Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Прыгунова Лариса Владимировна

1.     Актуальность проблемы.

         Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ.  В период,  когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный,  перед  ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.

       В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным. Изучив работы  И.К. Воробьева, М.Ю.Галаниной, Н.Н.Кулишова, О.И.Кукушкиной, анализируя собственный многолетний опыт  работы педагогом-психологом и учителем-логопедом, можно сделать вывод:

Ø Компьютерные  технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. 

Ø Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.

Ø Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

           Индивидуализация воспитания и образования помогает создать оптимальные условия для развития личности дошкольника и основывается на знании индивидуальных особенностей.  В рамках нашего МДОУ индивидуализация понимается,  как создание индивидуальной образовательной программы для ребенка, имеющего не только речевые проблемы, но и проблемы в умственном и психическом развитии.

            Собственный опыт работы с детьми ОНР позволяет  выделить три основных группы дошкольников, коррекция речевых недостатков которых предполагает внедрение индивидуальных образовательных  программ.

Группа №1: Дети «группы  риска» - соматически ослабленные дети. Это дети,  психическое развитие которых близко к норме. Их продвижение в обучении достаточно адекватно коррекционно-развивающим воздействиям, в поведении и деятельности не обнаруживается серьезных проблем, но вследствие частых пропусков  по  болезни, программа усваивается не в полном объеме. 

Группа №2: Дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении. Эти дети отличаются слабостью саморегуляции во многих ее проявлениях, низкой концентрацией внимания, ослабленной произвольностью психических процессов. Их проявления в поведении и деятельности имеют выраженную динамичность, стремление к двигательной активности, возбудимость.

Группа №3: Дети с нарушениями познавательной деятельности, с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция). 

Для таких детей  в качестве общих проявлений характерны:  пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, заторможенность, инертность, безынициативность.

   Такая дифференциация  нужна для того, чтобы помочь педагогам организовать обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействии в ходе учебной и иной деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lv_4.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.

Содержание.

  1. Актуальность проблемы.  Стр. 3 
  2. Индивидуально-ориентированная коррекционно -  развивающая программа для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.4
  1. Задачи и принципы построения индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ. Стр.4
  2. Модель индивидуально-ориентированной коррекционно - развивающей  программы. Стр.5
  1. Использование  информационных технологий в  индивидуально-ориентированной  коррекционной программе  развития ребенка. Стр.7
  1. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста «Игры для Тигры» автор Лизунова Л.В. Стр.8
  2. Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. Стр.8
  3. Специализированная компьютерная программа «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Стр.9
  4. Структура индивидуальных занятий с применением компьютерных технологий, проводимых в рамках индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы. Стр.10
  5. Примерное планирование  использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы с детьми ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.11
  1. Выводы. Стр.14

  1. Приложение.

Приложение5.1. Заполненный образец ндивидуально-ориентированной коррекционно – развивающей  программы для ребенка с ОНР старшего дошкольного возраста. Стр.16

Приложение5.1.1. Базисный модуль. Стр.16

 Приложение5.1.1.1. Общие сведения о ребенке. Стр.16

 Приложение5.1.1.2. Анамнез физического и речевого развития. Стр.16

 Приложение5.1.1.3. Анкета для родителей. Стр.17

 Приложение5.1.1.4. Выписка из протокола ЦДиК. Стр.18

 Приложение5.1.2. Диагностико – оценочный модуль. Стр.19 Приложение5.1.2.1. Таблица результатов первичной, промежуточной, итоговой диагностики речевого развития. Стр.19

 Приложение5.1.2.2. График результатов первичной, промежуточной, итоговой диагностики речевого развития Лутова Ивана, воспитанника старшей группы  для детей с ОНР (первый год обучения). Стр.21

Приложение5.1.3. Коррекционно – развивающий модуль. Стр.22 

 Приложение5.1.3.1. Индивидуальный подбор коррекционно-педагогических технологий учителем-логопедом. Стр.22

Приложение5.1.3.2. Цикл индивидуальных занятий по звукопроизношению с применением компьютерных технологий для детей с ОНР  (старшая группа, 2 – 3 период обучения. Стр.25

Приложение5.1.4. Консультационно – профилактический модуль. Стр.35

Приложение5.1.4.1. План индивидуальных консультаций  учителя - логопеда с родителями Лутова Ивана на 2008 – 2009 учебный год. Стр.35

Приложение5.2. Результативность применения компьютерных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда. Стр.36

  1. Литература. Стр.37

  1. Актуальность проблемы.

         Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ.  В период,  когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный,  перед  ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.

       В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным. Изучив работы  И.К. Воробьева, М.Ю.Галаниной, Н.Н.Кулишова, О.И.Кукушкиной, анализируя собственный многолетний опыт  работы педагогом-психологом и учителем-логопедом, можно сделать вывод:

  • Компьютерные  технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.  
  • Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.
  • Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.

           Индивидуализация воспитания и образования помогает создать оптимальные условия для развития личности дошкольника и основывается на знании индивидуальных особенностей.  В рамках нашего МДОУ индивидуализация понимается,  как создание индивидуальной образовательной программы для ребенка, имеющего не только речевые проблемы, но и проблемы в умственном и психическом развитии.

            Собственный опыт работы с детьми ОНР позволяет  выделить три основных группы дошкольников, коррекция речевых недостатков которых предполагает внедрение индивидуальных образовательных  программ.

Группа №1: Дети «группы  риска» - соматически ослабленные дети. Это дети,  психическое развитие которых близко к норме. Их продвижение в обучении достаточно адекватно коррекционно-развивающим воздействиям, в поведении и деятельности не обнаруживается серьезных проблем, но вследствие частых пропусков  по  болезни, программа усваивается не в полном объеме.  

Группа №2: Дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении. Эти дети отличаются слабостью саморегуляции во многих ее проявлениях, низкой концентрацией внимания, ослабленной произвольностью психических процессов. Их проявления в поведении и деятельности имеют выраженную динамичность, стремление к двигательной активности, возбудимость.

Группа №3: Дети с нарушениями познавательной деятельности, с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция).  

Для таких детей  в качестве общих проявлений характерны:  пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, заторможенность, инертность, безынициативность.

   Такая дифференциация  нужна для того, чтобы помочь педагогам организовать обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействии в ходе учебной и иной деятельности.

  1. Индивидуально-ориентированные

 коррекционно-образовательные программы.

          Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей с общим недоразвитием речи не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.

               Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений,  как системных, представляющих собой сложный комплекс дезонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно-логопедической, но и психолого-педагогической направленности.

  1. Задачи и принципы построения индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

Разрабатываемые мною индивидуальные программы направлены на решение следующих задач:

  • предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;
  • создание условий для обеспечения комплексной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого-педагогической диагностики;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

На современном этапе развития коррекционной педагогики общепринятой структуры  индивидуальной образовательной программы не существует, но в разработку собственной структурной модели индивидуально-ориентированной образовательной программы были положены следующие принципы:

Принципы построения индивидуально-образовательных программ:

  • Систематическая ступенчатая диагностика;
  • Индивидуальный подбор педагогических технологий;
  • Контроль и корректировка;
  • Пошаговая фиксация результатов.

          Разработанная мною модель индивидуальной образовательной программы состоит из четырех  модулей: базисного, диагностико-оценочного, коррекционно-развивающего, консультационно-профилактического.

Базисный модуль

Цель: определить  стратегию построения индивидуальной образовательной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом клинической и психолого-педагогической неоднородности контингента воспитанников с общим недоразвитием речи.

В структуру базисного модуля входят следующие данные:

  • Общие сведения о ребенке;
  • Анамнез физического, психического и речевого развития;
  • Анкетирование родителей;
  • Сведения специалистов ЦДиК и медицинских работников.

Диагностико-оценочный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня психоречевого развития ребенка.

 Цель:  введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения речи детей в различных видах деятельности (на занятии, в самообслуживании, игре, межличностном общении, в семье).

Структура построения, данного модуля, основывается на ряде положений
Л.С. Выготского и  основных  принципах диагностики:

  • комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов - логопеда, психолога, педагогов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности;
  • учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития;
  • выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.

Методы диагностики ребенка с общим недоразвитием речи традиционны:
-  изучение медицинской и психолого-педагогической документации;
- наблюдение за ребенком в естественных и специально организованных условиях;
- беседа с ребенком и его родителями;
- логопедическое и психолого-педагогическое обследование.
          По окончании обследования составляется  заключение, в котором дается детальная характеристика речи ребенка, указываются особенности его познавательной деятельности, характеризуются внимание, память, мыслительные процессы, отмечаются возможности обучаемости, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию речи.
Коррекционно-развивающий модуль основывается  на результатах комплексной диагностики и оценке уровня психофизического развития ребенка с ОНР, обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждения трудностей в овладении речью дошкольником.
 Цели модуля - создание оптимальных условий для динамичного речевого развития ребенка с ОНР в соответствии с его возрастными и индивидуально-психологическими особенностями; нормализация и совершенствование познавательной деятельности; компенсация недостатков развития, через  выбор наиболее эффективных средств, технологий обучения и оптимального содержания образования.

