Общая артикуляторная гимнастика для родителей и воспитателей
методическая разработка по логопедии на тему

Козырева Диана Зауриевна

В статье представлены различные упражнения для тренировки органов артикуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для родителей и воспитателей.

Формированию первичных произносительных умений и навыков предшествует работа по развитию артикуляторных умений и навыков. Эта работа проводится в виде артикуляторной гимнастики.

Даются определенные упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляторных органов (губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба).

Упражнения проделываются в определенном ритме, сначала перед большим зеркалом с тем, чтобы ребенок мог видеть свои движения и движения логопеда, имел возможность сравнивать их и при необходимости исправить. Затем артикуляторная гимнастика проводится с индивидуальными зеркалами.

Цель артикуляторной гимнастики -  трудный для ребенка артикуляторный уклад нарушенного звука разложить на более легкие, простые элементы, выполняемые ребенком на данном этапе. Затем объединить эти элементы и получить требуемый артикуляторный уклад.

В процессе артикуляторной гимнастики осуществляется укрепление соответствующих мышечных групп.

Формирование первичных произносительных умений и навыков предполагается следующие направления работы:

1. Работа по формированию правильной артикуляции звука (по постановке звука)  Под постановкой звука понимается сам процесс вызывания звука, т.е. процесс обучения ребенка правильному его произношению.

2. Работа по автоматизации звука (по закреплению в речи)

Следует понимать, что автоматизация это трудный процесс для нервной

системы ребенка, т.к. ему приходится тормозить в речи правильное, но

непривычное для него произношение. Процесс автоматизации звука имеет

свою последовательность.

А) Автоматизация изолированного звука. Проводится в различных

звукоподражательных играх.

Б) Автоматизация звука в слогах. Осуществляется путем повторения слогов  за  логопедом и в различных играх и упражнениях.

В) Автоматизация звука в словах. Можно проводить либо в процессе повтора

слов за логопедом, либо в специальных заданиях и упражнениях.

Г) Автоматизация звука во фразе. Может проводиться либо в процессе

повторения предложения за логопедом, либо в специальных заданиях и

предложениях.

Д) Автоматизация звука в тексте. Эту работу рекомендуется начинать с

заучивания небольших стихов, потешек. Ритмизированный текст лучше

запоминается и легче воспроизводится.

Е) Автоматизация звука в спонтанной речи. На этом уровне несколько

снижается роль логопеда и значительно увеличивается роль

микросоциального окружения ребенка (родители, воспитатели и др.)

3. Работа по дифференциации звуков.

Основная задача: научить ребенка различать звуки в речи. Процесс дифференциации идет по тем же уровням, что и процесс автоматизации звука.

Общая артикуляторная гимнастика

Упражнения для губ

«Улыбочка»   Удерживать губы в улыбке с оскалом зубов

«Трубочка»   Вытягивание губ вперед, зубы сомкнуты. При выполнении

необходимо следить за тем, чтобы движение губ вперед не заменялось втягиванием щек.

 «Улыбочка» - «Трубочка» Чередование положения губ

                 Упражнения для языка

«Лопаточка»    Рот открыт. Широкий расслабленный язык лежит на нижней

губе.

«Иголочка»     Узкий напряженный язык выдвинут вперед

«Лопаточка» - «Иголочка» чередование положений языка

«Качели»       Рот открыт. Широкий язык помещать поочередно на

верхнюю, на нижнюю губу.

 «Маятник»     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого

языка попеременно тянутся под счет логопеда (родителей) к уголкам рта.

 «Ступеньки»    Рот открыт.

А) опустить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние зубы.

Б) поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние зубы.

«Сладкое варенье» Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю затем нижнюю

губу по кругу

«Лошадка»      Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и

сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибок»         Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Гармошка»     Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

 «Орешки»      Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну ,то в

другую щеку.

Выполнять каждый день по десять минут перед зеркалом.

Упражнения для формирования правильной артикуляции (для постановки)

свистящих звуков (с,з,ц)

1. Упражнения на распластывание языка

А) просунуть кончик языка между губами, помять его губами, произнося слог -

«па» (па-па-па)

Б) просунуть кончик языка между зубами, прикусывать его губами, произнося

слог - «та» (та-та-та)

В) на длительном выходе произносить гласный «и»

Г) при произнесении гласного «и», прикусить боковыми зубами боковые края языка.

