Картотека упражнений для развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Резвых Ульяна Владимировна

В учебно-методическом пособии представлены упражнения на развитие кратковременной речезрительной и слухоречевой памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_razvitie_kratkovremennoy_pamyati.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

У ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ

1. Научно-теоретические основы и задачи логопедической работы по развитию кратковременной памяти у детей с дисграфией

Хорошая память является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Одним из регуляторов темпа и последовательности речевого развития является формирование памяти.  Кратковременная память играет важную роль в процессе формирования навыка письма. В свою очередь все психические процессы у ребёнка, в том числе и память, развиваются и совершенствуются при непосредственном участии речи.

В работе по устранению дисграфии логопеду необходимо опираться на общедидактические и специфические принципы работы. Среди основных принципов коррекционной работы учёные (Л. С Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова) выделяют принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка, выдвинутый Р. Е. Левиной. Часто, осуществляя коррекцию дисграфии, логопед самостоятельно решает вопросы, связанные с восстановлением пробелов в развитии у ребёнка невербальных психических функций, а  логопедические занятия  решают задачи не только совершенствования речи детей, но и тех функций, без которых письменная речевая деятельность не может быть полноценной.

В коррекционной работе  должны существовать взаимосвязь и преемственность между представителями отдельных служб: врачом, психологом, логопедом и учителем. Без сотрудничества с родителями успех в коррекции недостижим. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях необходимо давать рекомендации по развитию у детей важных для успешного овладения письмом функций кратковременной памяти.

В логопедической работе по коррекции дисграфии аспект развития кратковременной памяти у детей должен быть продуман и реализован с учётом возможностей каждого ребёнка. Опираясь на результаты обследования, логопед может подбирать индивидуально для каждого ребёнка упражнения, способствующие совершенствованию недостаточных функций кратковременной памяти. Обследование должно носить гибкий характер, а полученные данные служить уточнению представлений об уровне развития той или иной функции и при необходимости своевременной её коррекции.

В процессе подбора представленных здесь игровых упражнений мы опирались на разработки А. В. Семенович, Л.Ф. Тихомировой, Р. И. Лалаевой, А. Н. Корнева, И. В. Прищеповой, С. Н. Костроминой, Л. В Черемошкиной, И. Е. Светловой.

2. Упражнения на развитие свойств кратковременной речезрительной памяти

1.«Шапка-невидимка». В течение 3 секунд учащемуся надо назвать и запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. «Запомни картинки». Предлагаем учащемуся рассмотреть, назвать и запомнить картинки на бланке. Затем закрываем бланк листом бумаги и просим ребёнка вспомнить и назвать все картинки.

3.«Запомни и найди». Приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Показать ребёнку карточку с изображением предметов, предложить назвать и запомнить их, чтобы затем отыскать среди других на второй карточке и назвать. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений можно делать паузы разной длительности, причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита).

4. «Овощевод» («Рыболов», «Цветовод»…). Просим ребёнка рассмотреть рисунок, назвать и запомнить все овощи. Затем закрываем рисунок, а ребёнку предлагаем прочитать в таблице названия тех овощей, которые были на рисунке.

5.  «Запомни точно». Время запоминания – 15 – 20 с. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.

а) Приготовить лист бумаги с 15 - 20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звёзды, снежинки и т. п.). Попросить ребёнка назвать и запомнить только большие (маленькие) фигуры, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовить бланк с правильными и перевёрнутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросить ребёнка назвать и запомнить только правильные (только перевёрнутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти их среди других.

6.«Восстанови порядок». Приготовить 5 – 10 игрушек, разложить их в случайном порядке. Предложить ребёнку назвать и запомнить их расположение (15 – 20 с). Затем он отворачивается, а логопед заменяет несколько игрушек (предметов). Ребёнок восстанавливает всё в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд, меняется их порядок в ряду. Это задание может выполняться, как и предыдущие, на любом материале (предметы, картинки, буквы и т.д.).

 7. «Что изменилось?», «День – ночь». Используются картинки с группами предметов посуды, мебели и т.д. Детям предлагается назвать и запомнить все предметы каждой группы. Затем показываются другие картинки с какими-либо изменениями внутри каждой группы. Дети находят и называют эти изменения. Постепенно количество групп предметов увеличивается.

8.«Живые цепочки». Дети встают полукругом; задача ведущего-ребёнка – назвать и запомнить порядок расположения детей. Первый вариант – он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант – логопед изменяет порядок, переставляя не более 3 – 5 детей, а ребёнок его восстанавливает.