Структура модуля:
- нормализация артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания, голоса;
- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);

- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие лексических значений слов;
- развитие способности словоизменения;
- развитие способности словообразования;
- развитие структуры предложения: нераспространенного и распространенного, простого и сложного;
- развитие связной речи: диалогической и монологической.

Консультационно-профилактический модуль. 

Цель: оказание своевременной профилактической помощи воспитанникам и осуществление преемственности всех специалистов МДОУ (учителя-логопеда, педагога- психолога,  воспитателя и медицинских работников) и родителей воспитанников.

Структура:

  • планы психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей дошкольников.
  • рекомендации врачей-специалистов и специалистов, работающих в МДОУ.

  1. Использование информационных технологий в рамках индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

Для оптимизации коррекционного процесса и осуществления качественной индивидуализации обучения детей с ОНР, создания  высокой мотивационной готовности к обучению, заинтересованности к логопедическим занятиям  на протяжении четырех  лет мною апробируются и применяются специализированные компьютерные технологии во всех модулях  индивидуально-ориентированной программы развития ребенка.

     Базисный модуль. Вся индивидуально-ориентированная программа  существует на электронном носителе в виде специально созданных персональных папок на каждого ребенка. В электронном виде ведется работа с документами. В индивидуализированную базу данных заносятся общие сведения о ребенке, анамнез физического и речевого развития, сведения специалистов ЦДиК и медицинских работников, анкетирование родителей. (Смотри приложение 1).

     Для диагностико-оценочного модуля мною создана первичная, промежуточная и итоговая диагностики, источником для создания которых послужил картинный материал, предлагаемый для обследования речи,  О.Б.Иншаковой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Г.А. Каше, Н.С.Четверушкиной.  Результаты заносятся в электронные таблицы, выстраиваются графики и диаграммы, которые позволяют наглядно отслеживать динамику речевого развития ребенка.  (Смотри приложение 1).

      В коррекционно-развивающем модуле, индивидуально для каждого ребенка,  подбираются  оптимальное содержание коррекционно-образовательного процесса и  эффективные средства и технологии обучения. (Смотри приложение 1).Именно в этом блоке возможно наиболее широкое применение  специальных компьютерных программ. Преимущество их в том, что логопед имеет возможность создать занятие, исходя из поставленных целей и задач.

       Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

        В работе мною используются специализированные компьютерные программы:

  • «Игры для Тигры», автор Лизунова Л.Р.;
  • «Учимся с Логошей», автор Варченко В.И.;
  • «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К.,

 Гончарова Е.Л.

  1. Компьютерная технология коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р.).

       Специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры»  позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями речевого развития (Л.Н.Ефименковой, 1987; Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой, 1990;Г.А.Каше, 1971; Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой, 1999; Г.В.Чиркиной, 1969, 2002), а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, 2005. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений различной степени сложности.

3.2. Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей» (автор Варченко В.И.).

     Цель программно-методического комплекса «Учимся с Логошей» (авторы В.И.Варченко, Л.И.Клетнова,  А.Б.Ларина) - закрепить знания и умения, полученные в ходе  усвоения детьми программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой.  Оказать помощь в развитии речи и индивидуальных психофизических качеств детей дошкольного возраста, таких как зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память,  мышление.    Практикум содержит 20 компьютерных игр, использующих около 1000 упражнений направленных на восполнение пробелов  звуковой стороны речи, лексико-грамматического развития, восприятия, памяти, мышления, профилактике дисграфии и дислексии.

       Комплекс составлен таким образом, что его можно использовать не только в авторском варианте, но и комбинировать самостоятельно задания и игры, исходя из конкретных целей и задач.

Список игр, используемых при составлении коррекционных занятий.

Номер п./п.

Название игры

Назначение игры

Игровой персонаж

1.

«Обучение грамоте»

Знакомство с заданными звуками  (буквами).

Крот

2.

«Укажи»

Выделение слов с заданными звуками (буквами).

Лемминг

3.

«Разбей на группы»

Классификация слов с заданными звуками (буквами).

Моржи

4.

«Соедини»

Установление соответствий между словами с заданными звуками (буквами).

Тюлень

5.

