Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Дмитриева Марина Евгеньевна

 

 

 

Рабочая программа логопеда для детей

 с ТНР (ОНР) 5-6 лет

 

 

 

Составила

 учитель-логопед: Дмитриева М.Е.

МБДОУ «Детский сад №57»

комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск, 2014г.

Содержание:

I. Целевой раздел………………………………………………………………3 - 7

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………....3

 1.2  Цель и задачи программы………………………………………………..3

1.3 Принципы программы…………………………………………………….4 - 5

1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет……………………………...5

1.4.1 Характеристика детей  с общим недоразвитием речи

 со 2 уровнем речевого развития……………………………………………..5

1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи

с 3 уровнем речевого развития……………………………………………….6

1.5Показатели результативности и эффективновности коррекционной

 работы с  детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР)……………………………………..6 - 7

II. Содержательный раздел…………………………………………………..8 - 16

2.1. Основные формы реализации программы для детей

с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет………………………………………………………..9

2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми

 ТНР (ОНР)5-6 лет…......................................................................................10 - 12

2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями……..13

2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда

и воспитателя………………………………………………………………. 13 - 15

2.5           Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ………..15 - 16

III. Организационный раздел……………………………………………… 17

Библиография………………………………………………………………..18

 

I. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на два года.

1.2  Цель и задачи программы.

Цель : Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

 

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.3 Принципы программы.

Содержание программы определено с учетом  основных принципов коррекционно – воспитательной работы логопеда, которые для детей с  ОНР приобретают особую значимость:

1.     принцип дифференцированного подхода к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми , имеющим различную структуру речевого нарушения.

2.     принцип учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов  в ходе общего коррекционного воздействия.

3.     принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

4.     деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.

5.     принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.

6.     учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированность того или иного умения.

7.     принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

8.     учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

9.     принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

10.                       принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.   В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

 

1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет.

Старшую логопедическую группу посещают 12 детей с диагнозами:

Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 10 детей

Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте –  2 ребенка.

В группе 6 мальчиков и 6 девочек.

1.4.1 Характеристика детей общим недоразвития речи со 2 уровнем речевого развития.

У детей со 2 уровнем речевого развития наблюдаются начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, , а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Дети испытывают затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно.  Дети используют , как правило, одно – двусложные слова , тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.

 

 

1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития.

У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным  и переносным значением, незнание  названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно -  следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняю.

1.5 Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с  детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР).

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

·        понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·        фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·        правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·        пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·        владеть элементарными навыками пересказа;

·        владеть навыками диалогической речи;

·        владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных;

·        грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

Резуль­та­ты мо­ни­торинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроиз­но­­ше­ния» (от­мечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете и т.д.)

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

- динамики развития детей с ОНР; 

- эффективности  индивидуальной логокоррекционной  работы; (см. приложение 1).

 

II. Содержательный раздел.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание  занятий отражено в перспективно-тематическом планировании   (см. приложение 2).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции (см. приложение 3).

Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле",  где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей (см. приложение 4).

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.  (Н.В. Нищева)

 

2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет.

Первый  год обучения  проводятся  фронтальные логопедические занятия  по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого  развития (по усмотрению логопеда).

Проводятся занятия двух видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию звукопроизношения.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

  • 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
  • 2-й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятие по звукопроизношению.

  3 -й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических        средств языка и связной речи; 2 занятия по звукопроизношению.

Частота проведения  индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.

2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми  ТНР (ОНР)5-6 лет.

1.     Развитие понимания речи.

2.     Уточнение и расширение словарного запаса.

3.     Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и  закрепленных ранее.

4.     Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.

5.     Формирование обобщенного значения слов.

6.     Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.

7.     Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.

8.     Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.

9.     Подготовка к овладению диалогической формой речи.

10.                       Развитие фонематического слуха и восприятия

11.                       Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.

12.                        Контроль за внятностью и выразительностью речи.

13.                       Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

14.                        Обучение детей построению самостоятельных высказываний.

15.                       Закрепление навыков построения различных типов предложений.

16.                       Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.

17.                       Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

На фронтальных и подгрупповых занятиях  изучаются  те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях . После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия  направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система составления сетки фронтальных занятий в старшей  группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:

2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.

1.     родительские собрания

2.     тематические  консультации для родителей;

3.     открытые занятия для родителей группы.

4.     индивидуальные консультации для родителей  группы.

5.     анкетирование.

6.     размещение информации на сайте ДОУ.

7.     совместные праздники.

8.     оформление родительских уголков.

2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

1.     Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2.     Формирование правильного произношения.

