КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Плясова Анна Андреевна

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился  произносить сложные звуки  С, З, Ш, Ж, Л, Р его губы , язык должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы  от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым  необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

                                        

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился  произносить сложные звуки  С, З, Ш, Ж, Л, Р его губы , язык должны быть сильными и гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы  от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым  необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста.
  2. Детям легче будет преодолевать свои речевые дефекты, когда начнут заниматься с логопедом:  их мышцы уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика полезна детям, у которых

 « каша во рту » , то есть вялое звукопроизношение.

Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений.

1. Познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка. Артикуляционные упражнения повторяйте не менее  5-6 раз.

2.Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом. Как только ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.

3.Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять под счет.

4.Лучше заниматься  2 раза в день:  утром и вечером в течение  5-7 минут, в зависимости от возраста  и усидчивости ребенка.

5.Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

6.Проводите упражнения в игровой форме - это предупредит утомление и заинтересует ребенка.


ПРИМЕРЫ  АРТИКУЛЯЦИОННЫХ  УПРАЖНЕНИЙ.

ЧАСИКИ.

Цель: развиваем подвижность языка.

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта,  то к правому. Повторить 10 раз.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

МЕСИМ ТЕСТО.

Цель: массаж языка.

Улыбнуться, широко открыть рот. Покусать язык зубами- та-та-та, пошлепать язык  губами: пя-пя-пя; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнем, мнем , мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем

Выпекать пирог поставим.

ГРИБОК.

Цель: вырабатываем способность удерживать

артикуляционную позу.

Улыбнуться, широко открыть рот, «приклеить» язык ( присосать) к  нёбу. Рот широко открыт.

Под березой, у дорожки

Гриб растёт на  толстой ножке.

Гриб в лукошко мы положим:

Мимо мы пройти не сможем.

ФУТБОЛ.

Цель: развиваем подвижность языка.

Рот  закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались « мячики».

Во дворе народ толпиться:

там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   СЛУХА.

Фонематический слух - врожденная способность различать звуки родного языка. Основная функция: смыслоразличительная. При сохранном фонематическом слухе можно без труда отличить слова, например:

сорт - трос-торс    или    тапки-шапки, удочка-уточка.

Фонематический слух необходим для различения слов, отличающихся одним звуком. Развитие фонематического слуха – важнейшая предпосылка  обучения детей чтению. Необходимо знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и  сходно, что звуки в слове произносятся  в определенной последовательности, знакомить  с многообразием слов  и разнообразием звуков окружающего мира. Можно включать активную деятельность различные анализаторы:

 ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР -упражнения на узнавание и нахождение предмета по слову, загадке, рисунку.

 ТАКТИЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР-игра  « Чудесный мешочек». Ребенок узнает предметы наощупь.

 СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР-словесные игры без опоры на рисунок.

                                           

ЗАДАНИЯ.

 Звук С .

Цель: развиваем способность самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает звука С. Тренировка слухового анализатора.

Чтобы ноги отдохнули, посиди- ка ты на стуле.

Светит весело в оконце, ну конечно, это солнце.


Звуки З, Ш, Ж.

Цель: тренировка слухового анализатора. Расширение знаний об окружающем мире. Тренировка органов артикуляционного аппарата.

« Веселая полянка».

Как поет жук?    Ж- Ж- Ж.

Как поет большой комарик?  З- З- З.

Как поет маленький комарик?  ЗЬ- ЗЬ- ЗЬ.

Песенка ветерка: Ш-Ш-Ш

 Цель: развиваем способность различать слова, которые отличаются одной буквой, учим правильно их использовать в тексте. Развиваем зрительный анализатор ( опора на картинку).

Мама с бочками ( дочками) пошла

По дороге вдоль села.

 

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота, надоело.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

с длинными усами!

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран ( банан).


Артикуляционная гимнастика для детей младшего возраста.

Выполнять упражнения перед зеркалом. Повторять от двух до пяти раз.

  1. Плавное и медленное закрывание и закрывание рта.
  2. Вытягивание губ вперед ( трубочкой ) и растягивание их в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов.
  3. Движение языка вперед и глубоко назад, при широко открытом рте.
  4. Поднимание языка вверх на верхнюю губу и опускание вниз на нижнюю губу.
  5. Поднимание языка за верхние резцы и опускание за нижние.
  6. Повороты языка вправо и влево к уголкам губ. Следить, чтобы не двигалась челюсть вместе с языком.

7.        Повороты языка в стороны до упора кончиком языка в каждую щеку.
Рот широко открыт.

8.        Круговые движения языка. Язык, медленно двигаясь, облизывает сначала
верхнюю, а затем нижнюю губу.

9.        Пощелкивание кончиком языка, рот открыт.
Подражание цоканью копыт лошади о мостовую.

10.        Направление губами выдыхаемой струи воздуха на кончик вынутого
языка.

Следить, чтобы не надувались щеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация для родителей на тему "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Консультация для родителей на тему " Для чего нужна артикуляционная гимнастика"...

Консультация для родителей на тему «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференциров...

Консультация для родителей на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

С помощью данного материала родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна. Так же даны рекомендации по проведению артикуляцинной гимнастики....