«Укажи картинку»

Развитие навыков чтения.

Сова

6.

«Продолжи  узор»

Составление орнаментов из картинок.

Куропатка

7.

«Запомни»

Запоминание местоположений фигур.

Подводная лодка

8.

«Собери картинку»

Составление картинок из квадратных фрагментов.

Медведь

9.

«Раскраска»

Раскрашивание картинок.

Мольберт

10

«Анаграмма»

Решение анаграмм.

Чайка

11

«Составь слово»

Составление слов из букв заданного слова.

Ворон

  1. Специализированная компьютерная программа «Картина мира» в двух частях, авторы Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л.

  Цикл специализированных программ «Картина мира» предназначен детям старшего дошкольного возраста, нуждающимся в особой помощи в процессе обучения. Цикл состоит из двух программ:

  • «Лента времени»;
  • «В городском дворе».

Эти программы помогают выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, наблюдений и действий, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни.

3.4. Структура индивидуального занятия с использованием компьютерных технологий, проводимого в рамках индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей  программы.

        Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным.  Оно  представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка, и включает  в себя 3 основных этапа:

  1. Подготовительный.

 Направлен на  эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.

  1. Основной. 

Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Состоит из двух частей:  учебной и развивающей.

  1. Заключительный.

 Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физические и дыхательные упражнения).  

  1. Примерное планирование  использования компьютерных технологий в структуре индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ с детьми ОНР старшего дошкольного возраста.

№ п./п.

месяц

Направление деятельности, лексическая тема

Цель

Программное содержание

Компьютерное обеспечение

1.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Первичная диагностика

Изучить условия воспитания.

Выявить уровень сформированности психоречевого развития ребенка.

Диагностический материал представленный в виде презентации.

Строение тела человека

Развитие кинетической основы пальцев рук. Формирование координации артикуляционных движений. Развитие силы и длительности выдоха. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: существительные ед. и мн. Числа мужского и женского рода в  И.п., В.п.  Произношение двусложных слов с открытым слогом.

Работа с сенсорным экраном, игра «Собери яблоки». Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «С,З  ». Блок Просодика, упражнения:

Дыхание: «Ветерок»;

Слитность: «Рыбка».

Блок Лексика «Кто живет в лесу»?.  

2.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Осень, овощи, фрукты.

Развитие координации движений пальцев рук с речью. Развитие зрительно-моторной координации Формирование координации артикуляционных движений. Формирование фразы через: договаривание предложений по предметным картинкам. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам.

Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «С,З  ». Блок Просодика дыхание: «кораблик», слитность: « облако». Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. блок разбей на группы «овощи, фрукты».  Компьютерная программа «Картина  мира».  Блок «Калейдоскоп»,   упражнение: типичная картина.  

Деревья, грибы, ягоды.

3.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Одежда, обувь, головные уборы.

Развитие координации движений пальцев рук с речью. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие артикуляционного праксиса. Развитие силы и длительности выдоха. Произношение двусложных слов с открытым слогом, трехсложные слова с открытым слогом. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам. Формировать в экспрессивной речи следующие грамматические категории: существительные ед. и мн. Числа мужского и женского рода в  И.п., В.п., Р.п., П.п., Тв.п.

Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки « Ш, Ж ». Блок Просодика дыхание: Дыхание: « одуванчик»; слитность: «пузыри»; тембр: «муравей», блок Лексика: «Разложи предметы, 4-лишний, найди четвертого, что из чего».  Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко  В.И. блок Разбей на группы: «посуда».

Посуда, продукты питания.

4.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Мебель

Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Развитие мимической мускулатуры (тонуса, подвижности органов артикуляции). Развитие силы и длительности выдоха. Формирование фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Произношение двусложных слов с открытым слогом, трехсложные слова с открытым слогом, односложные слова типа «дом, мак». Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории:  глаголы настоящего времени 1 лица ед. и мн. числа.

Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» :  блок Просодика - упражнение «воздушный змей»; блок Лексика - упражнение  «Разложи предметы, 4-лишний, найди четвертого, что из чего», «Чей дом, профессии, действия, признаки». Блок Фонематика: звуки «Музыка, цирк, звуки А,О  »;

Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» автор Варченко В.И. раздел «Составь    предложение».

Обучающая программа «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И. блок укажи: Выделение звука «А» в любой части картины, выделение звука «У» в любой части картины.

Зима, зимующие птицы. Зимние забавы и развлечения.

5.

Я

Н

В

А

Р

Ь

Промежуточная диагностика.