3.     Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4.     Развитие навыка связной речи.

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

 

2.5 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.

Музыкальный руководитель

физорг

Педагог - психолог

Воспитатели группы

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа над просодической стороной речи.

Использование упражнений на развитие основных движений.

Различение звуков по высоте, вокальные упражнения.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

 

 

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений.

Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Развитие и координация психических процессов.

Работа над развитием мелкой моторики.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.

 

 

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений.

Работа над развитием артикуляционного уклада.

Контроль за речевой активностью детей.

 

 

 

III. Организационный раздел.

   Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

В МБДОУ имеется 2 логопедических кабинета, учебно-дидактическим материалом,  специальными  методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ имеется мультимедийная установка. В кабинете логопеда  имеется  дидактический материал для занятий   систематизированный  по разделам.

1.Материалы для логопедического обследования.

2.Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.

3.Пособия для развития мелкой моторики.

4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

5. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.

7.Материалы для развития высших психических функций.

8. Компьютерные  игры: «Игры для тигры», «Лексические упражнения (см. приложение 5)

 

 

 

Библиография.

1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009

2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации

3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

8. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_dmitrieva.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

I. Целевой раздел……………………………………………………3 - 7

1.1Пояснительная записка…………………………………………….

 1.2  Цель и задачи программы…………………………………………

1.3 Принципы программы……………………………………………………

1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет……………………………..

1.4.1 Характеристика детей  с общим недоразвитием речи со 2 уровнем речевого развития………………………………………………………………..

1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития……………………………………………………………………………

1.5Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с  детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР)…………………………………………………….

II. Содержательный раздел………………………………………………………...

2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет……………………………………………………………………………………

2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми  ТНР (ОНР)5-6 лет…...

2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями……………

2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя………

  1. Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ……………….

III. Организационный раздел………………………………………………………

I. Целевой раздел.

1.1Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение на два года.

1.2  Цель и задачи программы.

Цель : Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

1.3 Принципы программы.

Содержание программы определено с учетом  основных принципов коррекционно – воспитательной работы логопеда, которые для детей с  ОНР приобретают особую значимость:

  1. принцип дифференцированного подхода к содержанию, направлениям и приемам логопедической работы с детьми , имеющим различную структуру речевого нарушения.
  2. принцип учет взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Взаимозависимость в формировании речевых и психических процессов  в ходе общего коррекционного воздействия.
  3. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
  4. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  5. принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
  6. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированность того или иного умения.
  7. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных              особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  8. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  9. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  10. принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.   В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

1.4 Характеристика детей с ТНР (ОНР)5-6 лет.

Старшую логопедическую группу посещают 12 детей с диагнозами:

Общее недоразвитие речи 3 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте – 10 детей

Общее недоразвитие речи 2 уровня речевого развития, дизартрический компонент при сохранном интеллекте –  2 ребенка.

В группе 6 мальчиков и 6 девочек.

1.4.1 Характеристика детей общим недоразвития речи со 2 уровнем речевого развития. 

У детей со 2 уровнем речевого развития наблюдаются начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие 2-х, 3-х, , а иногда даже четырехсловной фразы. Наблюдается недостаточность практического усвоения морфологической системы языка. Дети испытывают затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Так же используются многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. при оценке фонетической стороны речи отмечается смазанность, неустойчивость в произношении звуков, которые изолированно произносятся правильно.  Дети используют , как правило, одно – двусложные слова , тогда, как более сложные слова подвергаются сокращениям. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов.

1.4.2 Характеристика детей общим недоразвития речи с 3 уровнем речевого развития. 

У детей с 3 уровнем речевого развития имеется развернутая фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным  и переносным значением, незнание  названий слов , выходящих за рамки повседневного бытового общения. Наряду с лексическим ошибками у детей с3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно -  следственных связей в тексте. Отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичным является трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, неточностью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняю.

1.5 Показатели результативности и эффективновности коррекционной работы с  детьми 5-6 лет с ТНР (ОНР).

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

·        понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·        фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·        правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·        пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·        владеть элементарными навыками пересказа;

·        владеть навыками диалогической речи;

·        владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных;

·        грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·        использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, ежегодном отчете и т.д.)

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

- динамики развития детей с ОНР; 

- эффективности  индивидуальной логокоррекционной  работы; (см. приложение 1).

II. Содержательный раздел.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание  занятий отражено в перспективно-тематическом планировании   (см. приложение 2).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции (см. приложение 3).

Результаты мониторинга находят отражение в "речевом профиле",  где отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка, «итоговом обследовании речевого развития детей группы», ежегодном отчете и речевых картах детей (см. приложение 4).

