Рабочая программа
рабочая программа по логопедии на тему

«Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с задержкой психического развития» (с 4 до 7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zpr.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:_________________                                       Утверждена Педагогическим советом

Директор д/д  № 7 С. П. Быкова                                            ГОУ д/д № 7_____________________

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ № 7

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (VII -VIII ВИДА)

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рабочая программа

«Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с задержкой психического развития»
(с 4 до 7 лет)

        

Автор составитель:  

Учитель – дефектолог, учитель-логопед  высшей квалификационной категории Иващенко Л. В.

(стаж работы 14 лет)

Санкт-Петербург

2011 г.

Пояснительная записка

      Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с диагнозом «Задержка психического развития».

     Программа коррекционно – развивающей работы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с задержкой психического развития составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребёнка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ, разработками отечественных учёных в области общей и специальной педагогики и психологии и используя Программу «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (автор Е.А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

        Анализ речевых карт показал, что все дети имеют  отклонения и задержку в формировании и развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия) и в речевом развитии. У некоторых детей наблюдается отставание в двигательной сфере (крупная и мелкая моторика): плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений.

Цели:

         Основной целью программы является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

         Решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребёнка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребёнка.

Блок воспитательных задач направлен на расширение вопросов социализации, повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Коррекционный блок задач направлен

-на формирование способов усвоения дошкольниками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности

- на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребёнка

- на преодоление и предупреждение  у воспитанника детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований. Предполагает обучение родителей отдельным психолого-педагогичеким приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщённых представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись  с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

           Все перечисленные задачи решаются учителем- дефектологом, воспитателями, помощником воспитателя, музыкальным руководителем, физ. руководителем и коллективом ГОУ и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей.

Условия реализации Программы:

    Данная Программа представлена для детей с 4 до 7 лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группа) рассчитанная на 3 года обучения.

    Обучение и воспитание по данной Программе рассчитано на пятидневную рабочую неделю (20 часов).

График работы

Учителя-дефектолога в ГОУ д/д №7

Понедельник

9.00-13.00

4 часа

Вторник

9.00-13.00

4 часа

Среда

1,2,4среда

3,(5)среда

9.00-13.00

15.00-19.00

4 часа

Четверг

9.00-13.00

4 часа

Пятница

9.00-13.00

4 часа

Итого:

20 часов

Подгрупповые занятия – 2 раза в неделю

Индивидуальные занятия – ежедневно

Продолжительность учебного года с 01 сентября по 31 мая

Четыре недели в году (2 в сентябре и 2 недели  в мае ) отводятся на проверку знаний и умений детей.

Предполагаемые результаты на конец 3 года обучения:

        К концу третьего года обучения дети должны научиться:

- Соотносить действия, изображённый на картинке с реальными, дорисовывать недостающие части рисунка, воссоздавать целостное изображение предмета, соотносить форму предметов с геометрической формой, ориентироваться в пространстве, дифференцировать цвета и их оттенки, описывать свойства предметов, дифференцировать звуки, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, пользоваться простой схемой планом.

- Производить анализ проблемно –практических и наглядно-образных задач, устанавливать связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; соотносить текст с соответствующей иллюстрацией; выполнять задания на классификацию картинок; выполнять упражнения на исключение «четвёртый лишний»;

- Осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счёт от средних чисел ряда, порядковый счёт в пределах семи, пересчитывать предметы и изображения при разном их расположении, определять место числа в числовом ряду, измерять множества используя условную мерку, усвоить представление о сохранении количества, знать цифры от 0 до 5, соотносить их с числом;

- Называть своё имя, фамилию, возраст; называть город, страну, в которой он проживает; узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделять на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называть их; различать деревья, траву, цветы, ягоды и называть их; называть отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей; определять признаки 4 времён года; различать время суток: день и ночь.

- Научиться выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимать и использовать в активной речи предлоги:  в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использовать в речи имена существительные и глаголы в ед. и мн. числах;  использовать глаголы в настоящем и прошедшем времени; строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читать наизусть 2-3 стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять её основных персонажей; знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку; планировать в речи свои ближайшие действия.

- Составлять предложения из 2-х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками  сюжетным картинкам; определять кол-во слов в предложении  и место слов в предложении; делить слова на слоги (части), определять кол-во слогов в слове; определять первый звук в слове, соотносить звук с буквой.

Информационно – методическое обеспечение программы

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой : М.: «Мозаика –синтез» 2005.
  2. Программа дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М., «Просвещение», 2005.
  3. «Подготовка к школе детей с  задержкой психического развития» книга первая.  С.Г. Шевченко. М., «Школьная пресса», 2004
  4. «Подготовка к школе детей с  задержкой психического развития» книга вторая.  С.Г. Шевченко. М., «Школьная пресса», 2004
  5. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  6. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  7. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  8. КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  9. КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  10. КРО «Развитие элементарных математических представлений» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  11. КРО «Подготовка к обучению грамоте» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  12. КРО «Развитие речевого восприятия» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  13. КРО «Фонематика» И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва, конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет, М.,«Мозаика-синтез», 2007.
  14. КРО рабочая тетрадь по математике 6+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
  15. КРО рабочая тетрадь по математике 5+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
  16. КРО рабочая тетрадь по математике 4+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие элементарных математических представлений».
  17. КРО рабочая тетрадь по математике 5+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Развитие речевого восприятия».
  18. КРО рабочая тетрадь по математике 6+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «Подготовка к обучению грамоте».
  19. КРО рабочая тетрадь по математике 4+ «Рабочая тетрадь к книге И.А. Морозовой и М.А. Пушкарёвой «фонематика».
  20. Серия: «уроки логопеда» «Учим буквы» О.И. Крупенчук, «Литера», 2011.
  21. Серия «Уроки логопеда» «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика» Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук, «Литера», 2011.
  22. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик.
  23. По всем лексическим темам «Дидактический материал: иллюстрации, познавательная информация, развивающие задания, разрезные картинки, игра «Лото»  С. Вохренцова, изд. «Страна фантазий»
  24. Познавательные и обучающие книжки-раскраски для дошкольного и младшего школьного возраста, С. Вохренцова, изд. «Страна фантазий» (по лексическим темам).
  25. Развиваем графические навыки «Рабочая тетрадь для детей с ОНР», Л.М. Граб, М.2007.
  26. «Пальчиковые шаги» Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И., СПб, «Корона-век».
  27. «Рисующий гном» альбом 1,2, М.А. Касицина, СПб, «Гном», 2005
  28. Картотеки литературного материала: тексты чистоговорок, диалогов и т.д.
  29. Демонстрационный материал «Азбука от А до Я» Гимпель И.А.
  30. Предметные картинки.
  31. Сюжетные картинки.
  32. Серии картинок.
  33. Игры и пособия для развития речи, внимания, памяти, восприятия.
  34. Настольно-печатные игры по развитию речи, внимания, памяти, восприятия.
  35. Мозаики, пазлы, конструкторы, шнуровки, обводки.

Список используемой литературы при составлении Программы:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: М, «Мозаика-синтез»,2005
  2. Программа дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» М., «Просвещение», 2005.
  3. «Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении» Методические рекомендации. Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В.: СПб: ООО «Детство- пресс», 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...