Выступление на родительском собрании
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Эльдарова Оксана Евгеньевна

О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sobranii.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

О важности и необходимости посещения логопедической группы детям с нарушением речи

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будущего школьного образования.

Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трех направлениях:

  1. коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;
  2. обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;
  3. формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.

При нормальном речевом развитии к 3 годам малыш усваивает почти все звуки языка. Позднее – к 5 годам звуки Ш, Ж, Ч, Щ и к 6 годам ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков – Р и твердого Л.

К 5-6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки, употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми предложениями, но и сложными предложениями. Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и смешения звуков (межзубные, огубленные и т.д.), или ребенок самостоятельно не может научиться произнести тот или иной звук.

Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребенок произносит звук неправильно, но этого не осознает. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребенку сформировать нормальное произношение. У него появляются стойкие дефекты.

Причины речевых нарушений.

  1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал ее с выполнением тех или иных действий в игре.

  1. Неправильная речь окружающих взрослых (быстрая, неряшливая, сбивчатая речь) – попробуй тут расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов и их окончания.         Сюсюканье – копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.

  1. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и огубленных и других дефектов.

  1. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.

  1. Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

  1. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

  1. Если у ребенка лепетная речь в 3-4 года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот некоторые их них:

а) болезни, перенесенные родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулез, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Несколько слов о наследственности.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами и специальным обучением.

К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые, нижние звуки или огубленные, горловые, отсутствие отдельных звуков, нарушение мягкости (тетя – «тота»),оглушение звуков. Такие недостатки произношения сами по себе не исчезают.

Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематического слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры слова ( пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращения слов).

        Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то

они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии:

ребенок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Такой ребенок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словарный

запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода,

числа, падежа, согласования и др. Все это неизбежно затрудняет усвоение

программы.

Вот почему таким детям рекомендуют обучение в логопедической группе.

Все чаще родители обращаются к логопеду по поводу неправильного

произношения их ребенком одного или нескольких звуков речи, считая во

 всех остальных отношениях речь ребенка «нормальной».Однако в процессе

его обследования часто обнаруживается и общее недоразвитие речи,

выражающееся не только в замеченных родителями дефектах

звукопроизношения, но и в нарушении звуко–слоговой структуры слов

(пропуски и перестановки звуков и слогов в словах), в бедности словарного

запаса и недостаточной сформированности грамматических систем (т.е.

ребенок неправильно согласует слова между собой, искажая их окончания).

В таких случаях в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться

только коррекцией неправильного звукопроизношения, а необходимо

воздействовать на все стороны речи. Эти задачи помогают решить

фронтальные логопедические занятия и подгрупповые. Т.е необходимо

воздействие на все стороны речи (лексика, грамматика, развитие

фонематического слуха, обучение звуко-слоговому анализу и т.д. , а в

дальнейшем – обучение грамоте…)

В чем ещё важность логопедической группы – небольшая наполняемость

детей в таких группах в отличие от массовой группы. Это как раз

способствует учету индивидуальных особенностей ребенка. Ребенку с

серьезными нарушениями речи необходимо уделить большое

индивидуальное внимание.

Таким образом, можно сделать выводы:

- Речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических

функций. В том числе на умственное развитие и на формирование характера

ребенка.

- Необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только

коррекционные приемы, направленные на преодоление собственно речевых

недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании

конспект выступления на родительском собрании  Социальная успешность ребенка...

Речевые нарушения и их последствия (выступление на родительском собрании)

У детей самого раннего возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Выступление на родительском собрании " Детско-родительские отношения"

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, основы нравственности человека....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...