9.  «Легко запомнить». Приготовить набор карточек с различными изображениями. Объяснить ребёнку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой приём, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Попросить ребёнка внимательно посмотреть на образец, назвать и запомнить его элементы. Затем предложить ему назвать по памяти эти предметы в том же порядке. Можно попросить назвать сначала предметы одной группы по порядку, затем – другой. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты,  окрашенные по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы или цвета. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

10. «Пары картинок». Раскладываем картинки попарно. Картинка с изображением дерева кладётся рядом с картинкой, на которой нарисован лес. Изображение дома –  рядом с рисунком окна. Возможны любые взаимосвязи предметов. Просим ребёнка внимательно рассмотреть все рисунки, назвать и запомнить как можно больше пар картинок. Убираем  картинки из одного ряда, даём задание учащемуся, глядя на оставшиеся картинки, назвать те, которые убраны.

11.«Вспомни пару». Приготовить бланки для запоминания. Объяснить ребёнку, как ему предстоит вспоминать фигуры. Он смотрит на  бланк, называет и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается, ребёнку называется фигура (знак) и предлагается назвать соответствующую пару.

12. «У кого что?» Предлагаем ученику рассмотреть картинку, назвать и запомнить, что держит каждый персонаж. Ученик составляет предложение в настоящем времени («Девочка держит в левой руке корзину с грибами»…). Затем показываем другую картинку, где персонажи изображены без своих предметов. Ученик вспоминает, какой предмет был у каждого и составляет предложение в прошедшем времени («Мальчик держал в правой руке лопату»…).

13. «Кто где?», «Кто за кем?» Ученик рассматривает картинку, называет и запоминает расположение персонажей. Затем картинка убирается, а ученик по памяти называет расположение персонажей в пространстве (с использованием предлогов) или по порядку следования.    

14.«Запомни карточку и выбери такую же». Ребёнку предлагаем назвать и запомнить ряд картинок (или фигур, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди набора карточек, из которых лишь одна совпадает с образцом. Более сложный вариант: тот же материал, но ребёнку предлагается выложить ряд по памяти из отдельных элементов.

15. «Витрина игрушечного магазина». Просим ребёнка рассмотреть «витрину магазина игрушек», назвать и запомнить, в каком порядке на полках расположены игрушки. Переворачиваем лист и просим ребёнка назвать, что изменилось, какой игрушки не стало, какая появилась новая. Количество полок с игрушками постепенно увеличиваем.

16. «Вставь буквы». Предлагаем ребёнку карточку с незавершёнными парами трёх- и четырёхбуквенных слов. Между парами слов имеется один или два пропуска (они указаны в скобках), в которых должны стоять одна или две буквы. Этими буквами заканчивается первое и начинается второе слово. Нужно назвать и запомнить, какие это должны быть слова. Затем карточка убирается, ребёнок называет пары слов, произнося их орфографически.

17. «Анаграммы». Предлагаем детям рассмотреть таблицу с картинками и расположенными под ними цифрами, мысленно переставить буквы слова, обозначающего предмет, изображённый на картинке, в том порядке, в котором стоят цифры. Если правильно сделать, то получится новое слово. Его надо назвать и запомнить. Затем по порядку назвать все получившиеся слова. Можно заменить картинки словами, убрать цифровые подсказки.

18. «Клад». Предложить ребёнку карточку с набором букв, среди которых «спрятаны» слова. Их необходимо как можно быстрее найти, прочитать и запомнить. Затем назвать слова в определённом  порядке. На первых порах можно подчёркивать слова.

19. «Чей предмет?» Участников игры разбиваем на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. На глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий называет и запоминает, кто какой предмет положил и в какой последовательности. Оцениваются ответы водящих, которые говорят: «Сашин пенал, Надина ручка…».    

3. Игровые упражнения на развитие свойств кратковременной

слухоречевой памяти

1.«Цепочка звуков». Логопед: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите (в прямом или обратном порядке)". Даётся первая цепочка: "А–О–У–Э". Затем логопед просит повторить её одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то логопед говорит: "Ребята, я была невнимательна и прослушала. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз". Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идёт по тому же алгоритму. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. Самое главное – постепенное увеличение объёма.  

2."Говорим и пишем". Логопед: "Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая звук, мы будем писать его букву перед собой так, как будто мы с вами пишем на листе белой бумаги".

3."Галактическое собрание". Работаем с цепочкой слогов по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой: ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА; ПА–НА–РА–КА–ДА. Можно дать возможность детям самим придумать новый язык инопланетян (цепочку слогов или звуков), выбрать желаемую интонацию.

4. Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот". Логопед: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке. Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."

5.«Магазин». Ребёнок «посылается в магазин». Его просят запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с нескольких предметов, постепенно увеличивая их количество до 7 - 10. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

6.«Пары слов». Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, называются пары «кошка – молоко», «мальчик – машина», «стол – пирог». Ребёнка просят запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называется первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями. Варианты упражнения:

а) «О единственном и множественном числах».

