Как правильно учить детей читать.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Сафронова Татьяна Александровна

Рекомендации родителям дошкольников по изучению букв, слитному чтению слогов и слов, предостережение от ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как правильно учить детей читать.14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно учить детей читать.

  У кого из современных родителей не возникало желание научить ребёнка читать? Многие не задумываются о большой ответственности, когда принимаются «учить» с ребёнком буквы. Считают, что сделать это необходимо как можно раньше. И… тех, кто не получит квалифицированные советы педагогов, поджидает первая ошибка. Может быть кто-то её уже допустил. Не следует полагаться на многочисленные в продаже книжки-азбуки, где буквы предъявляются в алфавитном порядке и сопровождаются рисунком и четверостишием. Купив такую «Азбуку в картинках», взрослый ожидает, что этим он сделал всё, чтоб освоить с ребёнком навык чтения. И начинают заучивать буквы. Одну за другой в алфавитном порядке. Да ещё родители называют их с гордостью так, как буквы называются в алфавите (ка, эль, ша…), проявляя свою, ненужную в данном случае, компетентность.  И…. О, ужас!  Буквы с горем пополам освоили, а чтения нет.  Слово МАМА ребёнок пытается прочитать как ЭМ А ЭМ А. Или того хуже: МАШИНА АЙБОЛИТ МАШИНА АЙБОЛИТ (если буквы М А в его азбуке ассоциировались с такими рисунками). Ребёнок хотел читать, но неудача «подрезала ему крылья» и теперь он сопротивляется попыткам родителя привлечь его к чтению.

В чём же дело?  Секрет в том, что буква представляет собой знак, символ, обозначение речевого звука. Называя букву так же, как и звук («К» , «Л» , «Ш»), мы облегчаем ребёнку предстоящую задачу слияния звуков в слог. И именно этот этап слияния является «проблемным» для родителей. Но главное, о чём не задумываются родители, что сложный процесс усвоения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. Сначала гласных, затем губных и ранних в появлении согласных. И только затем предлагаются буквы, являющиеся графическими изображениями звуков.

Осознанию звуковой структуры слова посвящены коррекционные занятия логопеда. Многочисленные игры и задания разовьют фонематический слух ребёнка.  Добуквенный  период очень важен. Здесь следует помнить: Тише едешь- дальше будешь. Чутко следите за развитием фонематических способностей ребёнка и не спешите предъявлять ему новые буквы. К 5-6 годам ребёнок уже способен их запоминать. Но важно соблюдать принцип: ЗВУК- БУКВА.  И не следует ждать изучения большого количества букв для начала чтения. Узнали 3-4 буквы и приступайте к звукослиянию.  Последовательность изучения звуков предусматривает ПРОГРАММА коррекционного логопедического детского сада. А вот изучение букв не является обязательным в дошкольном периоде, зачастую – это инициатива педагогов, т.к. обучение грамоте способствует успешной коррекции. Таким образом, идя шаг за шагом вместе с вашим педагогом, вы можете внести неоценимый вклад в формирование навыка чтения у детей.

Осваивая постепенно звукослияния, ребёнок овладевает послоговым чтением. Важно как можно быстрее преодолеть стремление ребёнка к побуквенному чтению. Будьте терпеливы и тактичны. Пропевайте слоги вместе, хвалите и стимулируйте малыша. Отнеситесь с пониманием к его энергозатратам. Ведь его зрительные возможности ограничены пока восприятием лишь одной буквы, а не нескольких букв. Значит, мы спокойно тянем букву (как звук) и поджидаем , пока у ребёнка происходит мыслительная обработка двух (трёх) графических символов и он читает нам слог.

Важно читать вслух, т.к. понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознанность чтения прививаем с первых прочитанных слов. Зачастую родители гордятся читающим ребёнком, который выучился механическому слиянию букв, но не понимает смысла прочитанного. Это очередная ошибка. Лучше меньше, да лучше. Лучше текст будет маленький, но понятый ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

"Как правильно учить детей читать"

Не для никого уже не секрет, что к первому классу ребенок уже должен уметь читать! Если же ребенок таковым навыком не владеет, то ему очень тяжело усваивать новый материал на уроке, поскольку педагог ...

Как правильно учить ребенка читать

Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни ребенка огромна. Хорошая книга – и воспитат...

Как правильно учить ребенка читать и писать?

Как правильно учить ребенка читать и писать?...

Консультация для родителей "Учим детей читать правильно"

В материале раскрывается тема обучения чтению: роль правильного чтения для развития детей, как определить, что пора учиться читать, с чего начинать и как правильно учить ребёнка читать....

Презентация для родителей "Как правильно учить детей читать и писать"

В данной презентации родителям в помощь предлагается материал по обучению детей грамоте....

Презентация "Как правильно учить детей читать и писать"

В презентации содержатся материалы в помощь родителям по подготовке детей к обучению грамоте....