Дидактические игры и наглядно – игровые упражнения по формирования ЗКР
методическая разработка по логопедии на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Картотека дидактических игр и наглядно-игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи дошкольников (автоматизация изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Дидактические игры и

наглядно – игровые упражнения

по формирования ЗКР 

(автоматизация изолированных звуков,

автоматизация звуков в слогах).

        

Кто дольше?

Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.) Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуком.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

Научи Петрушку.

Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя. Петрушка – ученика.

Поедем на машине.

Игра используется для автоматизации звука «Р». В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу и т.д.). Ребенок ставит палец на начала маршрута и, длительно произнося «р», ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука «л» выбирается образ гудящего парохода или самолета, для «З» - комарика, для «Ж» - жука и т.д.

Повтори для мишки.

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори еще раз! и т.д.

Давай проверим!

При выполнении домашнего задания  ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое занятие выполняется под контролем родителей.

Пальчики здороваются.

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Говорящие руки.

Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука «Ш». Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить «ш», а правую- «а». Давай попробуем! Логопед берет своей рукой  левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение «ш» с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить «а». Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: ш –а, ш – а. Постепенно пауза между «ш» и «а» сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх  и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой  пишется необходимый согласный звук. На лепестках ромашки пишутся гласные звуки. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Раз – шажок, два – другой…

Ребенок стоит – руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Прокати мяч.

Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог, или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги: ша – са, ко – го, зу – жу и др.

Альвухина Татьяна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Мастер-класс для педагогов "Формирование грамматического строя речи: дидактические игры и игровые упражнения."

               Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по использованию игр и игровых уп...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...