Дидактическая игра "На лесной полянке"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Ларкина Светлана Анатольевна

Игра направлена на развитие лексико-грамматических средств языка у детей с нарушением речи:закрепление в активной речи предлогов, словообразование, согласование числительных с существительными. Представляет собой набор вязанных фигурок диких зверей, которые крепятся на игровом поле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_larckinasa_konkursamofgos_igra.docx696.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад №2 "Ягодка"

Дидактическая игра "На лесной полянке"

(Развитие лексико-грамматических средств языка у детей с нарушением речи)

Автор: Ларкина С. А.,

воспитатель старшей гр.

г. Топки  2013-2014 уч. год

Цель: Формирование грамматических категорий речи у старших дошкольников.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять в активной речи предлоги ЗА,  К, С,  ПОД, ИЗ-ПОД, В, ИЗ, МЕЖДУ, ОКОЛО, ИЗ-ЗА…и др..;

2. Учить образовывать имена существительные единственного и  множественного числа в Родительном, Винительном, Дательном, Творительном, Предложном падежах ( без предлога и с предлогом).

 3. Учить согласовывать числительные ДВА, ДВЕ, ТРИ с существительными в Именительном,  Родительном , Дательном  , Творительном, Предложном  падеже.

4. Закрепить лексическую тему «Дикие животные».

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

 

Описание игры : В игре принимают участие от 2 до 6 детей в возрасте 5-6 лет.  Игра представляет собой вязанные изображения диких животных на игровом поле "полянке" с деревом, корзинкой и кустом, на обратной стороне которых липучка, что позволяет прикреплять изображения к ворсистой основе во время групповых занятий.

Дети могут использовать фигурки как плоскостные игрушки, т.е.взять в руки, раскладывать на игровом поле в любом порядке. Ряд изображений –парные и тройные картинки, что дает возможность образования существительных во множественном числе, а также согласовывать сущ. с числительными ДВА, ДВЕ, ТРИ.

Ход игры:

Сегодня я расскажу вам сказку, а вот кто будет ее героями, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Заяц)

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек. (Белка)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой  под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Я должна уточнить, что не медведь, лиса, заяц и белка будут героями сказки, а их детеныши. Кто они? (Медвежонок, зайчонок, бельчонок и лисенок.) Итак, сказка.

На лесной полянке

Встретились друзья:

Белочки и зайки,

Мишка и лиса.

Очень весело друзьям

На полянке той:

Никогда не  ссорятся,

Дружат меж собой!

Добрым летним, солнечным деньком встретились зверята и решили поиграть в "Прятки". Медвежонок и лисичка спрятались за стволом дерева, бельчонок спрятался за корзину, которую забыл грибник, а еще одна белочка и два зайчонка спрятались за кустик. Остался один зайчонок, он искал своих друзей. И очень быстро их нашел.

    Образование падежных конструкций с предлогом  ЗА.

-Где зайчонок нашел медвежонка? (Зайчонок нашел медвежонка ЗА деревом.)

-Где зайчонок нашел лисичку? (Зайчонок нашел лисичку ЗА деревом.)

-Где зайчонок нашел  других зайчат? (Других зайчат зайчонок нашел ЗА кустом.) и т.д. 

Когда все зверята были найдены, они снова спрятались. На этот раз всех искал  медвежонок. Один бельчонок спрятался в дупле. Лисичка с зайчонком спрятались за кустом, а два других зайчонка спрятались за дерево. Остался еще один бельчонок, он долго думал, куда спрятаться и залез под корзину (она была пустая и легко перевернулась). Медвежонок тоже быстро нашел своих друзей.

    Образование падежных конструкций с несколькими предлогами (ИЗ, К, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД,  С, В).

-К чему подошел медвежонок и нашел лисичку? (Медвежонок подошел К кусту.)

-Где прятался бельчонок? (Бельчонок прятался В дупле.)

-Откуда вылез этот бельчонок? (Этот бельчонок вылез ИЗ дупла.)

-Откуда вылез другой бельчонок? ( Другой бельчонок вылез ИЗ-ПОД корзины.)

-С кем пряталась лисичка за кустом? ( Лисичка пряталась С зайчонком.)

-Откуда вышли двое зайчат? (Двое зайчат вышли ИЗ-ЗА дерева.)

Наигравшись в "Прятки", зверята решили бегать наперегонки. Вот они встали на "Старт". (Герои выстроились в ряд.)

    Образование падежных конструкций без предлогов и с предлогами МЕЖДУ, ОКОЛО.

-Кому удалось встать первым? ( Медвежонку удалось встать первым.)

-Кто стоит  около медвежонка? ( Около медвежонка стоит лисичка.)

-Кто стоит между лисичкой и зайчонком? (Между лисичкой и зайчонком стоит  бельчонок.) и т. д.

Вот зверята побежали, обгоняя друг друга. Всем было весело. У всех было прекрасное настроение! Но наступил вечер и мамы позвали своих деток домой. Полянка быстро опустела. А завтра друзья снова встретятся и будут играть на своей любимой лесной полянке.

    Согласование числительных с существительными в падеже.

-Кто играл на полянке? (Один медвежонок, одна лисичка, ДВА бельчонка, ТРИ зайчонка.)

-Со сколькими зайчатами играли зверята? (Зверята  играли с ТРЕМЯ зайчатами.)

-Со сколькими бельчатами играли зверята? (Зверята играли с ДВУМЯ бельчатами.)

-Мамы позвали своих деток домой, кого не стало на полянке? (На полянке не стало медвежонка, лисички, ДВУХ бельчат и ТРЕХ зайчат.)

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Веселая полянка" (для детей 5-6 лет)

Дидактическая игра направлена на обучение детей ориентироваться на ограниченной территории, находить правую и левую стороны, располагать силуэты в соответствии с заданием воспитателя, отражать в речи ...

Дидактическая игра «Веселая полянка»

МБДОУ «Большеелховский  детский сад  №1 комбинированного вида»  Игра  в дошкольном возрасте - ведущая  деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физи...

Дидактическая игра "Разноцветная полянка" для детей младшего дошкольного возраста

Дети находят каждому цветку соответствующую бабочку по цвету и величине....

Дидактическая игра "Грибная полянка"

Съедобные  не  съедобные  грибы...

Дидактическая игра "На полянке"

Игра на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет...

Дидактическое пособие "Лесная полянка"

Дидактическое пособие "Лесная полянка"...