- Я буду называть тебе по порядку слова в единственном числе, а ты скажи их во множественном: плот, беда, мука, крот, грот, дуга, еда, слива, грива, диво.

- Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называла.

б) «Мужской и женский род».

- Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода: повар, купец, храбрец, портной, моряк, учёный, строитель, геолог, танцор, лифтёр.

- А теперь вспомни слова мужского рода по порядку.

в) «Женский и мужской род».

- Я буду называть существительное женского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное мужского рода: коза, оса, ворона, синица, балерина, ваза, игра, штора, собака, лошадь.

- Постарайся вспомнить все слова женского рода по порядку.

Примечание. В каждом случае ребёнку необходимо подумать, имеет ли данное слово множественное число, как правильно поставить ударение, имеется ли соответствующее имя существительное мужского или женского рода. При выполнении таких заданий эффективность запоминания, как правило, повышается. Лучше запоминаются слова, к которым трудно подобрать пару.  

7.«Тройки слов». Читаем учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом обращаем внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога. Затем читаем следующие 6 строк, по три слова в каждой, предварительно дав задание запомнить по порядку слова в тройках:

а) весна – солнце – ручей, река – рыболов – уха, праздник – песни – веселье, мост – река – вода, пчела – улей – медведь, дуб – жёлудь – свинья,

б) чтение – глаза – книга, сад – земля – растение, игра – правила – игроки, песня – музыка – слова, пианино – сцена – концерт, город – здание – улица,

в) бегун – стадион – соревнование, лес – дерево – кустарник, война – сражение – солдаты, больница – врач – лечение, озеро – берег – вода, бумага – клей – поделка.

Называем первое слово, ребёнок добавляет по памяти остальные два слова по порядку. Подобные упражнения можно проводить на материале пар и троек слов, не связанных между собой по смыслу.

8. «Восстанови пропущенное слово». Ребёнку зачитываются 5 – 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова – телёнок; близким по звучанию, например стол – стон); ребёнок должен найти ошибку.

9. Можно развивать кратковременную слухоречевую память используя методику 10 слов. Предлагаем несколько вариантов из 10 слов:

а) дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол,

б) кот, ручка, красный, плохо, яблоко, пол, слабый, ложка, лампа, карандаш,

в) кукла, вилка, синий, машина, высокий, кисть, мама, книга, курица, стул,

г) собака, окно, цветок, ковёр, низкий, конверт, небо, буква, слон, тетрадь,

д) часы, ветер, рыба, звезда, сон, конфета, бумага, калитка, стул, верёвка.

Можно использовать эту методику в виде игры «Пароль» с обязательным сохранением порядка воспроизведения слов. Задание с усложнением: повторить слова в обратном порядке.

Можно подбирать различные по длине цепочки слов, похожих по звуковому составу, например: дочка – бочка – кочка – мочка – почка – точка – ночка; калина – колено – кабина – малина – машина – Марина – мурена.  

10.«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть логопед) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать в данном случае птицу. Названия не должны повторяться. Ведущему можно повторять родовые понятия, а игроку повторять видовые – нет. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя. В определённый момент игры попросить детей вспомнить по порядку (в обратном порядке) все слова, которые назывались. Можно использовать мяч.

11. «Повтори и продолжи». Ребёнок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зелёный полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжёлый, вкусный»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

12.  «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребёнок запоминает и потом воспроизводит только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

13. «Кто больше услышит и запомнит?» Учащиеся распределяются на команды. Одной команде даётся задание запомнить все слова, в названии которых есть определённый звук. Задание для второй команды – аналогичное, но запоминать надо слова с другим звуком. После этого логопед называет 20 – 25 слов. Затем по команде логопеда один из членов команды перечисляет всё, что запомнил, остальные члены команды дополняют. Аналогично – со второй командой. Выигрывает команда, которая назвала больше слов. Вариант упражнения: одна команда запоминает существительные, вторая – прилагательные, третья – глаголы.

14. «Зашифрованное слово». Задание: из каждого слова взять вторые слоги и составить из них новое слово.

а) соловей, мотоцикл (ло-то);

б) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва);

в) поворот, пороша, канава (во-ро-на).

Задание: из каждого слова взять последние слоги и составить новое слово.

а) мебель, ружьё (бель-ё);

б) соломка, пора, мель (ка-ра-мель);

в) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт).

15. «Придумай, как запомнить слова». Ребёнку объясняют, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Ему предлагается запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолёт, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Вариант задания: «Имена».

