Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя по развитию речи детей с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Голубева Елена Геннадьевна

В статье освещается вопрос  внедрения в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий . Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя  

по развитию речи детей с ОВЗ»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы в развитии общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно,  возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий . Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, использование этих методов и приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе:

  1. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки 
подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата , отработки определённых положений губ, языка для правильного произношения той или иной группы звуков

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь.

 Вверх — вниз, вверх — вниз.

Я все выше поднимаюсь.

А потом — вниз.

(Широким языком прикасаться к бугоркам за нижними зубами, затем поднимать язык вверх к мягкому нёбу)

                                              ( Будённая Т.В.)

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

"Ныряльщики за жемчугом".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох. (Стрельникова А.Н.)

3.  Зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики  является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Упражнение  «Зайка играет с морковкой» (проследить глазами за игрушкой – морковкой)

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри

(смотрят вверх)

Вниз морковку опусти

(смотрят вниз)

Только глазками смотри

Вверх-вниз, вправо-влево

(смотрят вверх, вниз, вправо, влево)

Ай да заинька умелый!

Глазками моргает

(моргают)

Глазки закрывает

(закрывают)

Зайка наш морковку взял,

с ней он весело играл.

(Халько И.А.)

4. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются проблемы в развитии общей моторики: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Оздоровительные паузы  (физминутки)  проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Игра «Займи место» (под музыку):

Мы скакали, мы скакали,  (Прыгаем)

Мы немножечко устали, (Остановились, руки вперед)

Впереди далекий путь

надо отдохнуть               (Руки на пояс)

Где же можно сесть? (Пожимаем плечами)

Где же место есть? (Пожимаем плечами)

Поскорей занять, (Побежали по кругу друг за другом)

Чтобы не стоять! (Бежим к стульчикам, которых на один меньше, чем играющих. Нужно занять свободное место)

                                      (Сергей и Екатерина Железновы)

5. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. 

Упражнение «Котята» 

У кошечки нашей

есть десять котят (Медленно сгибаем-разгибаем пальцы («показываем всех котят»))

Сейчас все котята

по парам стоят (Прижимаем сначала кончики пальцев, а затем и ладони друг к другу)

Два толстых,

два ловких,

Два длинных,

два хитрых,

Два маленьких самых

и самых красивых (Не разжимая ладоней, постукиваем соответствующими пальцами друг о друга.)

                                                            (Е. Железнова)

6. Биоэнергопластика

 Биоэнергопластика  - это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

7. Су – джок терапия

Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе - су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

8. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: 
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- плантарный массаж (массаж стоп);
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

9. Кинезеологические упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

                                                                               (Сиртюк. А.Л.)

10. Релаксация.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Упражнение «Кулачки»: (напряжение и расслабление мышц рук, пальцев)

Упражнение «Горка»:  (напряжение и расслабление мышц языка – артикуляционных мышц)

Упражнение «Хоботок»: (напряжение и расслабление мышц губ)

11. Аромотерапия.

Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний целессобразно использовать ароматерапию.
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Мята – снимает головную боль и тошноту. Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей. Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему. Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.


Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками способствует снижению уровня заболеваемости, повышению работоспособности, выносливости, а также  личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.  Применение
 элементов педагогики оздоровления формирует стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и гармоничное развитие личности в целом.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.



Литература:

1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.

С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.

Е.А. Пожиленко. Волшебный мир з

В.И.Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер». М.«Вако», 2007г 
1. И. В. Блыскина «Логопедический массаж» г. С. Петербург, Детство-Пресс, 2004г.


Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» г. Москва, Академия, 2003г.


А.М.Горбунова статья «Оптимизация коррекции фонетической стороны речи средствами логопедического массажа» в сборнике материалов конференции «Инновации в дошкольном образовании» г. Пермь, 2005г.


А.М.Горбунова статья «Профилактика и ранняя коррекция сложных речевых нарушений у детей младшего возраста нетрадиционными средствами» в сборнике материалов конференции «Актуальные проблемы мультидисциплинарного подхода к сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Г. Пермь, 2009г


5. Л.В.Гаврюченко «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Москва. Сфера,2008г.

6. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье»Методическое пособие Москва, 2005г.

7. Л. В. Кочеткова «Оздоровление детей в условиях детского сада» Москва, 2005г.

8. М.Д. Маханёва «Воспитание здорового ребёнка» Москва, 1999г.

9. М.Л. Лазарев «Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «Здравствуй»»Москва, 1997г.

10. М. Н. Кузнецова, М.А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Москва, 2002г.

11. Т. Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н. Г. Гордова «Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию 


детей 4-7 лет», Москва, 2002г.

12. Л.Р.Лизунова «Материалы краевой научно-практической конференции» Краснокамск, 2011

13. Л.М.Волобуева «работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами». М.2006

14. Н.А.Виноградова Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы . М.2008

Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

Консультация для воспитателей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни»

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве....

Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)

Докладна тему:«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)в рамках заседания КМО воспитателей группа раннего возраста «Использование современных тех...