Определить динамику развития грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения.

Диагностический материал, представленный в виде презентации.

Домашние и дикие животные.

Развитие зрительно-моторной координации. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Нормализация темпа и ритма  речевого высказывания. Дифференциация гласных фонем. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение ударного гласного из начала, конца слова. Произношение двусложных слов с закрытым слогом. Формирование обобщающих понятий по лексическим темам. Формирование фразы через: составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам.

Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» автор Варченко В.И. блок укажи: выделение звука «О», «И» в любой части картины; Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «А, У, И, О» и постановка их в схему.  Раздел «Составь предложение».

Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок разбей на группы: « живое и неживое, домашние и дикие животные».

6.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Животные северных и жарких стран.

Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Развитие силы и длительности выдоха. Развитие навыка элементарного звукового анализа: выделение ударного гласного из начала, конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. Формирование фразы через: составление предложений по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам.

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры»  блок Просодика, упражнения на дыхание: «пузыри, часы»;

Ритм: «машина, пирамидка»;

Тембр: «муравей».  Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Лексика: словосочетания «Кто сказал Мяу»?, «Кто живет в лесу»?; блок Фонематика: слова «Звуковые часы, 4-лишний, животные, одежда». Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок укажи: Выделение звуков «П, Т, К» в любой части картины.

День защитника Отечества.

7.

М

А

Р

Т

8 Марта, женские профессии.

Развитие зрительно-моторной координации. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Введение в активную речь различных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов. Развитие навыка элементарного звукового анализа:  выделение согласного из начала и конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке.

Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», блок Просодика, упражнения на дыхание: «кораблик»;

Ритм: «дом, самолетик»;

Тембр: «клоун». Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» блок укажи: Выделение звука «М» в любой части картины, выделение звука «Х» в любой части картины; как усложнение выделение заданного звука в начале, в середине и в конце слов. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «М, Х» и постановка их в схему.

Весна, перелетные птицы.

8.

А

П

Р

Е

Л

Ь

Транспорт.

Развитие кинетической основы пальцев рук. Создавать условия для развития восприятия, памяти, мышления, внимания. Нормализация темпа и ритма  речевого высказывания.  Развитие навыка элементарного звукового анализа:  выделение согласного из начала и конца слова. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: заучивание и воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке.

Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «Л, Р». Компьютерная образовательная программа «Радуга в компьютере» блок укажи: выделение звука «Н» в любой части картины; как усложнение выделение заданного звука в начале, в середине и в конце слов. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «М, Х» и постановка их в схему.

Школа, школьные принадлежности.

9.

М

А

Й

Поздняя весна, сад, луг, насекомые. Лето.

Развитие координации движений пальцев рук с речью. Создавать условия для развития работоспособности, познавательной активности. Нормализация темпа и ритма  речевого высказывания.  Развитие навыка элементарного звукового анализа:  выделение согласного из начала и конца слова. Формирование фразы через:  глаголы настоящего времени 1 лица ед. и мн. числа. Формировать в экспрессивной речи, следующие грамматические категории: составление предложений с помощью вопросов, воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картинке.

Логопедическая коррекционная программа: «Игры для Тигры» блок Звукопроизношение: звуки «Л, Р». Блок Лексика «словосочетания, предложения»

Обучающая программа «Учимся с Логошей» блок разбей на группы: « живое и неживое». Блок Укажи: выделение звука «В» в любой части картины, выделение звука «Ф» в любой части картины. Блок обучение грамоте: конструирование и распознавание букв «В, Ф» и постановка их в схему.

Итоговая диагностика.

Выявить уровень развития грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения.

Диагностический материал, представленный в виде презентации.

  1. Выводы:

                      Первые опыты применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволили мне сделать вывод о том, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с речевыми нарушениями такой способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

  • Информационные технологии способствуют  созданию личностно-ориентированного подхода в обучении детей с проблемами в речевом развитии.
  • Использование компьютерных технологий в рамках индивидуально-ориентированных образовательных программ позволяет более качественно скорректировать  речевые недостатки и способствует обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в школу детям с ОНР.
  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать:  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  • Компьютер -  отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  • Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

       Как показала практика, на занятиях с использованием информационных технологий  дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.  ( смотри приложение2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

         Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью.  Так с введением  ФГТ  особое место отведено здоровью дошкольн...

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.

Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. Поэтом...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

Мастер - класс на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Мастер - класс на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберешающих технологий"...

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий

Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её осв...