Консультация для родителей на тему "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии (средняя группа)

Консультация для родителей на тему " Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

44

                 

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте-одна из важнейших задач, которые перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое небо, губы, щеки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика- это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут перед зеркалом.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами).

У нас, взрослых,  артикуляция-автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Интересней всего артикуляционную гимнастику проводить в виде сказки или со стихотворением. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

1.   Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети самостоятельно начинают говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.   Дети со сложными нарушениями в речи смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.   Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Для детей с правильным, но вялым звукопроизношением и связной речью артикуляционная гимнастика так, же полезна.

5.  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения сначала нужно выполнять медленно, перед зеркалом, потому что ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)? И просить чтобы ребёнок учился давать полные ответы.

•        Потом темп упражнений можно увеличить и выполнять его быстрее. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•        Лучше заниматься утром и вечером или 2 раза в день в любой удобный период в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

•        К детям 5-6 лет требования более усиленное чем к детям 3-4 лет движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

•        Перед занимательной игрой создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой , по окончанию обязательно похвалите за старания.

•        Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

•        Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

•        Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения, например:

•        «Заборчик»,

•         «Дудочка»,

•        «Чашечка»,

•        «Грибочек»,

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

•        «Окошко»;

•        «Маляр»;

•        «Лошадка»;

•        «Меси тесто»;

•        «Чистим зубки»;

•        «Лошадка»;

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился  произносить сложные звук...

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию зву...

Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Важность артикуляционной гимнастики для ребёнка....

Консультация для родителей: Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Июль 2017г

В статье отражены цели артикуляционной гимнастики и даны рекомендации родителям о проведении гимнастики в домашних условиях....