Подборка артикуляционной гимнастики для воспитанников детского сада
консультация по логопедии на тему

Бурмистрова Виктория Николаевна

Подходит для дошкольников и младших школьников для подготовки органов артикуляции к правильному произношению звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна»

         Начнём с того, что я объясню вам, дорогие родители, что такое артикуляционный аппарат и для чего он нужен.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

 К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.

 Надо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от “архитектуры” которого зависит качество звука.

 Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций. Но, для того, чтобы выявить изъян или нарушение, нужно представить себе, каково оно в норме. Для этого, вам придётся провести какое-то время у зеркала.

 Взглянем на себя в зеркало. Лицо должно быть спокойным, губы находятся в покое - обратите внимание. Теперь улыбнитесь. Ну-ка, пошлёпайте губами, словно говоря ПА-ПА-ПА.

 Соберите губки в трубочку.

 Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, вам понравится, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку, затем зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.

 А теперь пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, “винтиком”, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта. Такое артикуляционное упражнение называется "Часики".

 Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (в этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе “высокое небо” и объемный рот.

 Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.

 Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые (собранные в “пучок”) губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.

 А теперь просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.

 Возьмите любое стихотворение, прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Каждый раз, прежде чем начать говорить, наберите в лёгкие воздух, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности.

 Познакомились со своим артикуляционным аппаратом?

 А теперь мой вам совет. Тому же самому научите своих детишек. Не важно, есть ли у них нарушения речи или нет, такая гимнастика полезна абсолютно всем. Чем лучше ребёнок будет владеть своим артикуляционным аппаратом, тем чище и правильнее будет его речь и тем меньше будет у него (да и у вас) проблем при обучении в школе.

 Логопеды советуют и раньше, но по моему опыту, дети не всегда понимают, что маме от него нужно.

 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Рекомендации по организации проведения артикуляционной гимнастики дома

 1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребенок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребенка.

 2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 3. Покажите правильное выполнение упражнения.

 4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

 5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

 Существует такое понятие, как "артикуляционные позиции". Это такие позиции языка, губ и нёба, при помощи которых, тренируется артикуляционный аппарат.

 1) Упражнение "Качели" Язык опускается вниз и поднимается вверх:

 2)"Вкусное варенье" - языком облизать верхнюю и нижнюю губы:

 3)"Грибок"- необходимо присосаться кончиком языка к нёбу:

 4)"Иголочка" - максимально сузить кончик языка:

 5) "Катушка":

 6)"Лопаточка" - максимально расслабить язык и уложить его на нижние зубы и нижнюю губу:

 7)"Трубочка" - свернуть язык:

 8)"Чашечка":

 Выучите эти упражнения сами перед зеркалом. А потом научите своего ребёнка. Каждую позу желательно удерживать в течении 10 секунд. В день по три раза (10 секунд) через каждые 5-6 часов и ребёнок научится выполнять их самостоятельно.

         В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение.

 Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу,   (Е. М. Косинова.  Артикуляционная гимнастика)  которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

 Удачи вам в занятиях!

 

Литература:

 

1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.

 

2. Пожиленко  Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

 

3. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

 

4. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

 

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Презентация для родителей воспитанников детского сада "Артикуляционная гимнастика"

Презентация для родителей воспитанников детского сада "Артикуляционная гимнастика". Можно использовать на родительских собраниях в логопедической группе или при проведении мастер-класса....

Артикуляционная гимнастика для воспитанников младшей группы

Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек....

Артикуляционная гимнастика для воспитанников средней группы

Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек....

Артикуляционная гимнастика для воспитанников старшей группы

Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек....

Артикуляционная гимнастика для воспитанников подготовительной группы

Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек....