Приемы постановки звуков
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Павленко Светлана Антоновна

     Работа над постановкой звуков – основная при коррекции нарушений речи в дошкольных учреждениях. Проходит она в четыре этапа: подготовительный, этап постановки звука, автоматизации и дифференциации звуков. Этап постановки звука – это полностью работа логопеда,    а остальные требуют непосредственного участия воспитателя и родителей. Для этого им необходимо знать основные приемы и особенности постановки звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_postanovki_zvukov.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы постановки звуков

(практическое занятие с воспитателями)

     Работа над постановкой звуков – основная при коррекции нарушений речи в дошкольных учреждениях. Проходит она в четыре этапа: подготовительный, этап постановки звука, автоматизации и дифференциации звуков. Этап постановки звука – это полностью работа логопеда    а остальные требуют непосредственного участия воспитателя и родителей. Для этого вам необходимо знать основные особенности в постановке звука, в частности способы их образования, чтобы не навредить ребенку.

     При подготовке к постановке звуков большое значение имеет подготовительный этап, на котором проводится работа по развитию артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика), дыхания, мелкой моторики. Очень важным на этом этапе является отработка опорных звуков - сходных по артикуляции  (месту и способу  образования с нарушенным звуком).

     А для этого, как минимум, надо знать   характеристики звуков родного языка.

По артикуляционным признакам звуки делятся на  две группы:

  • гласные;                         Основной      критерий  этого деления наличие преграды в ротовой
  • согласные.                     полости при их произнесении.

Гласные звуки в зависимости от подъема языка бывают;

  • верхнего подъема -  [Ы], [И], [У];       При образовании гласных к небу поднимается не весь
  • среднего подъема -  [Э],  [О];                  язык, а его передняя, средняя или задняя часть . За
  • нижнего подъема  - [А]                          счет этого меняется объем и форма ротовой полости.

Гласные могут быть:

  • переднего ряда  - [И], [Э] (поднимается передняя часть языка);
  • среднего ряда  -  [А],  [Ы]   (поднимается средняя  часть языка);
  • заднего ряда -    [У], [О]    (поднимается задняя часть языка).

В образовании гласных большую роль играет положение губ. Поэтому они могут быть:

  • лабиализованные –    [У], [О];    
  • нелабиализованные -  все остальные, причем  -  [А],  [Ы]   произносятся при минимальной степени участии губ.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград  в ротовой полости.

По способу образования согласные бывают:

  • щелевые:     [Ф], [В], [С], [З], [Х]   (и  их мягкие пары )  [Ш], [Ж],  [Щ], [Й];    
  • смычно – взрывные:  [П], [Б],  [Т], [Д],  [К], [Г]   и  мягкие пары;
  • смычно – щелевые:   [Ц], [Ч];    
  • смычно – проходные:    [М], [Н],  [Л]  и их пары ;  
  • дрожащие:  [Р], [РЬ].

Щелевые звуки – препятствие для воздушной струи  в виде щели между органами артикуляции.

Смычно – взрывные -  органы артикуляции образуют смычку, которая потом  с шумом взрывается.

Смычно – щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходить в щель.

Смычно – проходные - органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход  в другом месте.

Дрожащие – вибрирует поднятый  кончик   языка.

По месту образования согласные звуки бывают:

  • Губно – губные:   [П], [Б], [М], и их мягкие пары;
  • Губно – зубные: [Ф], [В]    и мягкие пары;
  •  Переднеязычные: [Т], [Д], [С], [З],[Л], [Р], [Н]  и их мягкие пары [Ж], [Ш], [Ц],  [Щ], [Ч];    
  • Среднеязычные: [Й];    
  • Заднеязычные: [К], [Г], [Р].  

Мягкие звуки образуются  в результате добавления к артикуляции твердого звука подъема средней части языка к небу.

  • Всегда мягкие:  [Й], [Ч],[Щ].    
  • Всегда твердые: [Ц], [Ш], [Ж].  

По акустическим признакам выделяют:

  • тональные – гласные – образуются голосом почти при  полном отсутствии шума;
  • сонорные - [М], [Н],  [Л], [Р] и их мягкие пары, [Й] – главную роль играет голос, шум второстепенен;
  • шумные – их качество определяется характером шума, и они могут быть:

-звонкие шумные длительные –  [В], [З],  и их мягкие пары [Ж];

-звонкие шумные мгновенные –  [Б], [Д], [Г], и их мягкие пары;

-глухие шумные длительные - [Ф], [С], [Х],   и их мягкие пары,  [Ш],  ;

- глухие шумные мгновенные - [П], [Т], [К],   и их мягкие пары.

Различают и еще четыре подгруппы звуков:

  • свистящие - [С], [З] и их мягкие пары,  [Ц];
  • шипящие - [Ш], [Ж], [Щ], [Щ]:
  • мягкие;
  • твердые.

 Отработка опорных звуков

Еще один важный момент в подготовке к  постановке звуков – это работа с опорными звуками.

Отрабатывая опорные звуки сходные по артикуляции (месту и способу образования) с нарушенным, мы помогаем  ребенку. Он может произнести нарушенный звук даже без этапа постановки.

Для звука  [С]   опорными будут являться звуки [Ф], [И]. Звуки [С], [Ф]-  одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук [Ф], мы добиваемся направленной воздушной струи. Отрабатывая звук [И], добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами. Соедини е эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука [С].

Для [Ш] – опорные [Т], [С].   Звук [Т] переднеязычный. Отрабатываем умение поднимать широкий кончик языка к альвеолам. Звук [С] – щелевой. Добиваемся направленной воздушной струи, идущей посередине языка. Соединив, получаем звук [Ш].

Для [Л] -  [Т] (подъем кончика языка к альвеолам),  [Ы] (подъем средне - задней части языка к нёбу).

Для [Р] -  [Д] ( подъем  напряженного кончика языка вверх) , [С] (направленную воздушную струю).

Приемы постановки некоторых звуков  (практический показ):

[П] –   похлопать губами во время дутья.

[Т] -  от поплевывания   (кладем крошку на язык).

[К] -   традиционным способом от звука  [Т] нижнего с механической помощью. : ребенок произносит  та-та-та, а логопед надавливает на язык, продвигая его назад.

[Ф] – предлагаем приблизить нижнюю губу  к верхним резцам и подуть на нее ( с механической помощью -  пальцем-  поднимаем нижнюю губу     к верхним резцам).

[С] – используем обходной путь: направленное дутье (на палец),  межзубное дутье на кончик языка (на ватку и т.п.) , зазубное дутье.

[Ц]-  слитное  произношение двух звуков   Т-С, можно от нижнего С, когда произносит его с придыханием.

[Ш]- либо от [Р] , если есть  шепотом (собачка потеряла голос). От  [С], подняв кончик языка с механической помощью. Либо обходной путь: 1. «Вкусное варенье»(держим 3-4 секунды)2. «Чашечка» - опустить с верхней губы, не меняя формы. 3. «Фокус».  4.Задвигаем чашечку за верхние  зубы и дуем на язык в зазубном положении.

[Щ – либо от [Ш], продвинув язык вглубь, либо от свистящих, подняв кончик языка с механической помощью.

[Ч]- либо от ТЬ (Т – верхнее), надавив продвинуть язык вглубь. Либо от сочетания ТЬ –Щ в убыстренном темпе.

[Х]-от  [К]. Произносим с придыханием (К------------Х). Удлиняем фрикативную часть и убираем смычку путем объяснения.

[Й] – от сочетания двух звуков  ИА  или  других,   ИО.

 [Л]-  традиционным способом от  И или  А. Один из звуков, который можно ставить по подражанию. Можно от Ы, У.

[Р]- от  [Д]    альвеолялярного, от  Ж, продвинутого вперед, от З и др.

[М]-  от  А -------------- М   (в конце произношения А, смыкаем губы).

[Н]- от  [М], произнести , зажав кончик языка между зубами и улыбнувшись.

[Б]- от А------Б  Тянет А----- и, не прерывая произнесения хлопает губами (можно помочь пальцем).

[В]- от А. В  момент произнесения дотрагиваемся до губы

[Д]-  от А. В момент произнесения дотрагиваемся до верхних резцов кончиком  всего, широкого языка.

[Ж]- от А в  момент произнесения поднимаем язык чашечкой. От  Ш с голосом.

[Г]- от Д с механической помощью: да-да-да и нажи маем на переднюю часть спинки языка, продвигая его назад.

[З]- от Э в момент произнесения кончик языка просовываем между зубами. От С  с голосом

 

В марте 2013г. проведены консультации для педагогов

1.Семинар  по теме  «Коррекция заикания  у дошкольников старшего возраста»

2.Практическое занятие     с педагогами «Приемы постановки звуков речи   у дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы постановки звуков.

С помощью этого пособия в занимательной и игровой форме можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией, ускорит процесс автоматизации....

Приемы постановки звуков

Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе...

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

« Игровые приемы постановки звуков у детей с ОНР в коррекционно развивающей работе учителя-логопеда »

С помощью этого материала  в занимательной игровой форме легко проводить постаноовку звука и вводить звук речь....

Дефекты произношения звуков Г, К. Х. Приемы постановки звуков и коррекции.

Приемы постановки звуков и коррекции звуков раннего онтогенеза К, Г, Х....

Приемы постановки звуков

Приёмы, способы и советы по постановке звуков при различных видах речевых нарушений.Общие рекомендации по постановке звуковПри постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, про...