Рекомендации по обучению грамоте для родителей будущих первоклассников
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цымбалова Татьяна Васильевна

Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

1.     Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

2.     Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.

3.     Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.

4.     Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)

5.     Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»

6.     Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:

Ø «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.

Ø Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове

Ø Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

1.     Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.

2.     Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,

¨     Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)

¨     Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)

¨     Назови сам слова на звук «а»

¨     Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»

¨     Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»

¨     Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».

¨     Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.

3.     Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

4.     Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.

5.     Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

6.     Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.

7.     Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ

8.     Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.

9.     Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими

10.           После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.

11.            Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

для родителей будущих первоклассников

  Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:

  1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
  2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
  3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
  4. Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
  5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
  6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
  • «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
  • Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
  • Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях

При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:

  1. Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
  2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
  • Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
  • Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
  • Назови сам слова на звук «а»
  • Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
  • Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
  • Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
  • Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии?  Произнеси так, чтобы мы услышали.
  1. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв,  например,

           Покатилось колесо, превратилось в букву О.

           У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

           А - как лесенка стоит – начинает алфавит.

           Влез на букву озорник, он решил, что П – турник

           Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

           В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата

           На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)

   Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.

  1. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
  2. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти    к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения  читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.

             НА    НО    НУ   НЫ   НИ

             СА    СО    СУ   СЫ    СИ

     Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.

  1. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
  2. Обратите внимание на разницу чтения слогов     АР-РА, УС-СУ
  3. Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
  4. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
  5. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
  6.  Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей будущих первоклассников по повышению мотивации ребенка к обучению в школе

Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. И к такому моменту, как поступление ребенка в школу, родителям нужно подготовиться заранее и тщательно.Многие ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Психологическая готовность детей к школьному обучению (собрание для родителей будущих первоклассников)

Определение психологической готовности. Интеллектуальная, личностная (социальная), мотивационная, речевая, физическая готовность.  Развитие мелкой моторики рук. Психологическая подготовка ребенка...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Основы обучения грамоте»

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников   «Основы обучения грамоте»  Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамо...

Рекомендации по обучению грамоте родителям будущих первоклассников

Большинство родителей думают, что достаточно выучить с ребенком буквы - он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольник...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Обучение дошколят элементам грамоты"

Уважаемые коллеги, данную интерактивную Памятку можно использовать на логопедических тренингах как для педагогов, так и для родителей.С помощью презентации Вы сможете систематизировать свои знания при...