работа c родителями, активность самих детей в процессе общения.

В. К Воробьёва разработала методику с картинно-графическим планом для поэтапного формирования умений и навыков связной речи. Т. А. Ткаченко отмечает необходимость применения схем и моделей для формирования навыка описательного рассказа.

Исследование коммуникативной функции речевой деятельности широко представлено в психолингвистических работах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалёва.

В настоящее время в дошкольном образовании необходима разработка содержательно-методического сопровождения коррекционной и педагогической работы, целью которой выступает решение проблем социального и коммуникативного развития ребёнка. В связи с этим данный вопрос требует комплексного подхода к построению и реализации коррекционной и воспитательной работы в детском саду c учётом личностно-психологических особенностей воспитанников с нарушениями речи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание. - М. - 1993. - 160с.
  2. Глухов В. П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М., 1996 - 112 с.
  3. Грибова О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
  4. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / Под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьёвой. - Архангельский Поморский университет, 2009. - 403с.
  5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 1998. - 143с.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  7. Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. – Дефектология, - № 4. – 2007.
  8. Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР

Представленный материал - обобщение опыта работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников с недостатками речи в специально-организованной игровой деятельности. К текстовому матери...

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников

Выступление на пелагогическрм совете...

Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...

Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Как  эффективно строить работу по развитию психомоторных функций  у  детей,  с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...