- Я назову несколько имён, постарайся их запомнить. Эмма, Алла, Виктор, Руслан, Богдан, Надежда, Анна, Андрей, Татьяна, Степан. Назови имена, которые ты запомнил. Раздели имена на группы или классы, например: имена мужские и женские. Какие ещё классы можно выделить?

16. «Цепочка ассоциаций» («От слова к рассказу»). Необходимо запомнить некоторое количество (в зависимости от возможностей ребёнка) не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы  срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого  притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно  убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка может быть перенесена затем на запоминание  любого учебного материала.

17. «Лишнее слово». Логопед называет 4 – 7 слов, одно из которых не подходит к другим. Просит ребёнка назвать все слова, кроме неподходящего, объяснить ответ. Например:

- трамвай, самолёт, пароход, колесо;

- малина, калина, яблоко, черника, земляника;

- шляпа, пальто, панама, кепка, шапка, фуражка;

- Иванова, Таня, Маша, Оля, Лена, Катя, Лиза.

18. «Загадки – отгадки». Задание 1: отгадай загадки.

Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает.

Он то матери рождён, сам её рождает (лёд).

Конь стальной, хвост льняной (игла).

Бел, как снег, в чести у всех (сахар).

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (арбуз) и т. д.

Задание 2: перечисли всё, чему были посвящены загадки. Можешь ли ты повторить загадки?

19. «Играем с антонимами». Логопед объясняет, что антонимы – это слова, противоположные по значению.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня прохлада.

- В этом стихотворении есть антонимы: зной – прохлада. Послушайте стихотворения, постарайтесь найти и запомнить антонимы парами. Если догадаетесь, досказывайте последнее слово в стихотворении.

Я антоним к слову лето,

В шубу тёплую одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я – зима.

Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех

Я бываю поневоле

От печали, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались – это плач.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь – тишина.

- Назовите антонимы парами по порядку.

20. «Буква заблудилась».

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И - хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Зачитывается стихотворение, в котором заблудились буквы. Дети исправляют ошибку, называют правильное слово, затем заблудившуюся букву. После вспоминают, в каких словах были ошибки, повторяют правильные слова, правильные буквы.

Закричал охотник: - Ой! Двери гонятся за мной!

На виду у детворы крысу красят маляры.

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке!

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок!

21. «Телеграмма». Логопед предлагает ребёнку поработать телеграфистом, точно передать количество и порядок слов в предложении. С каждым последующим предложением количество слов увеличивается.

22. «Что сначала, что потом?» («Перепутаница»). Логопед произносит предложение с перепутанным порядком слов, бросая мяч каждому ребёнку. Дети ловят мяч и восстанавливают порядок слов в предложении:

а) Гнездо ласточки на чердаке было.

б) В лес за черникой мальчики ходили.

в) Но зайцы ускакали, долго гонялись мальчики за зайцами.

г) Выпал из гнезда один птенчик.

д) Получился целебный мёд из пыльцы и нектара.

23. «Разрезанные предложения». Логопед говорит, что несколько предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения, послушай их внимательно и попробуй запомнить.

Барабан висел на стене.

Пчела села на цветок.

Грязь – причина всех болезней.

Трусость – отвратительное качество.

Восход солнца в горах.

На фабрике произошёл пожар.

В комнате очень жарко.

Лучший отдых – сон.

Москва – древний город.

Железо и золото – металлы.

Мальчик принёс книгу.

- Я буду зачитывать одну часть предложения, а ты постарайся вспомнить недостающую часть и сказать предложение в таком виде, как я его читала в первый раз.

Материалом для упражнения могут служить пословицы, поговорки, скороговорки.

24. «Последовательность в стихах и сказках». Логопед предлагает послушать стихотворение (например, «Дом, который построил Джек») или сказку (например, «Петушок и бобовое зёрнышко»), запомнить и последовательно назвать персонажей, встретившихся в произведении.

25. «Воспроизведение рассказов». Логопед даёт задание детям внимательно послушать рассказ, чтобы потом рассказать его по памяти.

26. «Письмо Незнайки». Логопед просит детей восстановить порядок фраз в рассказе.

27.  Необходимо научить ребёнка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.

Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения этого развития можно  применять раз...

Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Представлен материал в игровой форме для детей младшего школьного возраста по развитию фонематического слуха. Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста:...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха для детей младшего дошкольного возраста.

Развивать фонематический слух,речевое дыхание, развивать речевое внимание детей.. Активизация мышц губ....

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: развивать у дошкольников мелкую моторику рук для развития речи Задачи: - развивать быстро...

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста»

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь ...

Перспективное планирование по использованию игр и упражнений на развитие слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и режимных моментах

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребен...