Перспективное планирование по использованию игр и упражнений на развитие слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности и режимных моментах
методическая разработка (подготовительная группа)

Ганеева Татьяна Владимировна

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения педагогом. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на занятии, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития слуховой памяти у детей 6-7 лет.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;

- познакомить родителей (законных представителей) с методами развития слуховой памяти, их целями и задачами;

- научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике;

- пополнить педагогическую копилку новой информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sluhovaya_pamyat_6-7_let.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие слуховой памяти у детей 6-7 лет через игровые технологии»

2023-2024

(учебный год)

Воспитатель: Ганеева Т.В.

Актуальность:

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения педагогом. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на занятии, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития слуховой памяти у детей 6-7 лет.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;

- познакомить родителей (законных представителей) с методами развития слуховой памяти, их целями и задачами;

- научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике;

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

Практическая деятельность:

Срок выполнения

Формы отчетности

Сентябрь

Октябрь

Работа по ознакомлению с темой «Развитие слуховой памяти у детей 6-7 лет через игровые технологии».

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов

Ноябрь

Декабрь

Введение в практическую деятельность: картотека игр и упражнений по развитию слуховой памяти для детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей.

Информация и консультирование родителей на тему: «Упражнения для развития слуховой памяти детей».

Оформление папки-передвижки «Как развить слуховую память у детей старшего дошкольного возраста».

Октябрь-май

Использование упражнений, направленных на развитие слуховой памяти в практической деятельности

Май

Анкетирование родителей

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Сентябрь

  1. Упражнение «Огород». Цель: развитие слухового внимания, памяти.

 Послушайте и запомните, какие овощи выросли.

В огороде много гряд

Тут и репа, и салат

Тут и свекла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

 Ребята, какие овощи выросли? (Дети перечисляют названия овощей, которые запомнили).

2. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

 Запомните, куда положила грибы тетка Варвара.

* волнушки–в кадушки

опенки – в бочонки,

сморчки – в бурачки,

груздки – в кузовки.*

- Ребята, скажите, куда тетка Варвара положила грибы?

Волнушки – в …, опенки – в …, сморчки – в …, груздки – в …

3. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

- Ребята, я вам прочитаю отрывок стихотворения, вы внимательно послушайте, и запомните все названия посуды. (При чтении голосом выделяются названия посуды).

* … И помчалися по улице ножи:

«Эй, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит …

А за ними блюдца, блюдца –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются

И стаканы – дзынь! – разбиваются

И бежит, бренчит, стучит сковорода

«Вы куда? Куда? Куда?

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке …*

- Назовите посуду, которую вы услышали и запомнили.

  1. Упражнение «Запомни». Цель: развитие слуховой памяти.

*Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва за решеткою у льва

Подкрепился у лисы, у моржа попил водицы

Ел морковку у слона

С журавлем поел пшена

Погостил у носорога, отрубей поел немного

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя

А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.*

                                        (Дети называют животных, которых запомнили).

Октябрь

  1. Упражнение

Воспитатель называет слова, дети их запоминают и повторяют.

Лист, ель, цветок, дорога, свеча, дым, огонь, юла.

  1. Упражнение

Воспитатель называет слова, дети их запоминают и повторяют.

Вода, снег, чашка, стена, рыба, санки, банан, книга, буквы.

  1. Упражнение

Взрослый читает предложение: «Сегодня к нам в гости придут друзья. На стол поставили сахарницу, конфеты, вазу, печенье, фрукты, пирожное, торт».

  • Вспомни и перечисли предметы, которые стояли на столе.

4. «Слуховая память».

Задание: Запомни рассказ и повтори его дословно.

Алеша встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель и пошел в школу.

Повтори.

  1. Послушай скороговорку, запомни и повтори.

На дворе – трава, на траве – дрова,

Раз дрова, два дрова …

Не руби дрова, на траве двора

  1. Упражнение. Запомни и повтори фразы.
  • Сегодня мама ходила на рынок и принесла нам много яблок.
  • Летом после дождя дети любят бегать по лужам.

Ноябрь

  1. Упражнение «Снежный ком».

 Первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

  1. Упражнение "Жук"

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

  1. Упражнение "Что какого цвета"

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

  1. Упражнение "Нарисуй по описанию"

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Декабрь

  1. «Вспомни цвет и раскрась»

Дидактическая игра на развитие слухового восприятия, соотнесения зрительного образа со слуховым.

Взрослый предлагает дошкольнику внимательно послушать стихотворение и вспомнить, какие цвета там были указаны, чтобы потом раскрасить соответствующую картинку. Родители сами могут сочинять подобные веселые стишки для своих деток.

В саду стоит зеленый дом,

Крыша красная на нем,

Рыжий пёс на страже.

На заборе голубом,

Сидят воробышки вдвоем,

Чирикают отважно:

«Увильнули, наконец,

От собаки строгой,

Можно отдохнуть нам, братец,

Подремать немного!»

  1. Игра «Четвёртый лишний» - учить детей определять на слух лишний предмет и обосновывать свой ответ.

Например:

1. Ель – тополь – мимоза – клён

2. Коза – лось – заяц – белка.

3. Пальто – зонт – плащ – юбка.

3. Упражнение «10 слов» - расширение объема кратковременной слуховой памяти.

Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза:

огонь;

дом, молоко;

конь, гриб, игла;

петух, солнце, асфальт, тетрадь;

крыша, пень, вода, свеча, школа;

карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Январь

  1. «Повтори пословицу» - развитие слуховой памяти и речи.

Взрослый произносит скороговорки и просит ребенка повторить их. Желательно, чтобы предлагаемые скороговорки содержали такое количество слов, которое увеличивалось бы в прогрессии от пяти до восьми и более.

1. Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

2. Три свиристели еле-еле свистели на ели. (6 слов)

3. Везут Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)

4. Грабли – грести, полозья – ползти. Метла – мести, весла – везти. (8 слов)

5. Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)

6. В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)

7. У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Педагог сначала играет роль мамы, которая посылает ребенка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивая их количество). в этой игре полезно меняться с ребенком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручения, но и запоминал, которое сам и дал.

Примечание: для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов (молоко, булочная, игрушки, одежда, ...).

3. «Инопланетяне-2»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

Февраль

  1. Упражнение «Повтори за мной».

Взрослый постукивает карандашом или палочкой по столу с определенным ритмом и просит ребенка повторить его. Начинать надо с простого ритма. По мере того, как ребенок справляется с заданием, можно усложнить ритм постукивания.

2. Упражнение "То, что нельзя называть"

Вы говорите серию любых слов. Ребёнок повторяет каждое слово за вами, но, например, если звучит называние животного, то он его не повторяет:

"Ложка, стол, комод, ёж (не повторяет), мёд, плита, троллейбус, медведь (не повторяет)".

3. Упражнение «Графический диктант»

Для этого упражнения выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку

схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

Например:

2 клетки вверх;

1 клетка вправо;

2 клетки вниз;

1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за

старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её

исправить.

4. Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза . После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

Март

  1. Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

  1. «Придумаем рассказ вместе»

 Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

  1. Игра «Пропущенное слово».

Составьте «цепочку» слов и несколько раз прочитайте ее ребенку. Далее повторите все слова, убрав одно из них. Попросите ребенка сказать, какое слово пропущено.

Апрель

  1. Ассоциации.

 А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил. 

  1. Назови пару.

Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например: река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь и т. д. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Если кроха легко справляется, значит логическая и смысловая память у него развиты очень хорошо. 

3. Стихи-небылицы

Эти стихотворения позволяют развивать не только память, но и

мышление, внимание, умение выявлять нелогичные ситуации.

Прочитав ребенку такой стих, расспросите его, какие нелепости он

заметил и запомнил.

Сел воробышек на дом-

Провалилась крыша.

Под березкою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет седока.

Май

Закрепление пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяет...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

КОНСПЕКТ НОД «СУТКИ» Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность

Цель: формирование представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Задачи:- расширить знания детей о временных понятиях: утро, день, вечер, ночь, их последовательность;- закреплять понятие &nda...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...