Сроки проведения  мониторинговых исследований: 1-я половина сентября,2-я половина мая.

Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.  (Н.В. Нищева)

2.1. Основные формы реализации программы для детей с ТНР (ОНР ) 5 – 6 лет.

Первый  год обучения  проводятся  фронтальные логопедические занятия  по подгруппам, на которые дети делятся с учетом уровня речевого  развития (по усмотрению логопеда).

Проводятся занятия двух видов:

  • по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • по формированию звукопроизношения.

Количество этих занятий в зависимости от периода обучения разное.

  • 1-й период – 2 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; коррекция звукопроизношения осуществляется только на индивидуальных занятиях.
  • 2-й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи; 2 занятие по звукопроизношению.

  3 -й период - 3 занятия в неделю по развитию лексико-грамматических        средств языка и связной речи; 2 занятия по звукопроизношению.

Частота проведения  индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения (2-3 в неделю), продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут.

2.2 Основные задачи логопедической работы с детьми  ТНР (ОНР)5-6 лет.

  1. Развитие понимания речи.
  2. Уточнение и расширение словарного запаса.
  3. Формирования понятий, начиная с достаточно простых, обещающих и  закрепленных ранее.
  4. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования. Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов.
  5. Формирование обобщенного значения слов.
  6. Употребление притяжательных местоимений в сочетании с существительными мужского и женского рода.
  7. Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени.
  8. Овладение навыками составление простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели.
  9. Подготовка к овладению диалогической формой речи.
  10. Развитие фонематического слуха и восприятия
  11. Развитие навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры.
  12.  Контроль за внятностью и выразительностью речи.
  13. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  14.  Обучение детей построению самостоятельных высказываний.
  15. Закрепление навыков построения различных типов предложений.
  16. Обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.
  17. Обучение связному и логичному изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов.

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

На фронтальных и подгрупповых занятиях  изучаются  те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях . После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия  направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Система составления сетки фронтальных занятий в старшей  группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:

2.3.Формы образовательной деятельности логопеда с родителями.

  1. родительские собрания

  2. тематические  консультации для родителей;

  3. открытые занятия для родителей группы.

  4. индивидуальные консультации для родителей  группы.

  5. анкетирование.

  6. размещение информации на сайте ДОУ.

  7. совместные праздники.

  8. оформление родительских уголков.

2.4. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  4. Развитие навыка связной речи.

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие

перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

2.5 Взаимодействие учителя – логопеда со специалистами ДОУ.

Музыкальный руководитель

физорг

Педагог - психолог

Воспитатели группы

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа над просодической стороной речи.

Использование упражнений на развитие основных движений.

Различение звуков по высоте, вокальные упражнения.

Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений.

Развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Развитие и координация психических процессов.

Работа над развитием мелкой моторики.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.

Проведение мониторинговых исследований, консультативных объединений.

Работа по развитию общей, мелкой моторики, координации движений.

Работа над развитием артикуляционного уклада.

Контроль за речевой активностью детей.

III. Организационный раздел.

   Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

В МБДОУ имеется 2 логопедических кабинета, учебно-дидактическим материалом,  специальными  методическими пособиями, играми, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ имеется мультимедийная установка. В кабинете логопеда  имеется  дидактический материал для занятий   систематизированный  по разделам.

1.Материалы для логопедического обследования.

2.Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.

3.Пособия для развития мелкой моторики.

4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

5. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.

7.Материалы для развития высших психических функций.

8. Компьютерные  игры: «Игры для тигры», «Лексические упражнения (см. приложение 5)

Библиография.

1.Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи. Москва «Просвещение» 2009

2.Филичева Т.Б. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации

3.Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в  старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

6.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии», С-ПБ, Образование, 1994г.

8. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

9.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005

 

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа логопеда во второй младшей группе для детей с ОНР

рабочая программа  разработана в соответствие  с ФГОС...

Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...

Рабочая программа логопеда Забодаевой Н.П. по обучению чтения детей кружка «Букварёнок» по учебнику Н.С. Жуковой на 2021 – 2022 год

Часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу тр...

Рабочая программа логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет

1.1.Пояснительная записка 1.3.Целевые ориентиры, планируемые результаты     II. Содержательный раздел 2.1.Взаимодействие участников образовательного процесса,формы работы...

Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда

Адаптированная образовательная программа для детей ТНР 2023-2024 Рабочая программа логопеда...

Рабочая программа логопеда для детей 3-7 лет с ТНР

Рабочая программа подходит для работы логопеда детских садов....