2. Упражнения для кончика языка

А) опустить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние зубы

(см. упр. «Ступеньки»)

Б) поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние зубы

(см. упр. «Ступеньки»)

В) попеременное многократное помещение кончика языка на нижнюю,

верхнюю губу; за нижнюю за верхнюю губу; за нижние за верхние зубы.

Г) «Горка» - рот открыт, губы напряжены и растянуты.

Кончик языка опущен и прижат к нижним зубам; боковые края языка

подняты и прижаты к верхним боковым зубам. Язык выгибаем как горку.

Д) «Построить горку» - «Сломать горку»

3. Упражнения на выработку центральной воздушной струи

А) подуть на кончик плоско высунутого языка

Б)  подуть на кончик высунутого языка в пузырек

В) свернуть язык трубочкой, т.е. загнуть боковые края языка и подуть

Упражнения для формирования правильной   артикуляции (для постановки) шипящих звуков

(ш, ж, ч, щ)

1. Упражнения на распластывание языка (см. упр. для постановки свистящих звуков)

2. Упражнения для кончика языка

А) опустить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние зубы

(см. упр. «Ступеньки»)

Б) поместить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние

зубы. (см. упр. «Ступеньки»)

В) попеременное многократное помещение кончика языка на нижнюю, на

верхнюю губу; за нижнюю, за верхнюю губу, за нижние, за верхние зубы
Г) «Слизывание»:

1 вариант: слизывающее движение кончиком языка по верхней губе внутрь ротовой полости.

2 вариант: круговые движения кончиком языка по верхней и нижней

губам.

Д) «Лакание» имитировать лакательные движения.

Е) «Чашечка» Рот открыт. Кончик языка поднят и направлен к бугоркам, которые находятся за верхними зубами; боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Язык выгибаем как чашечку.

  1. Упражнение на выработку центральной воздушной струи.

А) подуть на кончик плоско высунутого языка

Б) подуть на кончик высунутого языка в пузырек

В) свернуть язык трубочкой и подуть

 Г) «Фокус» на кончик носа накладывается кусочек ватки или бумаги, язык высовывается из ротовой полости. Кончик языка поднимается вверх. Предлагается подуть на кончик языка.

Упражнения для формирования правильной артикуляции (для постановки) звука «Р»

«Маляры»   Рот открыт. Проглаживание кончиком языка всего небного свода, начиная от верхних зубов назад

«Орешки»  (См. общую артикуляторную гимнастику)

     «Грибок»   (См. общую артикуляторную гимнастику)

«Пулеметик» Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Язык поднят наверх, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Кончиком языка быстро и многократно ударяться в бугорки (за верхними зубами), произнося звук «Д»

(д-д-д). Язык все время находится наверху и работает только кончик.

Упражнения для формирования правильной артикуляции (для постановки) звука «Л»

«Иголочка»              -             (См. общую артикуляторную гимнастику)

«Лопаточка»            -            (См. общую артикуляторную гимнастику)

«Лопаточка» - «Иголочка» (См. общую артикуляторную гимнастику)

«Парус»   -   Рот открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы; боковые края языка опущены. Язык узкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляторная гимнастика в картинках и описаниях.

Представлена артикуляторная гимнастика в иллюстрациях с комментариями....

Наша активная артикуляторная гимнастика.

В помощь родителям старшей группы....

Зачем нужна артикуляторная гимнастика?

Показана необходимость и значимость выполнения артикуляторных упражнений для тренировки  речевого аппарата....

Указания к проведению артикуляторной гимнастики.

Указания к проведению артикуляторной гимнастики....

Артикуляторная гимнастика

Представлены различные артикуляторные упражнения, которые необходимо выполнять ежедневно для укрепления мышц артикуляционного аппарата....

Практический тренинг для воспитателей «Артикуляторная гимнастика для воспитателей»

Знакомство воспитателей с основными артикуляционными упражнениями...