Консультация для родителей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"
консультация на тему

Бабась Лариса Владимировна

Консультация содержит методику проведения артикуляционной гимнастики в игровой форме и практический материал - артикуляционные сказки для дошкольников, чистоговорки и скороговорки на автоматизацию звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 37

                                                       (Консультация для родителей)

                                                                                              Учитель-логопед: Бабась  Л.В.  

           

     Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

     Чтобы малыш научился произносить сложные звуки («с», «з», «ш», «ж», «л», «р»), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

     Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

     1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

     2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

     3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

     4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

     Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала необходимо познакомить ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На первом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза, а затем не менее 5-6 раз.

     Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

     Рекомендации к проведению упражнений:

     - Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

     - Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

     - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

     - Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите , чтобы они усвоили основные движения.

     - К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

     - В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.  

     - Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжон, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

     Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Желаем успехов!

СКАЗКА «З О О П А Р К »

 

     Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

БЕГЕМОТИКИ.

     Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был...бегемот. Давай и мы превратимся в бегмотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

   Рот пошире открываем ,

 В бегемотиков играем:

     Широко раскроем ротик,

     Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

                                                                   До пяти считаю я.

 А потом закроем рот –

                                                                    Отдыхоет бегемот  

                                         О.Перова.

ЛЯГУШКИ.

     Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а,ква-а-а. Это были..... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

   Подражаем мы лягушкам:

      Тянем губы прямо к ушкам.

   Вы сейчас тяните губки –

                                                                  Я увижу ваши зыбки.

   Мы потянем – перестанем

 И нисколько не устанем.

СЛОН.

   1. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же.....слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.

     2. Смотрит Язычок на слона,а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка.

Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать»водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

     Буду подражать слону!

      Губы «хоботком» тяну.

  А теперь их отпускаю

    И на место возвращаю.

ЗМЕЯ.

     Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это...змея. Давай изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы змее,

       С ней мы будем наравне:

        Высунем язык и спрячем,

    Только так, а не иначе.

ЛОШАДКА.

   Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатится: «Лошадка, покатаешь меня?». А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

А – весёлая лошадка,

   Тёмная, как шоколадка.

             Язычком пощёлкай громко –

                  Стук копыт услышишь звонкий.

РАСЧЁСКА.

    Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами.  «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая » его.

С волосами я дружу,

    Их в порядок привожу.

       Благодарна мне причёска.

        А зовут меня ...(расчёска).

ЧАСИКИ.

    Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Тик-так, тик-так.

      Язычок качался так,

          Словно маятник часов.

             Ты в часы играть готов?

ШАРИКИ.

    Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

          Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

     Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошёл домой.

     Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом?  Покажи этих животных.

Указание для взрослых: вы должны следить, чтобы ребёнок выполнял упражнения правильно и чётко, вначале – под счёт взрослого

ПОЕЗД

(игра для развития силы голоса)

     Перед тобой три поезда, которые едут и гудят.

1 . Угадай, какой поезд гудит вот так: ТУ- ТУ-ТУ! (Взрослый гудит очень громко).

Какой поезд гудит вот так: ту-ту-ту! (Взрослый гудит голосом средней силы.)

А какой поезд гудит так: ту-ту-ту? (Очень тихо.)

2. Теперь ты погуди, как поезд, который едет рядом с нами;

 Как поезд, который удаляется от нас;

 Как поезд, который находится очень далеко от нас.

ТРИ МЕДВЕДЯ

(игра для развития высоты голоса).

  1. Вспомни сказку «Три медведя». Как зовут медведя-папу, медведицу-маму и медвежонка?
  2.  Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок? (Взрослый рычит голосом разной высоты. Самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама.)
  3. Изобрази, как рычит медвежонок Мишутка, мама-медведица и папа-медведь.
  4. Угадай, кто это говорит:
  • КТО СИДЕЛ НА МОЁМ СТУЛЕ? (низким голосом);
  • Кто сидел на моём стуле? (средним голосом);
  • Кто сидел на моём стуле? (высоким голосом).
  1. Покажи разными голосами (изобрази), как горорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.

СКАЗКА «ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА»

  1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.

     2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.

     3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

ЁЖИК, ЦВЕТЫ.

  1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был ... ёжик. Он бегел в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.

Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

  1. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Описание упражнения: вдох через нос – «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

   У меня в иголках шёрстка

   И в норе запасов горстка.

   Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый ёж!

                                    О.Перова.

ФУТБОЛ.

       1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.

Описание упражнения: рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

2.Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дольше мяч загонит.

Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

     И вратарь наш, Генка Спицин,

Пропустить не должен мяч.

                                                               Потому что наблюдает

                                                               За игрою из окна

                                                               Катерина. Всякий знает

                                                               Генке нравится она.

КАЧЕЛИ.

     После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Описание уоражнения: улыбнуться открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.  

Сели дети на качели

 И взлетели выше ели.

          Даже солнышка коснулись,

        А потом назад вернулись.

ИНДЮК.

     Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была....

        Я – индюк «балды - балда».

Разбегайтесь кто куда.

МЕСИМ ТЕСТО.

     Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та...; пошлёпать язык губами – пя-пя-пя..; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Тесто мнём. мнём, мнём,

  Тесто жмём, жмём, жмём,

   После скалку мы возьмём,

                                                                 Тесто тонко раскатаем,

   Выпекать пирог поставим.

       Раз , два, три, четыре, пять –

                                                                 Не пора ли вынимать?

                                 О.Перова

БЛИНЧИКИ.

     Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

Испекли блинов немножко,

                                                               Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

                                                               Пригласим к обеду маму.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.

  1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

  1. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

        Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

  Чтоб варенье с губ убрать,

                                                              Ротик нужно облизать.

ЧАШКА.

     Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

    Вкусных мы блинов поели,

                                                              Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

     Чашку с чаем представляем.

ЧИСТИМ ЗУБКИ.

  1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки,а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошёл умываться и .... правильно, чистить зубки.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами ( рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

  1. После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!

Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.

Умылся Язычок и пошёл спать.

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.

КОЛОБОК

(игра для развития высоты и тембра голоса)

  1. Рассмотреть картинку к сказке «Колобок», назвать сказочных героев.

  1. Угадай, кто это говорит. (Взрослый говорит за зайца, медвдя и лису разными голосами.)

  1. А теперь ты сам превратись в зайца, медведя и лису и скажи: «Колобок, колобок, я тебя съем!» разными голосами.

ЛЯГУШКИНА СЕМЕЙКА

(игра для развития речевого слуха)

     На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок.

Лягушка-папа квакал вот так: ква-ква.

Лягушка-мама квакала вот так: ква-ква-ква.

А лягушонок пел песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.

  1. Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку – маму, лягушонка и лягушку – папу.)

  1. А теперь ты сам поквакай: как лягушка-папа, как лягушка –мама, как лягушонок.

СКАЗКА

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯЗЫЧКА.

ЛЯГУШКА И СЛОНИК.

     Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

       Раз – лягушка с толстым брюшком,

Два – большой и добрый слон.

                                                         Ежедневно на опушке,

                                                         Посадив её в кадушку,

                                                         Как под душем, ту лягушку

                                                         Поливал из шланга он.

КИСКА СЕРДИТСЯ.

  1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть,а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

  1. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

 Выгляни в окошечко –

  Там увидишь кошечку.

    Кошка спинку выгнула,

 Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска –

 Не подходите близко!

ПАРУС.

     Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Лодочка под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

МАЛЯР.

     Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

                                                                И поселок не узнал:

           Каждый столб и каждый дом

   Был покрашен маляром.

                 Если хочешь жить, как в сказке,

        Позови на помощь краски!

ГРИБ.

     Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко.

Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, преложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой,у дорожки

            Гриб растёт на толстой ножке.

         Мимо мы пройти не сможем,

          Гриб в лукошко мы положим.

ДЯТЕЛ.

  1. Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх – а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгалю

  1. Потом дятел стал стучать по- другому: «Д-дд, Д-дд...»(выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.

  1. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д....».Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

   Клювом по нему стучит.

         Стук да стук, стук да стук –

   Раздаётся громкий звук.

КОМАРИК.

     Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

                                                               Прилетает по ночам,

Не даёт заснуть он нам:

        Зло звенит, над ухом вьётся,

 Только в руки не даётся.

ГАРМОШКА.

     Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он слышит весёлые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

     Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (см. упр. «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

       Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

                                                               Язычок не отпускаем,

  Только ротик открываем.

      Раз, два, три, четыре,  пять,

    Нам не трудно повторять!

                                                              О.Перова.

ЗАВЕДИ МОТОР.

  1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения: улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын..» (сначала медленно, потом все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

  1. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН-дын-дын, ДЫН-дын-дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

                                                               По шоссе машина мчит,

                                                                     Во все стороны рычит.

За рулём лихой шофёр,

              «Дын-дын-дын» - гудит мотор.

           Ну, давай поможем зайке:

     Заведём скорей мотор.

        И до солнечной лужайки

                                                                     Довезёт его шофёр.

       По ухабам серый зайка -

                   «Дын-дын-дын» - летит вперёд,

                                                                     И успеет на лужайке

   Прополоть он огород.

СКОРОГОВОРКИ

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Дом у дуба,

Дуб у дома.

Дудку дал Додону дед,

Дед, которому 100 лет.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тут и там топает гиппопотам.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

Топает гиппопотам тут и там.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

(С, СЬ).

У маленького Сани сани едут сами.

Сухой сук нёс барсук

(Нёс барсук сухой сук).

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Съел Слава сало

Да сала было мало.

На горе на горке

Лежит сырок

С красивой красной коркой.

Сорок сорок

В короткий срок

Съели сырок.

Сидит Алеся с печки ноги свеся,

Алеся, не смейся, а на печи грейся.

( Ш ).

Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Кукушка купила ушат,

Решила купать кукушат.

Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей.

У крошки матрёшки

Пропали серёжки.

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.

Слушали старушки,

Как куковали кукушки на опушке.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке – кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Справа от дорожки –

Заросли морошки.

Я сверну с дорожки –

Наберу морошки.

Три избушки у речушки,

Над избушками – пичужки.

( Л, ЛЬ).

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

Колпак под колпаком,

Под колпаком колпак.

Свёкла у Фёклы сохла и мокла,

Мокла и сохла, пока не засохла.

Пилит Филипп полено из лип,

Затупил пилу Филипп.

(Р, РЬ).

Трое трубачей трубят в трубы.

У Кондрата куртка коротковата.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре барбариску.

Тридцать три старушки в ряд

Тараторят, говорят.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Три сороки- тараторки

Тараторили на горке.

Три сороки – три трещётки

Потеряли по три щётки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – ещё позавчера.

Играл Егорка с Игорьком,

Скатился с горки кувырком.

Белые бараны били в барабаны.

Без разбора били, лбы себе разбили.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала и приговаривала.

Сорока с вороной спорила,

Тараторила, тараторила,

Ворону переспорила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Помощь родителям, которые хотят помочь своему ребёнку исправить звукопроизношение....

Консультация для родителей: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Это статья для тех родителей, кто хочет помочь своим деткам....

Консультация для родителей и воспитателей "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность осво...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА»

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы малыш научился  произносить сложные звук...

Консультация учителя-логопеда. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Рекомендации к проведению упражнений...

Консультация "Для чего нужна артикуляционная гимнастика"

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные ...